«Я всегда был за то, чтобы, как модно сейчас говорить, быть в ресурсе»
— Каким был ваш путь поступления на Юрфак Питерской Вышки? Почему вы решили выбрать профессиональный трек юриста?
— Путь был достаточно интересный… Мне Москва при нашем первом знакомстве не понравилась. А в Питерскую Вышку проходил по баллам на бюждет, мне позвонили из приемной комиссии, сказали, что можно сразу направить оригиналы документов почтой. И я, ни разу не побывав в Питере, отправил оригиналы, так как почему-то чувствовал, что в этом городе у меня обязательно всё получится.
28 августа 2010 года впервые приехал в Санкт-Петербург. Выйдя с Московского вокзала, я был впечатлен красотой центра! Не понимая, где территориально нахожусь, прогулялся до остановки у ТЦ «Стокманн» – мне нужно было доехать до главного здания НИУ-ВШЭ — Санкт-Петербург на ул. Союза Печатников, подать документы и согласовать место в общежитии. Поехал на автобусе по Невскому проспекту, наблюдая слева Казанский собор, справа Спас на Крови, впереди шпиль Адмиралтейства. Помню, подумал: «Если тут везде так красиво, то это город мечты!». Вот в таком прекрасном настроении я и приехал на ул. Союза Печатников, далее стандартная процедура для поступивших, потом заселение и хлопоты по организации наших прекрасных 16 кв. метров для четверых человек в общежитии Межвузовского студенческого города (МСГ).
— Юридический факультет в Питерской Вышке готовит сильных профессионалов. Сложно ли было Вам учиться? Какие дисциплины во время учебы произвели на вас самое яркое впечатление? Может быть помните преподавателей, которые на вас повлияли в профессиональном плане?
— Как говорила наша декан: все юристы проходят любовь к уголовному праву, поэтому у меня эта любовь тоже была на втором курсе. Первый курс в плане учёбы, на мой взгляд, был лёгкий. Хотя мои однокурсники наверное со мной не согласятся, но до декабря я проблем не испытывал. Потом понял, что шутки закончились! (улыбается) И надо было браться потихоньку за голову, что я сделал. Какими-то мега-выдающимися оценками тогда я не отличался, но старался все успевать.
Из преподавателей могу отметить Татьяну Анатольевну Алексееву: у неё была любовь к ее предмету – Римское право, она пыталась привить ее и нам. Конечно, могу выделить преподавателя по Теории государства и права – Михаила Валерьевича Антонова. Я даже после выпуска из вуза работал с ним в одной компании, поучаствовал в совместных судебных процессах - он, конечно, гигант мысли. Так как я выбрал специализацию Финансовое право, не могу не отметить Анну Михайловну Лаптеву, да и в целом весь состав кафедры Финансовое право. Да, Теория государства и права, Римское право, Финансовое право - основные предметы, которые запомнились.
— Как вы считаете, какая ваша компетенция наиболее сильно развилась благодаря Вышке?
— Коммуникация. Это максимально моё, хотя сейчас я далек от юриспруденции, но в моём бизнесе — это первоочередной навык. И, конечно, без этого навыка я бы вряд ли достиг успехов и в юриспруденции, и в том деле, которым занимаюсь сейчас.
— Хочется спросить, как внеучебная жизнь повлияла на дальнейший карьерный путь? Были ли какие-то навыки и скиллы, которые Вы потом использовали?
— В 2012 году я попал на первую свадьбу в своей жизни. Был гостем, которого никто не знает, и который никого не знает. И я спросил тогда у ведущего, сколько он получил за вечер - тот ответил: «60 тысяч рублей». Тогда я спросил у себя: «А что он сделал такого, чего не могу сделать я?». С этими мыслями я ходил какое-то время, и подумал, что было бы хорошо найти первую свадьбу, которую проведу.
