Социальные предприниматели и импакт-инвестиции
В отличие от традиционных моделей инвестирования, импакт-инвестиции нацелены на конкретный социальный эффект. А от благотворительности импакт-инвестиции отличает четкое требование финансовой отдачи.
6 декабря доцент департамента финансов, руководитель программы ПП «Экономика и управление предприятием» Елизавета Марковская приняла участие в семинаре «Социальные предприниматели и импакт-инвестиции» в Центре развития некоммерческих организаций (Санкт-Петербург).
Участники познакомились с тем, что такое социальные инвестиции и чем они отличаются от обычного инвестирования, а также проанализировали зарубежный опыт в этом направлении.
Ведущая семинара, руководитель акселератора ЦРНО Анастасия Москвина поделилась опытом обучения на программе «Социальные финансы» в Бизнес-школе Саид Университета Оксфорда. Спектр социальных финансов включает в себя венчурную филантропию и импакт-инвестиции (социальные инвестиции или социально-преобразующие инвестиции – терминология, особенно на русском языке, еще не устоялась, все эти термины означают одно и то же).
Социальные инвестиции (в отличие от венчурной филантропии, которая означает финансовые вложения, в которых важен социальный результат и социальное воздействие, а не возврат финансовых средств) – это вложения в проекты, в которых одинаково приоритетны и финансовый результат (возврат финансовых средств), и социальное воздействие. Однако, важен именно баланс, и высокая эффективность в решении социальной проблемы может компенсировать низкую рентабельность проекта. Социальные предприниматели сосредоточены на таких видах деятельности, которые прежде всего содержат общественные выгоды. Поэтому в Великобритании, например, созданы государственные и частные фонды социальных инвестиций, предоставляющие, в частности, кредиты социальным предпринимателям на более длинный срок и под более низкий процент, чем обычные банки. Так работает и Фонд «Наше будущее» в России, предоставляющий безпроцентные займы социальным предпринимателям, прошедшим отбор.
Примерами социальных инвестиций, которые обсуждались на курсе в Оксфорде и пока не представлены у нас в стране, могут быть и такие финансовые инструменты как облигации социального воздействия (Social Impact Bonds), предполагающие частные инвестиции под гарантии государства на предоставление социальных услуг конкретной целевой группе (например, социальная реабилитационная работа с заключенными тюрем для профилактики повторных преступлений) некоммерческими организациями или соцпредпринимателями. Также это агентства социальных инвестиций, выступающие посредниками между социальными инвесторами и социальными предпринимателями. Еще один пример – Фонд местного сообщества Силиконовой Долины, привлекающий инвестиции от крупных корпораций, частных инвесторов, государства для решения социальных проблем в своем сообществе. Был представлен проект работы с проблемой отсутствия навыков чтения и грамотности у 50% школьников младших классов в регионе.
Практикой привлечения социальных инвестиций в свой стартап поделился Виталий Китаев, основатель и гендиректор Oriense.com – электронного поводыря для незрячих и слабовидящих Компания предлагает два продукта: мультифункциональный GPS/GLONASS навигатор, разработанный специально для незрячих людей, не требующее подключения к мобильным сетям и полностью автономный, и специальное расширение для навигатора, использующее камеры для сбора информации об окружающей среде. Позволяет перемещаться безопасней, заранее обнаруживая особо опасные объекты, а также поможет в распознавании различных объектов.
Сергей Захаров, заместитель директора по социальному предпринимательству МОО БЦ "Хэсэд Авраам" рассказал о партнерстве «НКО-бизнес-государство» при создании частного пансионата для пожилых. Это пример, когда государство выделило землю под строительство пансионата, крупный инвестор вложил деньги в строительство, а общественная организация является оператором и провайдером социальных услуг для пожилых людей. Здесь сработал фактор репутации, экспертизы и опыта общественной организации "Хэсэд Авраам" работы с пожилыми в предоставлении стационарного ухода, ухода на дому для пожилых людей и профессионального подхода, в который поверили государство и инвестор.
