«Дизайн — это постоянный поиск себя»

Влада Олейник — выпускница ОП «Дизайн» 2023 года. Не имея художественного бэкграунда, Влада смогла поступить на программу, на которой она нашла близких друзей и наставников, работу и обрела свой стиль и видение мира. Сейчас выпускница — UI-UX-дизайнер в большом холдинге в сфере киберспорта. Что изучают дизайнеры, и какую роль в их жизни занимают кураторы? Как создавался ставший популярным шрифт «Дружок»? О чём дизайнеры пишут свои дипломные работы? — ответы на эти и не только вопросы читайте в статье.

«Дизайн — это постоянный поиск себя»

— Привет, Влада! Мы очень рады, что сегодня с нами поговоришь именно ты, потому что история у тебя впечатляющая и поистине творческая! Давай начнем с истоков: как ты поняла, на какое направление хочешь поступать в университет?

— До 11 класса я вообще не планировала быть дизайнером и готовилась к совершенно другим направлениям. У меня был пак репетиторов совсем для других предметов, но потом (кстати, это идейка для привлечения абитуриентов) я посмотрела видео на YouTube, где девочка просто рассказывала, как поступала в Школу дизайна и каково там учиться. И я вспомнила, что мне ведь всю жизнь нравилось чем-то творческим заниматься, а просто время не позволяло и в художку я не ходила. Но теперь я узнала, что есть Школа дизайна в Вышке и что там вовсе не нужно уметь рисовать., а достаточно просто какого-то творческого мышления и творческой свободы. И я загорелась идеей сменить курс своей жизни. 

— А изначально ты чем хотела заниматься? Ты думала, на какое направление пойдешь? 

— Я хотела пойти на международные отношения – такой золотой стандарт. Но что-то щелкнуло, я резко решила стать дизайнером,  сказала о своем намерении маме. Она меня поддержала. Мы уволили всех старых репетиторов, наняли новых. И я начала жестко готовиться. Именно в Вышку, потому что в других университетах традиционная система, где нужно знать рисунок, композицию и прочее. У меня такого бэкграунда не было, так что Вышка была моим единственным вариантом. 

— Как проходил отбор? Нужно ли уметь рисовать? Что там за творческий экзамен? 

— Вообще во ВШЭ можно поступить не только по творческому экзамену, но и по олимпиадам, хотя это был не мой случай. Я сдавала экзамен в виде творческого проекта с очень гибкими требованиями и рамками. Можно было представить свой фирменный стиль, или придумать какой-то стиль для вымышленной компании, или сделать серию плакатов. Разрешается даже, когда не умеешь пользоваться арт-программами, рисовать от руки: если за этим будет стоять крутая обоснованная концепция, то это может сработать. Да, это рискованно, но при мне была пара успешных случаев. 

— Что у тебя был за проект?

— Ой, если вспомнить, это был такой забавный позорненький проект, ведь я вообще ничего не знала, и не умела, и не ходила ни на какие курсы подготовки. У меня был вымышленный проект про космические вечеринки на разных планетах, какие-то космические рейвы. Я делала брендинг и плакаты. И еще, кажется, оставляла возле своей экспозиции скетчбук с подборками рисунков. В общем, все насобирала, что было. Но, на самом деле, я все равно набрала мало баллов. Поэтому советую тщательнее готовиться к творческому экзамену, смотреть студенческие портфолио на сайте Вышки, а в случае неудачи не отчаиваться: шансы стать дизайнером еще есть.

И к вопросу, нужно ли уметь рисовать – нет, не нужно. Многие ребята поступали без опыта рисования. Необязательно обладать какими-то сверхнавыками, достаточно просто сделать цельный, аккуратный и понятный проект. 

— С чего начинают на первом курсе? У тебя не было дизайнерского опыта, и вот наступает первый курс. Как вас погружают в контекст? Какие первые предметы, может, рисование? 

— Рисования ни у кого там нет. Вышка тем и отличается от других университетов, что здесь сразу погружают в практическую часть профессии дизайнера. Мы с первых занятий начали изучать программы: Adobe Photoshop, Illustrator и так далее. Сразу начали немножко работать с видео, немножко с версткой. В общем, на первом курсе мы не рисовали карандашом и не меряли перспективу. Это, наверное, и не нужно на ОП «Коммуникационный дизайн». 

