• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Во Францию по обмену

Анги Схведиани, студент 4 –го курса ОП "Менеджмент" проучился семестр по программе обмена в Школе менеджмента Ауденсия в Нанте. Анги рассказал о своих учебных буднях во Франции.

 - Анги, почему ты решил поехать учиться по обмену и почему выбрал  Францию?

 - По обмену я решил поехать ещё на первом курсе обучения в Вышке. Основными причинами стали желание очутиться в другой культурной среде и получить другой опыт в плане образования. Выбор пал на Audencia Nantes Ecole de management, находящуюся в городе Нант, так как с одной стороны она являлась сильной бизнес - школой с известным именем, а с другой предлагала практикоориентированное обучение по интересной для меня специализации – International Strategic Management and Consulting .

- Расскажи, пожалуйста, как ты  попал на программу обмена? Большой ли был конкурс?

 - Довольно просто: написал мотивационное письмо, где указал в развёрнутом виде почему хочу учиться в Нанте и как пришёл к идее заниматься консалтингом. К этому письму я приложил резюме со всеми достижениями (выступления на конференциях, участие  разного рода школах и проектах, организация научных и досуговых мероприятий на факультете и т.п.). Через некоторое время я получил письмо из международного отдела НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, подтвердившее моё зачисление. Я был рад, так как очередной пункт моего жизненного плана начал успешно реализовываться.

 - Как выглядит процесс обучения в  Audencia Nantes Ecole de management? Опиши свой обычный учебный день.

Прежде чем начать, необходимо пояснить несколько моментов касательно вышеупомянутой специализации. Во – первых, она включала в себя 6 предметов, не считая двух элективных курсов, которые закончились в первые 2 недели учёбы, и французского языка, который я посещал по понедельникам. В неделю эти 6 предметов, согласно программе, должны были составлять примерно 24 – 30 реальных (астрономических) часов обучения в классе и примерно столько же времени отводилось на самостоятельное обучение. Преподаватели, как правило, пользовались всем временем, не жалея своих бедных студентов.

Обычный учебный день:

9.00 – 12.00 – Пара с приглашёнными преподавателями из Weave consulting group. Защита консалтингового проекта по слиянию одного из отделов трёх разных банков. Разбор основных ошибок (как с точки зрения оформления презентации, так и с точки зрения её наполнения).

12.00 – 13.00 – Перерыв на обед. Мы обычно ходили в студенческий ресторан, где за 3.20 евро можно было неплохо покушать. Во время еды обсуждаем консалтинговый проект, который нам надо сделать по заданию Capgemini Consulting group на следующую неделю.

13.00 – 16.00 – Как правило, пара продолжалась с теми же преподавателями. На второй лекции нам давался пул теоретического материала, а также новое задание на следующую неделю..

16.30 – 18.00 – организационная встреча группы из 6 человек по консалтинговому проекту для отдела послепродажного обслуживания Vorwerk France, который мы должны были делать весь семестр и должны были защитить через 3 недели перед представителями компании. На этой встрече обсуждались итоговые варианты рекомендаций и формат презентации. Также были назначены дедлайны, когда мы все должны представить итоговые варианты как письменной, так и презентационных частей проекта.

Весь вечер уходил на чтение и предварительную проработку невероятно громадных кейсов по предметам Consulting in Informational business и Consulting in International business, которые нужно было представлять на следующий день.

- Как взаимодействуют студенты друг с другом и как устроена внеучебная жизнь университета?

- У них модель очень простая: когда поступаешь в университет, то вносишь членский взнос в размере 250 евро за 4 года. На эти деньги студенты организуют все свои мероприятия (это не отменяет того факта, что за билеты на них надо платить). В конце года, аудиторская комиссия проверяет все финансовые расходы и даёт своё заключение.

Студенты – нормальные весёлые и открытые люди. Со мной в группе были ребята от 20 до 27 лет. Примерно 40% - французы, а остальная – британцы, немцы, китайцы, индийцы, норвежцы, шведы, колумбийцы, марокканцы. В основном, конечно, ребята были намного старше меня – от 24 до 27 лет и уже учились на магистерских программах. Однако, уровень навыков и знаний, которыми я владел, был сопоставим с их. Стоит также приготовиться к проблемам с пониманием английского, так как у китайцев и индийцев очень сильный акцент. К этому привыкаешь, но вначале приходится постоянно переспрашивать.

Общежитий во Франции нет. Есть резиденции. Если очень повезёт, то есть шанс снять студию 20 м. кв. с маленькой кухонькой и санузлом за 350 евро. Однако, таких случаев очень мало, так как такие места расхватываются ещё за 4 – 5 – 6 месяцев до начала обучения. Я бы советовал рассчитывать на 400 - 450 евро + электричество за вышеупомянутый вариант размещения, в случае, если вы едете один. Также, желательно начать поиски жилья сразу же после получения подтверждения о зачислении в университет, иначе потом могут быть серьёзные проблемы.

- Какие  учебные дисциплины тебе больше всего понравились?  Были ли какие – либо трудности при обучении, например  языкового плана?

 - Больше всего мне понравилась часть курса Consulting Projects, которую вели специалисты из Weave Consulting, а также часть курса Consulting Soft Skills, которую вёл преподаватель из Британии. Первая часть мне понравилась из-за большого количество полученных практических навыков, а вторая за интерактивный подход к обучению студентов – каждый раз преподаватель устраивал для нас различного рода бизнес симуляции и игры. Особых сложностей при обучении я не заметил, если не считать необходимость в строгом тайм – менеджменте и отсутствие времени на отдых и развлечения. Трудностей с языком я не наблюдал. У некоторых преподавателей наблюдался довольно милый и лёгкий акцента, но мне он особо не мешал. Хотя, другие студенты зачастую жаловались на проблемы с пониманием.

 - Что тебе больше всего понравилось и не понравилось в учебе и жизни во Франции?

Больше всего мне понравилось, что во Франции открытые и отзывчивые люди, которые любит пошутить и поболтать. Они мало знают о России, но очень интересуются тем, как всё реально здесь происходит. Никогда не забуду, как с немцем в двенадцать ночи на набережной обсуждал книгу «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Спокойная и расслабленная атмосфера, кроме тех случаев, когда они бастуют. Недалеко от Нанта (40 минут на поезде) было побережье океана. Много хорошей выпечки (особенно пирожных). Можно довольно дёшево арендовать велосипед и кататься на нём. Хорошая погода.

Основные минусы  - жуткая бюрократия. Забастовки. Только за то время, что я был в Нанте, было 2 погрома в центре и ещё несколько демонстраций. Много воришек.

 - Анги,  какое главное умение ты получил в процессе обучения зарубежом?

 - Применение теории, выученной в Вышке, на практических заданиях, которые давала Ауденсия.

- Какие различия ты выделил для себя в российском подходе к обучению в университете  и во французском? 

 - В Вышке в основном преподаются теоретические концепции. Их применение на примере практических кейсов проходит сравнительно редко. Обучение более расслабленно и направлено в большей степени на выработку индивидуальных навыков и индивидуальную оценку способностей студента. В Ауденсии в основном практика. Обилие кейсов, но недостаток в теоретической литературе. К примеру, я был практически единственным студентом, который знал 80%  теории, преподаваемой в Ауденсии, и мог отвечать на теоретические вопросы без подготовки. Обучение на концентрации интенсивное, так как основной его целью является: «подготовка высококлассных специалистов в области консалтинга за 3,5 месяца работы над решением проблем в области менеджмента и стратегического развития». Большая часть работы проводится в группе. Акцент делается на навыки работы в команде и результативность команды в целом, а не отдельных её членов.

По моему мнению, основная проблема Ауденсии это то, что в какой – то момент накапливается огромное количество решаемых кейсов и нам приходится уделять им меньше времени. Как следствие, значительно страдает качество решения. А основная проблема Вышки в том, что слишком много времени уделяется теории, в то время  как практика находится втором месте. Как следствие: недостаток опыта в применении теории на практике. По опыту могу сказать, что проблема Ауденсии страшнее, так как теорию в практику легче конвертировать, чем наоборот.

- Анги, ты сейчас заканчиваешь бакалавриат, планируешь ли ты продолжить обучение в магистратуре? Хотел бы ты учиться во Франции?

 - В данный момент подаю заявления в Hanken и Aalto в Финляндии. Можно было бы и в Ауденсию, но хочется другого опыта.

 - Что ты посоветуешь студентам, которые собираются  поехать учиться по обмену?

 -  Продумайте бюджет и храните деньги в евро, так как если курс подскочит, ваша жизнь резко осложнится. Минимизируйте академическую разницу. Перед принятием решения о выборе университета, проконсультируйтесь с учебным офисом и проверьте - насколько программы совпадают. Заранее подготовьте все документы и будьте внимательны к деталям. Старайтесь общаться как можно больше. Этот опыт станет для вас бесценным.

Подготовила Наталья Гросс