Какой помог в этом опыт? Да весь опыт событий в Вышке. Я с 2010 года стал фактически бессменным ведущим «Вышка party» – тогда была такая вечеринка для студентов Вышки, которая организовывалась 4 раза в год. Плюс, в копилку опыта присоединились мероприятия, которые я вел для самого вуза. Мне помогла работа в команде, так как огромный состав организаторов занимается каждым мероприятием. В рамках подготовки помогло понимание того, как строится режиссура события, тайминг, что важно, а что неважно, на чем делать акцент, как работать на сцене. Ведение мероприятий для вуза, в итоге вылилось в то, что я провел выпускной Питерской вышки в БКЗ «Октябрьский». Резюмируя, в плане развития моего бизнеса очень важен опыт работы на сцене, опыт работы в кадре, опыт работы с командой. И вот это всё на начальном этапе ведения и организации я приобрел в Вышке.
— Хочется узнать больше о вашей карьере и специализации.
— Первые деньги с мероприятия, целых 10 000 рублей, я заработал на свадьбе в 2012 году. Ничего не понимал, был абсолютно «зеленый», зачем-то взял с собой клубного диджея… Вообще у любого мероприятия есть своя режиссура, в том числе звукорежиссура, но тогда я этого не понимал. В итоге на первой свадьбе, которую я провел получилось так, что в музыкальных паузах бабушки молодоженов танцевали под «клубняк» (смеется) .
— А для кого Вы провели первую свадьбу?
— Я много общался с музыкантами, писал и выпускал треки. У меня был знакомый звукорежиссер, который сказал, что один ведущий ищет себе замену, и что подойдет человек с минимальным опытом. Так, благодаря знакомому я и нашел первых клиентов.
— И после этого проснулся азарт?
— Конечно! Появились первые деньги, начался системный подход, сразу захотелось больше, быстрее, выше, сильнее.
— А какое место занимает юриспруденция в Вашей карьере? Расскажите, как складывался ваш профессиональный путь?
— В 2015 году я выпустился и это был последний год выпускников специалитета с кафедры «Финансовое право». На протяжении месяца обивал пороги разных юридических компаний и в итоге попал на собеседование вместе с однокурсником, Вовой Растегаевым. Я дал себе слово, что если меня в эту компанию не возьмут, то гори оно ярким пламенем, ухожу окончательно в event-сферу. В итоге, нас обоих взяли и распределили в разные отделы.
Меня назначили в судебный отдел. Моя работа касалась судебных споров, сопровождения и представительства в судах. Еще на собеседовании я сказал, что веду мероприятия, поэтому мне была прямая дорога в суды. Тогда и началась моя карьера помощника юриста. Через год я вырос до юриста, Надо сказать, что реалии судебной системы России познаются лучше всего на практике, поэтому пришлось разбираться в различных тонкостях.
После первого года работы, в 2016, я ушел в другую юридическую компанию, потому что понимал, что там будет карьерный рост. По сути, ушел за моим наставником Кириллом Евгеньевичем Беляковым, мне нравилась наша совместная работа при подготовке к судебным процессам. Как раз в этой новой компании мы снова встретились с преподавателем Михаилом Антоновым, который был советником компании. Все время я был погружен в судебные процессы, был представителем юридических лиц в арбитражном суде по экономическим спорам, оказывал консалтинговые услуги, работал с договорами. Естественно, мы помогали и физическим лицам по гражданским спорам, бракоразводным процессам, по взысканиям различных неустоек и многим другим аспектам. Всё это время были суды, и я познавал, познавал и познавал. В этой юридической компании я тоже проработал год. Начал понимать, что перегораю. На дружеских началах мы расстались с Кириллом Евгеньевичем.
Летом 2017, после небольшого отдыха я наткнулся на вакансию мечты: московская юридическая компания хотела открыть отдельное подразделение в Питере и им нужен был руководитель, который с нуля будет строить филиал. Я прошел 7 этапов собеседования, включая дебаты. Много соискателей претендовало на эту должность, туда пробовалась даже моя будущая коллега – Анастасия Дудко, которая чуть позже стала частью нашей команды, но в итоге выбрали меня. И я начал постепенно в Питере строить с нуля питерский офис компании.