Коммуникационный дизайн – это упаковки, фирменные стили, логотипы; все, что связано с общением между брендом и человеком через визуальный язык. 

А возвращаясь к вопросу о дисциплинах, у нас был такой постоянный предмет, как креативное проектирование, где мы учились работать с каким-то брендом, вымышленной организацией. Мы сами придумывали темы проектов. На первом курсе желательно, чтобы тема была фантастической, чтобы раскрыть в первокурсниках свободу мышления. Мы не сразу приступали к каким-то строгим брифам, а сначала пробовали себя на фантазийных темах. И постепенно, от модуля к модулю, переходили к более реальным темам. 

— Что тебе больше всего нравилось в учебе? 

Что дают максимальную свободу выбора. Первая половина образовательной программы вообще была построена так, чтобы попробовать максимально всё и чтобы к третьему-четвертому курсу найти своё. Мне запомнились больше всего предметы, связанные с вебом: мы делали сайты и приложения. Еще мне очень нравилось верстать книжки. И особо, наверное, хочется отметить теоретические дисциплины для дизайнеров, потому что я не знаю, где еще может быть такой спектр интереснейших предметов. Например, у нас была не просто классическая история искусства, а можно было выбрать именно то направление, которое нравится. Я ходила на историю российского и советского кино, на историю документального кино, на историю музыки. 

— Расскажи про ваших кураторов: кто это и что они делают, когда появляются в жизни студентов-дизайнеров?

—Куратор — это опытный наставник и ментор. Это вообще главный человек в жизни студента на протяжении всех четырех лет! На первом курсе он больше как родитель, который знакомит тебя с миром университета, закладывает в тебя какие-то принципы: как нужно соотносить мир и дизайн, как смотреть на картинки и как видеть смыслы. Во второй половине учебы куратор становится скорее арт-директором, начальником, который уже более строго оценивает работу, смотрит на студента как на коллегу. 

Я бы сравнила это с факультетами Хогвартса. Каждый куратор имеет свою уникальную черту, которую транслирует на студентов. И каждая группа, в зависимости от ее куратора, очень разная. Есть кураторы-профессионалы в коммерческом дизайне. У них свои студии, они работают с большими клиентами, учат делать дизайн для больших компаний, думать об аудитории, деньгах и всем таком. Есть кураторы, которых больше волнует идейная составляющая, смыслы, эксперимент, загадочность. 

К чему я всё это про разнообразие кураторов? К тому, что у абсолютного каждого куратора можно поучиться чему-то уникальному. Не стоит бояться писать разным кураторам, спрашивать у них советов, показывать свои проекты – это ценные экспертные взгляды со стороны. 

— Про твой диплом. Я, если честно, пыталась почитать про него, но ничего не поняла. Объясни на обывательском языке, что за проект у тебя был.

Ну, на самом деле, это и был максимально обывательский проект, потому что я как раз изучала повседневность и феномен бытовых вещей. Я определила для себя, что повседневность является обратной стороной нашей публичной жизни. Есть наша публичная жизнь — то, как мы транслируем себя в обществе, в социальных сетях, а есть жизнь бытовая — наша повседневность, которую мы обычно никому не показываем, либо показываем очень близким людям. Повседневность — это такое достаточно интимное пространство, которое является изнанкой нашей публичной жизни.

Я изучала, что такое изнанка различных вещей, домов, предметов, одежды, людей. Вот, например, отпечаток от одежды на коже – это изнанка одежды. Или... след от… от сиденья на диване – это тоже изнанка тела. И потом, когда я изучила повседневность через изнанку, я решила сделать онлайн-пространство, где люди могли бы изучать себя через свой бытовой мир. Например, в моей теории, то, что у тебя в сумке, может максимально ярко определить тебя как человека.

— И в каком формате у тебя это было реализовано?