Зарубежным опытом привлечения инвестиций в эко-тренинговый центр в формате SKYPE-включения поделилась Диана Хобанян, менеджер проектов Фонда устойчивого развития и активного гражданства EcoLab (Армения). Диана рассказала об их успешной кампании сбора частных инвестиций на строительство эко-центра в сельской местности, предоставляющего коворкинг для социальных проектов, семинары и мероприятия для молодежи и эко-активистов. Инвестиции собирались у частных лиц на возвратной основе.
Вторая часть семинара была посвящена обсуждению взаимодействия социальных предпринимателей и социальных инвесторов. Эксперты дискуссии, а также участники семинара совместно выработали список ожиданий инвесторов от социальных предпринимателей, а также обсудили каким характеристикам они должны соответствовать.
Инвестор может захотеть вложить деньги, если: видит, что есть команда; есть работающий MVP (минимальное ценностное предложение – продукт); есть выход на международные рынки; есть долгосрочный потенциал у проекта; команда должна уметь коммуницировать, в т.ч. свое уникальное предложение; для социального инвестора – важно видеть социальное воздействие проекта; важно шире смотреть на все возможности – предлагать проект в рамках КСО (корпоративной социальной ответственности) организации-инвестора, идти на краудфандинговые платформы и вообще не бояться предлагать свой проект.
Дискуссию вызвал также вопрос – каким образом ресурсные центры и инфраструктура поддержки социального предпринимательства может подготовить предпринимателей к взаимодействию с инвесторами. Было предложено несколько идей: для создания пула социальных инвесторов важно проводить просветительские мероприятия (и для соинвесторов, и для соцпредпринимателей), а также продвигать успешные примеры соцпредприятий через реалити-шоу, продюсерские центры, инвестиционные агентства. Важно создавать переговорные площадки, структурировать потоки данных по сферам проектов и рынкам, помогать соцпредпринимателям в «упаковке» продукта. А иногда показывать проектам, что им не нужны инвестиции. Идеи есть, но порой возникает вопрос, кто займется реализацией.
Третья, практическая, часть семинара представляла собой деловую игру «Диалог с инвестором» от эксперта Высшей школы экономики, бизнес-консультанта Елизаветы Марковской. В рамках игры участники в составе 7 команд прорабатывали свои проекты и готовили презентации для потенциальных инвесторов. Однако командам нужно было не только учесть пожелания всех «инвесторов», которые в формате игры представляли различные структуры, но и уложить свое выступление ровно в 3 минуты. В роли инвесторов выступили эксперты семинара: «частный инвестор» – Анна Брусницына, эксперт Фонда «Наше будущее»; «государственный фонд» – Денис Кривошеев, руководитель ЦИСС Мордовии; «частный фонд» – Дмитрий Некрасов, учредитель бизнес-школы «Young»; «независимый инвестор» – Анастасия Москвина, руководитель Социального Акселератора ЦРНО.
После выступления всех команд эксперты дали свои комментарии по каждому из представленных проектов, а также рекомендации как работать с представителями различных фондов и инвесторов.
Семинар показал, что тема социальных инвестиций является важной и перспективной для России: участники узнали про все этапы, которые нужно пройти для получения инвестиций, а также как нужно представить свой проект инвестору, чтобы «зацепить» его.
Материал подготовили: Анастасия Москвина (ЦРНО, Санкт-Петербург), Елизавета Марковская (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург)
Из отзывов участников:
Марковская Елизавета, к.э.н., доцент НИУ "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге, эксперт, руководитель консалтинговой практики и партнер консалтинговой компании FactosphereLtd (UK):
«С точки зрения Investment relations взаимодействие социальных инвесторов и социальных предпринимателей - это относительно новая область для России, поэтому многому предстоит учиться всем стейкхолдерам. Разработанная мной деловая игра, которую я проводила на семинаре в формате инвестиционной (pitch) сессии, показала, что предпринимателям очень нужны знания о том, как общаться с инвесторами, как правильно представить информацию о проектах и, самое главное, как оценить эффекты (экономические и социальные) таких проектов. А социальным инвесторам, работающим в России, предстоит учиться взаимодействовать с социальными предпринимателями, которые получают свой первый опыт подобных взаимоотношений. Один из предпринимателей после игры поделился со мной своими мыслями: раньше он думал, что «просить деньги - стыдно», но теперь он понимает, насколько ему необходимы специальные знания и soft skills для того, чтобы достойно представить свой проект инвесторам».
