• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Июль

Питерская Вышка открывает онлайн-бакалавриат по логистике

В 2022 году Школа экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург открывает набор на новую образовательную программу бакалавриата «Цифровые платформы и логистика». Это первая программа кампуса, полностью реализуемая онлайн. О ее особенностях рассказывает академический руководитель Константин Нефедов.

Питерская Вышка открывает онлайн-бакалавриат по логистике

© НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург / Степан Лихачев

Константин Сергеевич, с чем связано переформатирование прежней программы по логистике, на смену которой приходит ОП «Цифровые платформы и логистика»?

— Сейчас, как и сотни лет назад, функция логистики неизменна — сделать доставку товара бережно и вовремя. Однако развитие общества и технологий вносит изменения в процесс ее организации. Наша программа построена с учетом современных реалий. Сегодня логистические проблемы связаны с большим объемом онлайн-продаж, когда спрос на онлайн-доставки непрерывно растет, в том числе из-за пандемии. Имеющиеся цепочки поставок и логистические решения с этим не справляются, а у занятых в индустрии специалистов не хватает компетенций для ответа на цифровые вызовы.

Традиционная цепь поставок представляет собой линейную структуру, где прогнозируется определенный спрос на продукт и, соответственно, его производится определенное количество. В эпоху тотальной цифровизации поведение потребителей меняется — все больше людей движимы соцсетями и ответ на какие-то всплески спроса неэффективен при помощи организации традиционной логистической системы.

Мы планируем готовить специалистов, которые будут обладать необходимыми компетенциями, ориентироваться в современных технологиях и разрабатывать цифровые решения, в том числе для маркетплейсов на цифровых платформах. Они соединят ведущих игроков рынка в цепочки производства и поставок, которые сегодня сильно фрагментированы и усложнены, потому что у каждого из множества игроков свои контракты и свои риски.

— За счет чего будут формироваться нужные компетенции?

— Бизнес маркетплейсов сегодня заинтересован в специалистах, обладающих не только квалификацией управленцев, но также вооруженных навыками работы с большими данными и цифровыми решениями. Поэтому обучение запланировано таким образом, чтобы обеспечить эффективное сочетание актуальных для рынка компетенций. Первые два года студенты будут погружаться в базовые знания и параллельно в практику. Они получат не только основы прикладной математики и информатики, линейной алгебры и геометрии, математического анализа и программирования, но также и основы менеджмента, логистики и аналитики. Прямо с первого курса будет вводиться ежегодный проектный компонент от стратегического партнера программы — компании Ozon.

Далее, на 3-м и 4-м курсах, студенты смогут углубить свои навыки программирования (С++, Java, Python, R) и формировать индивидуальные траектории обучения в сторону управления продуктом или в инновации и управление проектами за счет подбора дисциплин из блока курсов по выбору и учетом ежегодного проектного компонента.

Выпускники получат диплом, в котором будет указана квалификация по двум направлениям — «Менеджмент» и «Прикладная математика и информатика».

— Какова функция компании Ozon как стратегического партнера программы?

— Стратегическое партнерство предполагает, что при поддержке Ozon актуализируется и формируется дизайн программы. Компания, являющаяся ведущим игроком в сфере электронной коммерции, заинтересована в привлечении молодых профессионалов, поэтому участвует в образовательном процессе, проектной работе, дает возможность стажироваться. То есть Ozon — это своеобразный ментор, совместно с которым формируется учебный план и с учетом потребностей которого готовятся выпускники. Благодаря экспертизе Ozona студенты получают набор компетенций, который востребован и в других компаниях, в том числе за рубежом.

Эксперты-практики будут работать в рамках учебных курсов, читать гостевые лекции и ориентировать студентов на реальные проблемы, что позволит отрабатывать полученные теоретические знания.

На 4-м курсе предусмотрено прохождение стажировки. У студентов программы, успешно проявивших себя в ходе обучения, будет возможность пройти оплачиваемую стажировку в Ozon и после трудоустроиться в компанию.

Хотел бы также отметить, что при наличии одного стратегического партнера планируется также взаимодействие с целой серией бизнес-партнеров ШЭМ, каждый из которых способен привнести в обучение интересные и полезные элементы.

— Что представляет собой проектная работа на программе?