Это был сайт, я называю это приложением, онлайн-пространством. Я составила некоторое количество заданий. Знаешь приложение BeReal? [киваю] Вот. Ну это, наверное, что-то между BeReal, Instagram* и Pinterest. Почему BeReal? Потому что ты там должен быть максимально настоящим и честным. Почему Instagram*? Потому что смысл этого сайта в выкладывании фотографии по определенным заданиям. Например, задание: сфотографируй свой рабочий стол. Сфотографируй свой вид из окна. Сфотографируй предмет, который ассоциируется у тебя с собой. Сфотографируй предмет, который тебе подарил твой друг. В-третьих, почему это Pinterest? Потому что мой проект тоже про поиск вдохновения, в моем случае – это вдохновение из обыденных вещей, когда источником идеи становятся не готовые картинки, а люди, знакомые и незнакомые, и их честный быт.

И я до самого конца не верила, что эта теория сработает, но, когда люди реально начали пользоваться сайтом, я увидела, что у них есть потребность в подобном самоисследовании и что они готовы стать частью моего проекта. Это было так приятно! Ведь обычно думаешь, что твои идеи никому не интересны. Я очень обрадовалась честности пользователей, они не пытались как-то красиво сфотографировать свои вещи. Человек методом своей свободной воли выбирает и окружает себя предметами. На моем сайте ты мог открыть задание и посмотреть, что на это задание ответили другие. И сравнить, увидеть, какие мы все разные. Вдохновиться этим.

— Очень круто! Расскажи теперь про Дружка – твой известный фирменный шрифт. Когда и как он появился? Какая у него судьба?

— Ох, этот Дружок... В общем, в третьем курсе у нас есть такая тема как вариативы. Это дополнительные предметы, которые знакомят совершенно с иным профессиональным полем. То есть можно резко переквалифицироваться в сфере дизайна в какое-то совсем другое направление. Например, есть вариатив по 3D-графике, есть вариатив по видео-арту, есть вариатив по шрифту в том числе. Я пошла на него, потому что мне нравился преподаватель и хотела с ним поработать, и просто пощупать, что такое шрифт. Я училась у Владимира Аносова. Это действующий шрифтовой дизайнер. Он смог увидеть в каждом из нас какое-то намерение, с которым мы пришли, разглядеть в нас более системного человека, который готов делать шрифты днями и ночами, или человека более экспериментального. Я оказалась во второй категории. Мне было просто интересно попробовать, и он дал мне полную свободу! Сказал: “Давай сделаем самый сумасшедший шрифт!” И мы придумали Дружка. А у каждого шрифта есть характер. Каждый шрифт можно охарактеризовать как какого-то человека с его набором качеств. У меня получался какой-то сумасшедший, колючий, экспериментальный, странный шрифт. И Владимир настоял на том, чтобы назвать его Дружок. Было много разных вариантов, но Дружок… Он кажется мягким, веселым, но при этом в его названии скрывается загадка. Такой вот он веселый парень получился. 

— Знаем, что он разлетелся. Когда я рассказала своей коллеге, что буду брать у тебя интервью и что у тебя шрифт Дружок, она сказала: “О, я знаю его!”

Да, он неожиданно так разлетелся. Сначала по всяким группам бесплатных шрифтов. Потом его начали везде использовать: и в Собаке.ру он был, и на концерте Славы КПСС, а недавно он висел на плакате мероприятия в Севкабеле. Меня такая популярность пугала вначале. Я не ожидала. И, наверное, высшим признанием для меня было, когда я отправила Дружка на конкурс HSE CREATIVE. Он там занял первое место, я получила награду! Думаю, Дружок стал таким успешным, потому что он был смешным и смелым экспериментом, где преподаватель дал мне полную свободу мысли. 

 

— Кайф! Так, давай следующий вопрос. Про внеучебную деятельность. Участвовала ли ты в ней?

Мне кажется, из-за того, что дизайн – это отдельная Вселенная в Вышке, у нас и так была очень насыщенная жизнь внутри ОП. Мы там кучу мероприятий внутренних устраивали, и до общевышкинской внеучебной жизни руки как-то не доходили. 

— А сейчас, после выпуска, ты взаимодействуешь как-то с Вышкой и ее людьми? 

