• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Возможность придумывать новые форматы меня невероятно мотивирует»

Гостья нового интервью — Алина Дмитриева — выпускница бакалавриата ОП «Политология» 2022 года. Влюбленная в социальные науки, выпускница с первого года обучения увлеклась проектной деятельностью. Карьера Алины началась и продолжается в АНО «Центр компетенций по созданию комфортной городской среды и умного города» по Ленинградской области, где выпускница занимается комплексным развитием территорий: от создания общественных пространств до парков и улиц, занимая должность главного специалиста Отдела внешних коммуникаций и специальных проектов.В статье — яркие воспоминания об учебе, интересные кейсы компании и внутренняя кухня реализации проектов, рассуждения об урбанистике и Петербурге.

«Возможность придумывать новые форматы меня невероятно мотивирует»

— Как вы приняли решение поступать именно Питерскую Вышку? 
— То, что пойду именно в Вышку, я решила в 10 классе. Хотя мама просила обратить внимание на другие вузы, я настаивала на поступлении в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Это был единственный вариант, другого невозможно было представить. 

Изначально хотела пойти на Юридический факультет, потому что любовь к изучению права, в частности международного, во мне заложила учительница по обществознанию. Она преподавала право как один из обязательных блоков ЕГЭ и еще увлекла меня дебатами, которые проходили в Вышке. Тогда был клуб «Школьные проекты», на базе которого проходили дебаты на разные темы, и старшеклассники Санкт-Петербурга участвовали в них, это было большое соревнование. Как раз тогда я познакомилась с Кантемировской, влюбилась в этот корпус! Еще у меня был интересный опыт учебы на курсах по правам человека в Нидерландах, с помощью классной руководительницы прошла на эту программу. 

Конечно, я понимала, что права человека и международное право изучают не только юристы, но и политологи. Уже когда отнесла документы, решила изучить сайт программы «Политология и мировая политика», очень впечатлилась, металась перед выбором и решила посоветоваться с родителями. Они сказали: «Кажется это твоя мечта, забирай документы и подавай на политологию». 

В другие университеты я не поступала, ведь четко понимала, что мне важна модульная система с набором дисциплин по выбору. Я очень хотела управлять процессом формирования моей будущей специализации, и ни один университет, кроме Вышки, ни тогда, ни, я полагаю, сейчас, не предлагал такого варианта. Так я попала в Питерскую Вышку, очень этому рада, и за 4 года бакалавриата ни разу не пожалела о своем решении!

— Очень здорово, что в таком юном возрасте вы понимали и осознавали, какой профессиональный трек вам интересен!
— Я полагаю, тут можно сказать большое спасибо учителю, которая увидела, что мне нравится изучать обществознание и социальные науки, привила любовь и смогла зацепить!

— Давайте перенесемся во времена вашего студенчества. Какие яркие впечатления остались в памяти?
Я увлекалась проектной деятельностью, и как только узнала о существовании Ярмарки проектов, уже побежала записаться куда-нибудь. В первую неделю обучения на 1 курсе я умудрилась попасть в Erasmus Students Network - Buddy club. Мне было 17 лет, а мне уже дали под опеку магистранта-политолога из Лондона. Я помогала ему адаптироваться в Вышке, в которой еще не адаптировалась сама. Это был забавный опыт, но с Генри мы до сих пор общаемся!

В общем, в начале года я успела записаться везде, было непросто справляться с нагрузкой, пришлось учиться расставлять приоритеты. Тем более, спустя месяц началась более серьезная учеба. 

Как в школе у меня был важный в жизни наставник в виде классной руководительницы, так и в университете появился человек, который поддерживал все 4 года. Это профессор Александр Юрьевич Сунгуров, он был моим научным руководителем. Александр Юрьевич сразу заметил, что я люблю менеджерить все и вся и предложил проект «Студенческое научное издание «Generation PP». Идея проекта была в том, что редакция студентов принимает научные статьи других студентов и формирует выпуск журнала. Издание было зарегистрировано в РИНЦ, то есть это был индексируемый текст, поэтому опубликованная статья засчитывалась при поступлении в магистратуру. На 1 курсе я пришла в редакцию, и мне удалось развить журнал с классным пабликом в 800 человек, теперь про нас знает Департамент политологии и даже другие вузы. Ценно то, что я в нем уже не работаю, но собралась новая редакция и продолжает дело, которое я возродила 4 года назад. 