Коммуникативный навык и навык продаж особенно сильно развились как раз в рамках работы в этой юридической компании. Потому что я должен был быть и чтец, и жнец, и в суды «ходец». Полный формат погружения в то, что значит быть менеджером. Нужно было управлять процессами, которые происходят внутри филиала, плюс взаимодействовать с главным офисом в Москве, отслеживать процессы, которые шли по нашим клиентам, да и экономику фирмы никто не отменял. Это был огромный опыт. В сухом остатке, с 2015 до 2017 года я проделал путь от помощника юриста до руководителя филиала юридической компании.
После того, как в 2017 году эта история с филиалом закрутилась, у собственников из Москвы встал вопрос, не хочу ли я переехать. Питер мне уже тогда слегка надоел своей серостью, и я решил попробовать что-то поинтереснее, но в рамках этой же компании. В начале 2019 года я переезжаю в Москву и спустя некоторое время я становлюсь директором по развитию в нашем адвокатское бюро. Продавать у меня всегда получалось гораздо лучше, чем участвовать в судебных процессах. На тот момент моей основной задачей стали продажа юридических услуг и привлечение новых клиентов, хоть я и продолжал принимать участие в судебных заседаниях.
Я начал понимать, что понемногу отдаляюсь от «чистой юриспруденции», она не вызывает у меня таких сильных эмоций, как еще пару лет назад. Когда постоянно участвуешь в судебных процессах, ты невольно становишься участником спора и конфликта интересов. Ведь когда люди в судах делят имущество, деньги, говорить о каком-то позитиве не приходится. Работа начала угнетать. Я дошел до пика и понял, что просыпаясь утром не хочу никуда ехать... Представительство в судах очень подходит людям, у которых нервы, как стальные канаты. В итоге, я сделал выбор в пользу своего бизнеса, сделал это в начале 2020 аккурат перед пандемией (смеется) и не прогадал.
— Чем вы занимались в этот период?
— Все время с 2012 года, даже после выпуска из Вышки и трудоустройства юристом, я продолжал вести мероприятия. Моя неделя строилась так: с понедельника по пятницу я был «офисным планктоном», который ходит по судам и занимается защитой прав и законных интересов клиентов, а по субботам и воскресеньям я вел разные мероприятия. Это были и частные заказы – свадьбы, вечеринки, юбилеи, дни рождения, корпоративы и масштабные городские мероприятия. До переезда в Москву из Санкт-Петербурга на меня работало «сарафанное радио» – все клиенты знали, что я веду и организовываю отлично, передавая меня «из рук в руки». В Москве же нужна была реклама и я начал маркетинговую кампанию моего event-бизнеса. В столице также получил дополнительное профессиональное образование и диплом телерадиоведущего, занимаясь после работы по вечерам в Останкинской школе. По итогу, накопив хороший опыт как в плане юриспруденции, так и ведения мероприятий, наконец понял, что нужно было выбрать что-то одно, потому что на двух стульях не усидишь. В начале 2020 года я окончательно выбрал ведение и event-бизнес, уйдя с высокооплачиваемой должности директора по развитию в адвокатском бюро.
Ирония судьбы или жизнь решила проверить меня на прочность (смеется) – началась пандемия, все сидят по домам, я в Москве без клиентов и мероприятий, нужно что-то делать. Я решаю вернуться в Питер. Где-то две недели похандрил в апатии, взял себя в руки, сам сделал себе несколько сайтов, «упаковал», социальные сети, портфолио и услуги, прокачался в части Яндекс.Директ, рекламы и маркетинговых стратегий. Пока все сидели дома и мероприятия были под запретом, я активно осваивал новые инструменты.