— Образование на программе в целом имеет практическую направленность. Учебный план выстроен таким образом, что в последнем модуле каждого учебного года будет реализован проект. Он задается освоенными студентами теоретическими знаниями, которые они будут применять в ходе решения реальных бизнес-задач. В конце первого года студенты будут решать бизнес-кейс, в конце второго — участвовать в консалтинговом проекте, на третьем курсе предусмотрена разработка программного продукта для платформенного решения, а на четвертом будет реализован индивидуальный или групповой проект для бизнес-партнера по выбору студента, в зависимости от его специализации или места жительства.

— Предполагаете ли вы ориентировать студентов на международный рынок?

— Определенно да. В учебный план программы включен международный контекст для предметных областей и конкретных курсов. Международные практики лежат в основе многих бизнес-решений, а успешные логистические решения российских компаний, в свою очередь, стимулируют их к выходу на международный рынок. Часть дисциплин на программе читается на английском языке, в том числе и приглашенными иностранными преподавателями. Те студенты, кто владеет английским недостаточно хорошо, смогут подтянуть язык на начальном этапе обучения и в дальнейшем использовать его уже как профессиональный инструмент.

Кроме того, по программе академической мобильности будет возможность очного обучения не менее одного семестра в зарубежных вузах-партнерах, так что наши выпускники будут готовы шагнуть из университета прямо в международную бизнес-среду.

— Это первая для кампуса, но не первая для университета программа, реализуемая в онлайн-формате. На ваш взгляд, почему онлайн — это хорошо?

На мой взгляд, в современных условиях онлайн-формат является неоспоримым преимуществом, которое компенсирует недостатки привычного офлайна и вместе с тем сохраняет его достоинства за счет использования актуальных цифровых решений.

Во-первых, благодаря онлайну преодолеваются ограничения в пространстве — студенты смогут получать качественное образование вне зависимости от места проживания. При этом обучение будет очным, все основные занятия будут проходить синхронно в режиме реального времени, что дает возможность выстраивать взаимоотношения в группе, привлекать гостевых лекторов и оперативно реагировать на возникающие вопросы.

Во-вторых, онлайн позволяет существенно экономить на издержках (переезд в другой город, проживание, дорога до кампуса и обратно, организация жизни на новом месте и прочее). Студенты вкладываются только в оснащение рабочего места, чтобы существовать face-to-face с преподавателем и одногруппниками в режиме реального времени, но удаленно.

Инструменты взаимодействия эволюционировали настолько, что онлайн предоставляет и такие возможности, которых нет офлайн. Например, если лектор не уверен в том, что новый материал хорошо усвоен, в офлайне он может поговорить со студентами, поспрашивать их, но проведение онлайн-опроса будет более эффективно: перед студентами возникает ссылка или QR-код, по которым они переходят на страницу с вопросами, отвечают, и растущая в режиме реального времени диаграмма правильных ответов демонстрирует преподавателю уровень усвоения материала. Если преподаватель видит, что какую-то тему студенты не усвоили и не могут ответить на вопросы, он останавливается на ней более подробно. То есть проблему можно закрыть за несколько минут.

Есть спонтанная групповая работа, организация которой в онлайне более проста, нежели традиционная координация офлайн: студенты в считанные секунды получают задание и распределяются в онлайн-комнаты для их выполнения, а преподаватель может переходить из одной комнаты в другую и контролировать ход работы.

И еще раз хочу отметить, что в конце обучения предусмотрена стажировка в формате офлайн или онлайн, которая логично подводит студентов к трудоустройству. Она может пройти на площадке Ozon или других партнеров ШЭМ, или же студенты смогут пройти ее у себя в регионе.

— Представляется, что проблемы в онлайне тоже могут быть — например, разные часовые пояса, уровень включенности в учебный процесс, выключенные видеокамеры.

— Понятно, что у людей есть определенные стереотипы и страхи, и все же я убежден, что наработанные за два года механизмы реализации онлайн-обучения позволяют эффективно выстраивать взаимодействие, минимизировать недостатки и быстро решать возникающие проблемы. Группы разделяются на потоки с учетом уровня подготовки студентов, удобного часового пояса и уровня занятости. Включение камер стимулируется широким набором инструментов — от полюса дружелюбной мотивации с опорой на доверительные отношения с преподавателем через мягкие механизмы опроса тех, у кого камеры не включены, и учета посещаемости, до штрафов за выключенную камеру в виде снижения оценок в зависимости от целей и задач того или иного курса.

В целом же мы боремся за сознательного студента и предполагаем, что на программе с платным обучением студенты будут достаточно мотивированы к полноценному обучению и соблюдению обеспечивающих это обучение условий. Важно выстроить такие правила игры, которые будут комфортны всем и обеспечат высокое качество обучения.