Кажется, все мои рассказы так или иначе будут про проектную деятельность! Я очень любила ходить на пары, особенно на семинары, где можно было обсуждать что-то вместе, но ярче всего вспоминаю проекты.

— Может быть помните преподавателей, которые на вас повлияли в профессиональном плане?
— Особенно вспоминаю преподавателей, которые работали с отдачей или были активными исследователями в своей сфере, приводили множество примеров на лекциях, с опорой на личный опыт. Например, Олег Владимирович Корнеев, который преподавал «Качественные методы в исследованиях» и «Central Asian Countries in Regional and International Organizations». Он сам, если не ошибаюсь, какое-то время работал в Таджикистане и мог подробно рассказать про Азию на основе своих воспоминаний, делал это живо, эмоционально и ярко. Его можно было «украсть» на всю получасовую перемену и обсуждать что-то, он никогда не жалел на нас времени, потому что любил поговорить на волнующую его тему! 

— Как спустя время оцениваете то образование, которое вы получили? Знания с каких дисциплин пригодились вам в работе?
Я считаю, что у меня был невероятно крутой и сильный бакалавриат! На работе я перерабатываю тонну текстов в сутки, и то, что с 1 курса приходилось много читать, очень мне помогает. Руководствуюсь советом преподавателей, как вычислять суть: начни с начала, потом прочти конец, если не поняла - загляни в середину. Словом, навык скорочтения с пониманием сути развился максимально. 

Дисциплины на ОП «Политология» были полностью на английском языке, и это помогло с моим первым трудоустройством. Достаточно много студентов-политологов совмещают учебу с работой преподавателями или репетиторами. Моя первая подработка во время учебы была связана с преподаванием английского языка для взрослых. Та лексика, которую я получала на занятиях, часто помогала проводить уроки по деловому английскому. 

Конечно, есть профильные дисциплины, которые нельзя не отметить. Если Денис Александрович Стремоухов прочитает это интервью, то, думаю, будет рад узнать, что его предмет «Policy Analysis» мне очень понадобился в нынешней работе. Я пишу стратегические предложения по изменению муниципальных политик и могла бы часами говорить с Денисом Александровичем, чем теперь занимаюсь на практике.

Были, конечно, предметы, которые ценностно меня сформировали, например, дисциплина «Гражданское общество в постсоветской России». Это то, что если и не берется тобой как предмет для будущих исследований, то очень развивает кругозор и помогает оценивать, что происходит вокруг. 

— Какие другие проекты вам удалось реализовать будучи студенткой?
— Наверное, один из крупнейших проектов, помимо журнала - это Гуманитарно-политологический центр «Мост». Он зарождался как проект Вышки, а потом студенты зарегистрировали юридическое лицо - НКО. Проект объединяет несколько десятков людей, при этом 99,9% членов этой организации - политологи НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, знакомые между собой и объединенные одними ценностями. Поэтому проекты, которые они запускают, оказываются на Ярмарке проектов и привлекают студентов. Центр «Мост» - комплексный проект, который я вела последние 2 года в университете, а с июня этого года новым руководителем избрали студентку ОП «Политология и мировая политика» Юлию Лазареву. Например, журнал «Generation PP» - это один из флагманских проектов, еще есть подкаст «Politburg», который записывают студенты, Школа гражданского общества с циклом лекций. 

В Вышке также есть научные учебные группы, мой научный руководитель выиграл грант на поддержку такой группы, и мы изучали, как институты исполнительной власти в Санкт-Петербурге взаимодействуют с экспертами и привлекают их для формирования городской политики. Я участвовала в этой группе как волонтер и младший исследователь, мы вместе с Александром Юрьевичем написали академическую статью и несколько докладов.

— Почему вы не продолжили обучение в магистратуре по политологической направленности, ведь у вас было так много различных научных исследований?
— Магистратура нашего направления очень исследовательски-центричная, а я больше хотела практико-ориентированного обучения. Даже моя дипломная работа была исключительно прикладной. Исследование было про то, как в муниципальных образованиях Петербурга используется практика соучаствующего проектирования. Это такой современный подход, при котором местные жители присоединяются ко встречам с экономистами, архитекторами, управленцами, социологами и сообща проектируют различные досуговые, парковые, рекреационные зоны. Я изучала, как эта практика применяется в нескольких районах города. Это было интересно мне как активисту, который параллельно с написанием диплома консультировал муниципальных депутатов, как эту практику применять. 