Благодаря пандемии и активному развитию бизнеса в онлайн у меня появилась идея, которая вылилась в новый формат моих услуг – организация и проведение онлайн-корпоративов. Весь декабрь 2020 года у меня был забит такими мероприятиями. Всё снималось в специальной стриминговой студии. Для каждого клиента я готовил индивидуальное бизнес-шоу: клиенты (сотрудники компании) сидят у себя дома с шампанским, а мы ведем трансляцию с развлекательным и интерактивным медиа-контентом. Таких компаний-клиентов в тот декабрь было 23... За этот онлайн-формат отдельное спасибо пандемии, потому что если бы не она (пандемия), я бы так и не прокачался и не вышел на новый уровень бизнеса.
2021 год дал взлет в плане новых проектов и клиентов, пошла отдельная сегментация на Москву: московские заказчики заказывали меня из Санкт-Петербурга с оплатой трансфера и проживания. И сейчас 40% клиентов – московские, 60% – петербургские. Есть цель снова перебраться в Москву, ведь с точки зрения математики – чем больше людей, тем больше событий и, следовательно, больше денег.
— Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас? Как вы пришли к тому, что сотрудничаете с крупными блогерами?
— Сейчас у меня свой бизнес и две команды (одна в Санкт-Петербурге, вторая – в Москве): фотографы, видео-операторы, кавер-группы, иллюзионисты и многие другие event-специалисты. На мне лежит организация и проведение корпоративов и свадеб, куда я привлекаю мою команду. Есть свое звуковое и световое оборудование, сдаваемое в аренду. Любое мероприятие до 1500 человек мы можем обеспечить звуком, светом и всем необходимым. Как я всегда и хотел, получилось создать полный цикл услуг. Клиент обратился ко мне и в итоге получил событие со всем необходимым: концепция, режиссура, сценарий, контент, специалисты, артисты, оборудование и т.д.
Параллельно с этим мы с коллегой и другом Денисом Тебекиным запустили сторонний проект – YouTube-шоу «На Вынос». Предыстория: несмотря на большой опыт в части ведения, я активно продолжаю заниматься самообразованием и прохожу курсы от специалистов-экспертов, которыми вдохновляюсь. В 2022 году купил event-коучинг у одного из лучших ведущих России. Для меня было важно посмотреть на себя со стороны. Было ощущение, что застрял на одном месте. Я хотел, чтобы кто-то гораздо экспертнее меня посмотрел на мой бизнес, на стиль ведения мероприятий и показал потенциальные точки роста. Собственно, в рамках коучинга и появилась идея о том, что нужен сторонний проект, но не было формата его реализации.
Благодаря нетворкингу мне повстречался мой соавтор и соведущий шоу – Денис Тебекин. С Денисом у нас оказалось много общего, и, самое главное, общее желание расти и развиваться в индустрии. Мы вместе придумали реализацию идеи и взяли за основу проекта формат кулинарного шоу – приглашать гостей из event-индустрии, шоу-бизнеса, готовить вместе блюдо, а в процессе готовки раскрывать гостя в рамках интервью, разбавляя общение с помощью юмора и различных рубрик. Перед съемками решили «хайпануть», запустили идею конфликта между мной и Денисом в социальных сетях, что вызвало интерес и реакцию аудитории, а после устроили баттл – кто быстрее похудеет за ограниченное количество времени. Спойлер: в итоге никто из нас не справился с заданием и мы запустили кулинарное шоу, ведь быть нам толстыми до конца наших дней (смеется). А если серьезно, то во время съемок пилотного выпуска мы и подумать не могли, что к нам в шоу придут Роман Каграманов, Денис Косяков и другие медийные гости.
— Какие сложности есть в вашей работе и как вы с ними справляетесь?
— Самая большая сложность в том, что я работаю с людьми. Люди порой непредсказуемы, и бывают моменты, когда может произойти недопонимание во время общения: клиент не донес то, что хотел на самом деле, либо же команда не до конца услышала клиента. Зачастую в организации мероприятия задействовано огромное количество людей, а отсутствие централизации может привести к дисгармонии и «глухому телефону». Стоит еще сказать про эмоциональный настрой. На мой взгляд именно он играет ключевую роль при проведении мероприятия, поэтому я считаю важным уделять этому первостепенное внимание во время организации и в день события.
— Молодость, знания и тусовка.