Помимо тщательной организации процесса преподавания, на программе будут работать специалисты, обеспечивающие доступ ко всем онлайн-ресурсам кампуса. Такая практика давно используется нашими вузами-партнерами по всему миру, но массовый характер она приобрела во время пандемии. Теперь мы тоже готовы к эффективному онлайн-взаимодействию со студентами и оказанию организационной поддержки вне зависимости от часового пояса.

— Студенчество — это не только учеба, но также внеучебная деятельность, разные активности, принадлежность к комьюнити. За счет чего вы планируете на онлайн-программе реализовать идею студенчества, университетской общности?

— Сегодня все идет к тому, что студенты больше нацелены на получение качественных знаний, нежели на социальное взаимодействие, но я понимаю, что социализация — это тоже важный компонент. Желание почувствовать принадлежность к университету может стимулировать студентов формировать свое онлайн-комьюнити, а мы со своей стороны планируем проведение разных мероприятий с возможностью дистанционного участия, чтобы компенсировать студентам определенную изолированность и дать почувствовать общность.

Сейчас все уходит в онлайн. Вышка — настолько большая структура, что многие партнеры по проектам видят друг друга только в онлайн-пространстве. Все больше компаний устраивают сотрудников сразу исключительно на удаленную работу. Так что, я думаю, это не будет большой проблемой и абитуриенты понимают специфику онлайн-программы и сознательно на нее пойдут.

— Чем программа отличается от программ-конкурентов в других университетах?

— Как сейчас говорят, «примерно всем». В первую очередь, наш учебный план ориентирован на проектное обучение и практику — ни у кого нет настолько тесного взаимодействия со стратегическим партнером из числа лидеров отрасли. Наши конкуренты, как правило, предлагают формальное академическое обучение по направлениям «торговое дело» или «технология транспортных процессов», имеющим цифровизацию и современные тренды в экономике и бизнесе всего лишь как контекст на некоторых курсах.

Кроме того, мы даем сразу две специализации — такой программы на рынке нет. Помимо управленческих, мы создаем компетенции владения цифровыми технологиями. Специалисты, имеющие экспертизу в логистике и умеющие создавать решения для цифровых платформ, повышать их конкурентоспособность, интегрировать туда блокчейн и развивать это направление, нужны сейчас и будут нужны работодателям и востребованы на рынке, как на внутреннем, так и на международном.

Онлайн-формат — тоже наше отличие и преимущество. Этот формат соответствует современным тенденциям в образовании. Он позволяет при всех прочих преимуществах — за счет частичного или полного трудоустройства на старших курсах — параллельно обучению получать сразу и профессиональный опыт.

— Что ждет выпускников программы?

— Как я уже говорил, компетенции наших выпускников обеспечат им востребованность со стороны компаний сферы электронной коммерции, агрегаторов электронных ресурсов, а также поставщиков логистических услуг, в том числе и на цифровой основе. Они смогут претендовать на позиции не только менеджеров и руководителей маркетплейсов и специалистов по логистике, но также аналитиков самого широкого спектра.

Желающие продолжить и углубить свое образование смогут это сделать, поступив на магистерские программы Вышки или других университетов в области бизнеса или компьютерных наук, в зависимости от выбранной специализации. Все зависит от желания и решения.

— В чем вы видите свою задачу академического руководителя программы?

— Я сам, с одной стороны, исследователь и закончил аспирантуру по тематике изучения Global Value Chains, а с другой — имею и практический опыт взаимодействия с логистическими компаниями. Поэтому я понимаю, как важно эффективно реализовать поставленные задачи по сочетанию на программе двух предметных областей и соединить их с теми вводными, которые дает рынок.

Мы живем в интересную эпоху, когда цифровые технологии проникают во все сферы жизни. Но то, насколько кардинальны будут вызванные ими преобразования, сложно предположить без предметного понимания соответствующих областей, знаний и практик ведущих компаний, которые интегрируют в свои процессы последние цифровые решения: искусственный интеллект, блокчейн, роботов и дроны. Россия непрерывно растет в глобальном индексе развитости логистической сферы — несколько лет назад она занимала место лишь во второй сотне, по последним данным, это уже 75-я позиция. Рост происходит благодаря лидерам рынка, которым нужны квалифицированные кадры, и я вижу своей задачей организовать процесс подготовки таких специалистов, которые будут востребованы как в России, так и за рубежом.

В рамках общей реорганизации бакалавриата Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента, помимо ОП «Цифровые платформы и логистика», открыта также ОП «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике».