• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Успешность тебя как специалиста зависит того, как ты подаешь и продаешь идею, над которой работаешь»

Гостья нового интервью — Яна Колесниченко — выпускница ОП «Дизайн» 2023 года. За плечами Яны длинный путь от девушки «очень слабой» в дизайне до UX/UI-специалиста. Реализация идей проектов любыми способами, погружение в творческий процесс, активное участие во внеучебной деятельности — то, что помогло выпускнице прийти к результату. Как дизайнеры защищают диплом? Что дает участие в клубе дебатов? Дизайн — это только про красоту и эстетику? Ответы на эти вопросы и не только — читайте в статье.

«Успешность тебя как специалиста зависит того, как ты подаешь и продаешь идею, над которой работаешь»

— С чего начался твой образовательный путь по окончании школы? Каковы были критерии выбора вуза и специальности при поступлении на бакалавриат? Почему дизайн, Питер, Вышка? 

— Я попала на ОП «Дизайн» совершенно случайно, потому что всю свою жизнь хотела создавать видеоигры, но не видела перспектив в Московской Вышке, поскольку там программа была ещё слишком молодой. В Питере мне сильно понравился преподавательский состав — обаятельные замечательные люди с потрясающим бэкграундом. Тогда я поняла, что поступить в Питерскую Вышку — ключ к тому, чтобы встретить на своем пути еще больше подобных людей. я подала документы в Вышку, несмотря на то что уже проходила СПБПУ им. Петра Великого. И как показала практика, я в своем выборе не ошиблась.

— Супер. А были ли какие-то ожидания от учёбы, от образовательного процесса?  

— Да, у меня были грандиозные планы. Мне хотелось поскорее начать делать дизайн и знакомиться с digital индустрией. И, конечно, я находилось в предвкушении интересных предметов, сочетающих в себе теорию и практику, причём в довольно приятных пропорциях. Практика особенно важна для дизайнера, ибо читай ты книги, смотри ты курсы, тебе ничего не поможет, пока ты не сядешь и не сделаешь дизайн. И в этом плане учеба в Вышке — прививка от перфекционизма. Мы воплощали проекты любой ценой. У нас, конечно, были замечательные одногруппники и преподаватели, которые приходили на помощь, но я в первое время вообще не понимала, чего от меня хотят. Я была очень слабой в дизайне, и у меня было ощущение, что мне как-то тяжелее все дается, чем другим ребятам. Однако спустя время все стало вообще наоборот, и я стала успевать гораздо больше, чем многие ребята, на которых я равнялась. Для меня это было личной победой.

— Есть ли что-то, что особенно удивило в учебном процессе? 

— Подход к преподаванию. Для меня (вчерашней школьницы) было странно, что теперь со мной разговаривают как со взрослым человеком, что я несу ответственность как взрослый человек, что все дедлайны под моим контролем - никто не подгоняет и не пинает. Уровень ответственности значительно вырос, потому что пришло осознание, что цена твоей ошибки не искупится родителями, как это было в школе. И в этом главная прелесть — резкое погружение в реальную жизнь.

— Самый любимый предмет из университетской жизни?

— Можно несколько? Мне чертовски нравился видео-арт, а преподавала его потрясающая Мария Дансис. Она довольно хорошо подходит под описание человека миролюбивого, при этом невероятно умного, харизматичного, способного вдохновить практически любого, даже не связанного с искусством человека. Все-таки дизайн и искусство – это разные вещи. И хоть я всегда считала себя не супер близкой к искусству видео-арта, у Марии получилось меня завлечь. Она устраивала нам выставки и очень много времени уделяла тому, чтобы нас поддерживать. Еще мне очень нравился предмет, на котором мы просто занимались дизайном. Его преподавал Артём Матюшкин. У нас создавалось впечатление, что мы были сотрудниками креативного агенства, потому что на занятиях витала атмосфера творческого процесса: все куда-то носятся, кто-то стоит с кофе, что-то кому-то орёт, кто-то на коленке переделывает проект, кто-то рыдает от счастья, кто-то от горя, кто-то ищет референсы — в общем, реальный рабочий процесс. При этом никто никому не мешает, и все это под эгидой такого умного и уважаемого человека, который довольно хорошо понимает не просто, как работает дизайн, а в целом, как этот дизайн стыкуется с миром. Легко научить студента создавать красивые вещи, которые не будут функциональны. Однако Артему удавалось не просто заставить нас сделать хорошо, а сделать так, чтобы это работало и приносило пользу обществу. Ну и, конечно, история искусств, потому что те знания, которые нам давали, ни с чем абсолютно не сравнятся — глубокие анализы картин, фильмов. Это были не занятия, а отдых для души.

— Была ли ты активным участником внеучебной деятельности? 