Да, я общаюсь со своим куратором. Я всего у него два года училась, но даже за это время у нас и с ним, да и с другими преподавателями сложились больше дружеско-наставнические отношения. Мы видимся вне учебы, ходим друг к другу в гости, поздравляем с праздниками. Одна моя преподавательница тоже очень важную роль в моей жизни сыграла, и сейчас она зовет меня в комиссию на просмотрах работ нынешних студентов. В общем, Вышка не покидает мою жизнь! 

И друзья – это самое главное, что осталось у меня после обучения в Вышке. И еще хочу сказать, что все мы, студенты-дизайнеры, – коллеги. И очень круто, когда мы друг друга поддерживаем, когда по-настоящему дружим. Для меня, например, период защиты диплома был как раз про самые сильные чувства единения и дружбы. Мы боялись и переживали, поддерживали друг друга за кулисами, обнимали даже тех, с кем до этого не общались. Это было очень круто.

— Насколько я знаю, ты работаешь с первого курса. Расскажи, как это получилось и как ты нашла работу? 

Я еще до этой первой работы брала всякие заказы – в общую беседу нашего курса часто кидали всякие рандомные запросы: нарисовать картинку, нарисовать афишу и так далее. И я помню, как за такую мелкую работу получила первые деньги. Меня это так удивило, что я еще только на первом курсе, а уже могу заработать на своем дизайне деньги, притом что я вообще никогда до этого дизайном не занималась. Круто же!

Когда начался ковид, я уехала домой и мне было нечем заняться в свободное время. Я устроила сама себе челлендж: каждый день делать плакат и выкладывать его на Behance. И однажды заметила, что у меня там есть сообщение в директе. Я зашла и увидела, что человек написал, как ему понравились мои работы. И он приглашал меня дизайнером в команду. Сообщение висело недели две, я его поздно заметила, и я испугалась, что я всё пропустила в этой жизни. Но оказалось, что не поздно: я прошла собеседование, сделала тестовое задание (сделала его, если честно, плохо, но искали человека не с техническими навыками, а человека, который умеет по-особенному мыслить и выходить за рамки), и меня взяли.  Я там, кстати, до сих пор работаю. Это большой холдинг, связанный с киберспортом, и там много-много киберспортивных продуктов и сервисов. Я раньше совсем не разбиралась в компьютерных играх, а теперь мне приходится включаться: каждую вторую пятницу заставляют играть. 

— А ведь многие об этом только и мечтают!

Хаахах, да. Сначала я туда пришла как простой дизайнер: делала картинки, мерч. А потом я в какой-то момент стала артдиректором отдела. А затем вдруг стала UI-UX-дизайнером. И до сих пор им являюсь: делаю веб-дизайн, сайты, продуктовый дизайн. Сейчас я участвую в разработке сервиса, который помогает игрокам анализировать свои навыки внутри игры. Вышка определенно научила меня какой-то смелости. Смелости браться за то, что ты изначально не умеешь. Я очень часто попадала в такие ситуации, когда преподаватели просят сделать сайт или шрифт, и сперва я такая: «Блин, я же не умею»,, но потом все равно возьмусь и сделаю. И на работе также. Я ничего не умела в UX-дизайне, но пошла и научилась. И также ничего не знала про киберспорт, но как-то кручусь и выживаю. 

— За что любишь работу дизайнера? Ты говорила про креативность, эксперименты, что еще?

Да, наверное, за эксперимент. Дизайн — это такая широкая область, где ты можешь менять направления, в которых работаешь: можно делать брендинги, можно книги, можно сайты, можно шрифты. И круто, что в Вышке можно было все это попробовать. Дизайн — это постоянный поиск себя. И мне это нравится!

— И последний вопрос. Три слова, с которыми ассоциируется Вышка. 

Вышка – это бой с тенью. Это про постоянное преодоление себя и про вызов через эксперимент. Вызов через то, чтобы не спать всю ночь и делать свой проект, думать постоянно о нем и ходить с этими мыслями. Ведь работа студента-дизайнера никогда не заканчивается, когда он выходит из аудитории, работа беспрерывно идет в голове. Вышка – это про борьбу с собой, преодоление своих сомнений по типу “я не умею”, “я не могу”, “я не хочу” и стремление сделать больше и круче.

*принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией