Как поехать работать в Америку после бакалавриата
История Марины Решетниковой, выпускницы программы «Менеджмент» 2014 года
Какие у Вас общие впечатления о программе «Менеджмент»? Что понравилось/не понравилось?
Учиться было весело. До того, как попала в Вышку, я училась в других университетахах – в СПбГУ и во Франции. Поэтому, сравнивая университеты, могу отметить, что в Вышке учебный процесс был лучше. И я считаю, что важная часть Вышки - это активная студенческая жизнь. У студентов есть возможность делать проекты и реализовывать свои профессиональные навыки. К примеру, яна 3 курсе загорелась кино, сделала свою киностудию, мы снимали фильмы и организовали кинофестиваль. Вышка давала эту возможность, помогая как в профессиональном плане, так и в материальном.
Какие советы в плане учебы Вы можете дать студентам?
По сравнению с другими университетами, вы всегда можете задать преподавателям вопросы, все всегда рады ответить. Это очень важно, потом вы Вышку закончите и никто вам помогать уже не будет бесплатно.Главный совет – курсовые и дипломы надо начинать осенью, особенно диплом, хотя бы составьте план работы.
Как Вышка повлияла на Вас в профессиональном плане?
Опять же, это возможность реализовывать собственные проекты. Мы организовывали какие-то студенческие мероприятия, КВН, конкурсы, выезды и так далее. Сейчас много моих бывших однокурсников ведут свой собственный бизнес, либо строят карьеру в различных областях. И это была очень хорошая практика. В 17-20 лет ты уже учишься планировать, рассчитывать финансы, составлять планы мероприятий, набирать людей. Потом эти навыки очень пригодятся на настоящей работе.
А в плане новизны и необходимости полученных знаний? Какой бы университет Вы поставили на первое место?
Вышку. В СПбГУ обучение было довольно формальным. А в Вышке из-за модулей, бесконечных экзаменов и балльной системы, ты должен ходить на пары, ты не можешь полгода отсутствовать, прийти на сессию, сдать ее и уйти. В Вышке ты учишься планировать свое время.
Если вы планируете учиться заграницей, очень важно на протяжении учебы держать свой средний балл диплома не ниже 4,5 по 5-балльной системе. А что такое красный диплом здесь они даже не знают. В принципе, разницы между 4,5 и 5 для них здесь особо не будет, важнее другие составляющие пакета документов. Особенно в американских и канадских университетах — это вся активная деятельность (клубы студенческие, волонтерство) и спорт. В этом плане есть небольшой лайфхак: фактически, спортивные достижения никто проверять из-за границы не станет, поэтому можно ходить на обычные занятия физкультурой и попросить преподавателя написать бумажку, что ты спортсмен.
Для них недостаточно быть умным, обязательно нужно быть еще и иметь активную жизненную позицию, тут смотрят на то, что ты за человек и чем интересуешься.
Вы заканчивали бакалавриат и магистратуру здесь?
Только бакалавриат, я не захотела в магистратуру идти.
А вообще планируете на магистратуру идти куда-то?
Нет, не планирую в ближайшее время.
На Ваш взгляд, без этого можно обойтись или все же это необходимо?
Вообще, я советую людям идти в магистратуру. Я считаю, что менеджмент как образование хорош тем, что дает много умений и знаний в разных областях, которые можно применить в различных областях. Мое личное мнение, что идти в магистратуру стоит уже на узкую специальность, ту, в которой ты планируешь потом работать.
В какую область хотите пойти?
Меня в другие степи увело спустя время. Я думаю идти учиться на graphic-дизайнера.
Это как-то связано с Вашей работой?
Просто это то, чем я хочу заниматься, что-то что мне интересно. Я сюда приехала заниматься маркетингом. Кстати в Америке ты не можешь сказать что твоя специальность — это менеджмент, т.к. это просто общее слово, тебя не поймут. Поэтому ты говоришь маркетинг, к примеру. Потом я стала заниматься больше медиа и PR, это уже в свою очередь связало меня больше с график-дизайном.
Как Вы вообще узнали о программе? Как попали?
Самая интересная часть. Я после 2 курса поехала на Work and Travel в Америку, и мне пришла в голову идея после окончания университета поехать в Америку именно учиться. Поэтому где-то с середины третьего курса я занималась активно поисками всех возможностей. Я сначала фокусировалась на том, чтобы поступить в университет. Я готовилась к сдаче IELTS, документы готовила, портфолио, рекомендательные письма, подавала их зимойна 4 курсе. Под конец 4 курса начали приходить ответы и я поняла, что я не в состоянии оплатить эту учебу. Стоимость обучения в университете штата или города около 6-7 тысяч долларов в год, в частных университетах около 60 тысяч долларов в год. Иностранцы не могут претендовать на государственную финансовую помощь, только на частные стипендии. При стипендии 40-45 тысяч я бы все равно должна была платить остальне 15-20 тысяч в год, плюс деньги на жизнь. Так что вариант учебы отпал сам собой и пришлось искать план Б. Я начала гуглить какие еще есть возможности в США, и нашла программу internship/trainingUSA
Internship - это для нынешних студентов или выпускников, которые закончили не более года назад. Ехать по ней можно максимум на 12 месяцев. То есть разница в том, как давно вы закончили университет и на сколько месяцев максимум будет стажировка, в остальном разницы программ нет.
Training —для тех, кто закончил больше года назад и работает по специальности. Тогда максимум можно ехать на 18 месяцев. Работать ты можешь только по специальности, но, к счастью, для менеджмента, из-за уже упомянутой путаницы с названиями специализаций, ты можешь ехать как маркетолог, логист, медиа, PR, все те курсы которые прописаны в дипломе.. Например специальность на 4 курсе у меня была не маркетинг, а бизнес менеджмент, но уезжала я как маркетолог.
Естественно вам нужно иметь job offer, как и для Work and Travel. Проблема в том, что самим искать себе работу очень тяжело.
Не все компании берут международных интернов, потому что это долгий бюрократический процесс. Они предпочитают американских студентов. Поэтому искать самостоятельно займет нереальное количество времени. Я решила воспользоваться услугами агенства. Сначала я обращалась в агенства в Питере, которые занимаются программами Work and Travel и Au-pair, но они все сказали что данной программой не занимаются, слишком много времени и усилий. Так что я нашла американское агенство, которое работало со мной удаленно. Они помогли составить резюме, учли мои пожелания относительно типа работы и города.
Как это работает?
Как в Work and Travel у тебя должна быть спонсорская компания, которая делает тебе DS форму, когда у тебя уже есть Job offer. Когда ты работаешь с агентством, берут это все на себя. Кстати, агентство не так дорого стоило, я заплатила 100 или 200 долларов. Агентство проверяет уровень английского, помогает составить пакет документов, рассылает резюме и договаривается об интервью с работодателями.
Разные агенства работают на разных условиях, тут нужно быть очень внимательным и выяснять все условия до оплаты их услуг. Так, многие агенства дают лишь ограниченное количество вариантов и ты должен выбрать один, даже если работа вам не нравится. Также многие не принимают ваши пожелания относительно города. Многие агентства пытаются настроить на то, что стажировка будет неоплачиваемая. У меня она была оплачиваемая, 1000$ в месяц. Для Нью-Йорка это очень мало, поэтому было тяжело.
Потом мне назначили первое Skype интервью с будущим боссом и затемя ждала ответа где-то около месяца, они интервьюировали много разных людей. Через месяц агентство сказало, что та компания прислала job offer, и я должна начинать собирать свои документы для подачи на визу и ждать DS формы от спонсорской компании.В посольстве при подаче на визу нужно показывать наличие средств на проживание в США на протяжение программы. Минимум был из расчета около тысячи долларов в месяц. При оплачиваемой стажировке показывать нужно меньше, лишь часть суммы, что не покрывается стажировкой и плюс лучше несколько тысяч сверху.
Ну и все, вы приезжаете, вам нужно найти жилье. Из России найти жилье в Нью-Йорке нереально, потому что как только вам что-то понравилось, вы должны сразу идти и смотреть, Никто не будет ждать вас пару недель, пока вы приедете.. Также учитывайте, что будет нужно много денег на первое время. У меня денег не было особо много, примерно на две ночи в отеле и все. Вообще трэшовый был переезд, не советую так поступать. У меня было всего один день, чтобы квартиру найти.
Но все же получилось?
Да, получилось. Не знаю как, повезло. Для съема жилья необходима credit story и proof of income. У меня ничего не было, только из самолета вышла с чемоданом.
А дальше начинается работа. Агентство составляет вам план стажировки (или вы сами, если без агенства). Это считается как часть учебы, вы как бы продолжаете свое обучение.
Кстати говоря, у меня в компании несколько ребят было из Европы, кто не досиделдо конца стажировки и уехали домой.
Ну их можно понять, они для компании что-то вроде бесплатной рабочей силы.
Да, на стажерах они сильно экономят деньги. Принимая международных стажеров, они платят меньшие налоги, так чтоэто выгодно для обеих сторон. Плюс ты работаешь полный рабочий день, но оплата может быть значительно меньше чем для американских работников и стажеров.
Если вы планируете остаться потом, то нужно искать компанию, которая нанимает иностранцев. Моя компания не нанимала иностранцев никогда после стажировки. Проверить можно к примеру на LinkedIn, посмотреть сколько иностранцев работает в компании. Визу выдают на срок стажировки, плюс месяц на путешествия и все. Потом надо что-то еще делать. Вообще, 1 апреля - дата подачи на рабочую визу. Поэтому можно так подгадать сроки стажировки, чтобы к этому времени вы отстажировались почти год и можно было просить компанию спонсировать рабочую визу. Плюс не забывайте за этот год искать других работодателей.
Работать в американских компаниях это совсем не тоже самое, что работать в российских компаниях. В том плане, что люди реально работают от и до, и сверхурочно, и из дома по выходным. Но это действительно очень интересный опыт.
И если ехать - я советую ехать в большие города: Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Лос-Анджелес. В большом городе больше возможностей, вы сможете завести больше знакомств и связей. Но и учитывайте, что в больших городах получаются больше затраты на жизнь.
То есть Вы отстажировались один год и после этого Вы продолжили работать, но уже в другой фирме? Как произошел этот переход?
Перехода толком не было. У меня стажировка закончилась, и я осталась. Нашла другую работу в офисе. Потом еще несколько работ сменила, в основном через знакомства. Сейчас помогаю другу с его рестораном, менеджер и также занимаюсь медиа.
В целом, у меня много всего и хорошего и плохого происходило за это время, но меня часто выручали знакомые и друзья. Так что если поедете – заводите друзей,, много и быстро.
В крупных городах одна из возможностей это сообщество Couchserfing к примеру. Или network events для профессионалов. Есть language exchange groups и группы для иностранцев. Все это можно найти в Facebook.
Какие у Вас сейчас планы на будущее?
Я думаю в следующем году переехать в Калифорнию и учиться там.
Master Degree?
Посмотрим. У них есть разные программы. Если у тебя уже есть образование, университеты часто разрешают тебе получить еще одну Degree, но за меньшее количество времени.
В целом, в Америке не так сильно смотрят на то, какое образование ты получил и получил ли вообще. Важно то, что ты умеешь делать, твое портфолио, твой опыт работы и отзывы предыдущих работодателей о тебе.
Personal skills – вот что важно, да?
Да, здесь это самое важное.