— О боже, да! Я много чего хотела попробовать, вот. Но самое мое любимое и замечательное хобби, которое у меня появилось, это дебаты. Привет моему любимому клубу дебатов «ВШЭсть». Тогда моим руководителем был Женя Акулов, который сейчас активно занимается англоязычными дебатами. В клуб приходили люди, не уверенные в своих коммуникативных способностях и умении убеждать, и Женя искусно умел зажигать таких людей. Более того, к нам приходило много интересных людей, которые отлично читали тренинги. И в целом, в клубе была дружелюбная атмосфера, это было место, в котором можно было отключиться от своей основной учебной деятельности, потому что дебаты вообще не были связаны с дизайном. А еще это сильно помогло в будущем защищать проекты и уметь отстаивать свое мнение, так как в нынешних реалиях успешность тебя как специалиста во многом зависит от того, как ты подаешь и продаешь идею, над которой работаешь. 

— Так, получилось ли обрести друзей в Вышке?

— Да, многих! Что интересно, у меня много друзей не с моей образовательной программы, а с далеких от дизайна планет — политологии, экономики, юриспруденции, и я в восторге от общения с этими людьми. Мне кажется, если бы не дебаты, мы бы едва ли где-нибудь встретились. Но также у меня до сих пор остались очень близкие подруги с дизайна, которыми я сильно горжусь. Очень приятно наблюдать, не только как мы взрослеем и становимся ответственными и самостоятельными, но и реализовываемся как специалисты. Это дает почву для того, чтобы осознать, что ты на своем месте, и мотивирует тебя двигаться дальше. 

— Кем и где ты работаешь сейчас? 

— Я работаю в IT-компании, занимаюсь UX-дизайном и исследованиями. Я провожу интервью и создаю дизайн интерфейсов для мобильных приложений и сайтов. 

— Есть ли у вас какое-то хобби, которое позволяет вам сохранять work-life balance? 

— Раньше это были дебаты и до сих пор отчасти, поскольку мне всегда приятно коммуницировать с новыми людьми. А еще путешествия с друзьями, особенно спонтанные, потому что, как правило, это неожиданно новый опыт. 

— Расскажи, пожалуйста, про защиту своего диплома: как проходила выставка, как ты к этому шла, какие чувства испытала, понравилось тебе или нет?

— В общем, есть такая песня у СПБЧ — «Провал», суть которой в том, что сколько бы неудач человек ни потерпел, нужно продолжать стараться. Это идеальное описание сдачи моего диплома, потому что почти все, что могло пойти не так, шло не так. Но никто, кроме меня, этого не замечал. Да, это к слову о том, что часто наши ошибки видим только мы. Подготовка к защите диплома и сам процесс защиты подарили мне большое количество знакомств с новыми ребятами и их дизайнами. Мне было приятно видеть, как из какого-то digital плана презентаций наши идеи реализовываются в проект, как я могу уже не просто посмотреть что-то на сайте, а подержать это в руках, рассказать об этом, причем рассказать об этом большому количеству людей, так как на выставке было много зрителей. Мне было ценно, что это, во-первых, очень масштабный проект, который может познакомить большое количество людей с абсолютно разным дизайном, а также, что дизайнеры могут войти в коммуникацию с своим потенциальным зрителем, слушателем, или даже, возможно, работодателем. И просто...показать свою работу не только в стенах Вышки, где их посмотрят только дизайнеры, а увидеть, как вообще этот дизайн может жить в реальном мире. И также мне было полезно наличие коммуникации посредством инфраструктуры. Концепция выставки в том, что человек не просто приходит, смотрит, делает фотографии и уходит, а рефлексирует. У меня была цель заставить людей задуматься на тему дизайна, поэтому и выставка была разбита на три блока, в конце каждого из которых посетитель должен был проголосовать, что конкретно ему понравилось. Причем не было каких-то вопросов в стиле «Как вам картина номер три?» Были вопросы общие. Например, какой шрифт вам там нравится больше? С закорючками или более спокойный? Какое настроение вам нравится в шрифтах? Все эти вещи, они очень важны, особенно обращаешься к дизайнеру за заказом. 

Короче, про защиту диплома... Я просто плакала до тех пор, пока меня не вызвали, потому что думала, что всё провалилось... Я уже поставила на себе крест. Более того, в презентации тоже была проблема с одним из слайдов, и я ужасно перепугалась, что все на это обратят внимание. Но опять-таки спасибо дебатам: я настолько уверенно рассказывала вещи, в которых я совершенно не уверена, что вопросов ко мне не было. Так сказать, не зря потраченное время. Я была чертовски рада, что закончила это. Однако все равно считаю, что каждому необходимо пройти через это.

— Три слова, с которыми ассоциируется Питерская вышка.

— Дом. Ночь. Синий.