Анна Брусницына, эксперт Фонда "Наше будущее":
«Тема импакт-инвестиций новая в России и ещё не до конца осознанная. Между тем необходимость социальных изменений актуальна особенно последнее время. И поднимая вопросы "смыслов в инвестировании денег" – мы начинаем изменять и сознание самих предпринимателей, даём пищу для размышления и возможность отойти от шаблонов восприятия, что деньги только ради ещё больших денег. И наша миссия в культивировании идеи о полезности воздействий любых начинаний».
Наталья Боброва, юрист-фрилансер: «Кажется, всё просто – есть гениальная идея, я её обдумала, обсудила с коллегами и даже записала. Ума и обаяния у меня хватает. Что еще надо инвестору, чтобы радостно расстаться со своими деньгами? Однако, под пристальным взором грозных «Фомы Неверующего» и «Акакия Акакиевича» оказалось, что «всё просто… но совсем не так…». Спасибо за этот важный реальный опыт ЦРНО и приглашенным экспертам, очень талантливо и убедительно сыгравших с нами в "переговоры"».
Сергей Захаров, зам. директора по социальному предпринимательству МОО БЦ "Хэсэд Авраам":
«Для меня, как представителя крупнейшего СО НКО России, которая объединив под одной идеей интересы и ресурсы инвесторов и государства и тем самым реализовав проект строительства первого в России частного пансионата, построенного специально для пожилых, вопрос развития сферы инвестиций воздействия чрезвычайно актуален. Именно благодаря импакт- инвестициям мы смогли реализовать проект и по прошествии года успешной работы предприятия, которое смогло помочь 184 семьям справляться с проблемой ухода, однозначно констатируем эффективность примененной модели взаимодействия «НКО-Бизнес-Государство» и необходимости широкого развития сферы импакт-инвестиций. В этой связи состоявшийся семинар не просто актуален, это очередной шаг в развитии сферы и изменений контекста социального предпринимательства в России».
Анастасия Москвина, к.с.н., организатор семинара, руководитель социального акселератора ЦРНО:
«Тема социальных инвестиций и импакт-инвестирования только появляется в нашей стране в общественной дискуссии: существует терминологическая путаница, часто желаемое выдают за действительное, представители НКО, бизнеса и государства по-разному на это смотрят, реальные кейсы социнвестций днем с огнем не найти. Важно начать обсуждение со всеми стейкхолдерами и увидеть возможности для каждого в совместном решении социальных проблем через устойчивые модели возвратных средств. Поэтому важно начать этот разговор в среде соцпредпринимателей и НКО, приглашать предпринимателей из технологической среды с опытом привлечения инвестиций, давать пробовать начинающим соцпредпринимателям разговаривать с потенциальными инвесторами и давать им жесткую обратную связь. Все это было на семинаре 6 декабря, и мы надеемся, что это поможет начать изменения и подходы в экосреде соцпредпринимательства и импакт-инвестирования».
Дмитрий Некрасов, эксперт семинара, учредитель бизнес-школы "Young":
«Семинар затронул важную тему - поиск инвестиций под социальный бизнес. В нашей стране все больше становится людей, желающих стать социальными предпринимателями. И когда они доходят до определённого уровня развития, им нужны инвестиции, чтобы масштабировать своё дело в другие регионы или страны. На этом семинаре мы очень хорошо показали, какие этапы нужно пройти для получения инвестиций, и что самое важное - дали понимание, что нужно показать инвестору для получения инвестиций под социальный бизнес».
Денис Кривошеев, эксперт семинара, руководитель ЦИСС Мордовии:
«Семинар показал, что тема социальных инвестиций сегодня является востребованной в нашей стране. В рамках дискуссии эксперты, социальные предприниматели и представители НКО смогли совместно определить ожидания от социально-предпринимательского проекта и вопросы, на которые инвестор хотел бы получить ответы. Также была затронута важная тема – как именно инфраструктура поддержки социальных предпринимателей может помочь им взаимодействовать с потенциальными инвесторами. На мой взгляд, подобные мероприятия важны для понимания процессов импакт-инвестирования, и их необходимо масштабировать в пределах нашей страны».