Хочу когда-нибудь закончить магистратуру, ведь мне интересен современный урбанистический опыт. Есть программы, которые удовлетворяют мои интересы, но они в Москве, а я не очень люблю этот город и не готова переехать. Сейчас я работаю, не очень грущу, что не продолжаю обучение, но как только появится возможность в Петербурге - я обязательно поступлю. Или вдруг появится крутое онлайн-образование, которое будет апробировано другими и на него будут хорошие отзывы.



— Расскажите подробнее о своей карьере: где вы сейчас работаете, чем занимаетесь?
— Вопрос о трудоустройстве очень важный! Вернусь кратко к моменту поступления: я ходила на день открытых дверей ОП «Политология» вместе с мамой, и руководителю программы несколько родителей задали вопрос: кто такие политологи и где они работают? У многих однокурсников и у меня все сложилось хорошо, мы работаем на интересных работах. 

Я ушла в урбанистику, абсолютно по теме моего диплома и курсовой работы на 3 курсе. Я работаю в АНО «Центр компетенций по созданию комфортной городской среды и умному городу» по Ленинградской области. Эта организация занимается комплексным развитием территорий, мы создаем классные общественные пространства, парки, скверы и улицы. Они уникальны не только из-за архитектурных решений, а потому что созданы на основе соучастия жителей поселения. 

Формально моя должность - главный специалист Отдела внешних коммуникаций и специальных проектов. Все спец. проекты - это и есть создание пространств. Я отвечаю во-первых, за общение, во-вторых, за качественные исследования и аналитику. По работе постоянно езжу по поселениям Ленобласти, провожу наблюдение на территории проектирования, общаюсь с местным бизнесом, краеведами, жителями, беру интервью и формирую фокус-группы, потом собираю и анализирую полученную информацию. После обработки информации создается некое общественно-техническое задание по развитию территории для архитектора, который проектирует пространство, для экономистов, которые прогнозируют изменения. Далее мы формируем архитектурный альбом и заявку, подаем на разные конкурсы, в основном на Конкурс малых городов и исторических последний и программу «Формирование комфортной городской среды» - это мероприятия Минстроя. Стабильно выигрываем и помогаем получать федеральную субсидию селам и малым городам. Моя работа - это про аналитику, которой круто обучают на политологии.

— Какими кейсами и победами вы особенно гордитесь?
— Я работаю уже больше года, и помогла победить городу Подпорожье (там делается большой городской парк) и Пикалево (там создается общественное пространство типа парковой площади). Это были два первых города, куда меня подключили, и они выиграли! Конечно, это командная работа, и был второй аналитик, который меня поддерживал и обучал на первом этапе. Но я помню, сколько было сделано и написано, и то, что это высоко оценили и дали шанс поселениям, на которые я потратила не только интеллектуальные силы, но и эмоциональные, - это классно!

— Давайте немного поговорим об урбанистике. Поскольку вы работаете с городами в Ленинградской области, нельзя не спросить о городах Мурино и Кудрово. Действительно ли эти города обладают низкой по уровню комфорта городской средой? Видите ли вы как эксперт в этом проблему?
— Тут очень важно понять, с какой позиции мы смотрим. Нам не нравится плотность населения или эстетика? Не нравится малая озелененность или качество застройки? Это мы как Центр компетенций не оцениваем, потому что наша экспертность начинается и заканчивается общественными пространствами. Важно еще сказать, что мы работаем с теми поселениями, администрация которых обратилась к нам за консультацией и экспертной поддержкой. Мы курируем и отслеживаем, что происходит везде, но если условное Кудрово - Заневской поселение - не обратится к нам за помощью в создании общественного пространства по программе ФКГС, мы можем только проверить корректность оформления документов. Если они создали проект «три клумбы и береза посередине», мы можем сказать, что это странно, но масштабно не повлияем. 

Еще я могу привести в пример блиц-опросы и наблюдения на территории, поскольку мы помогали работать с небольшими проектами в Кудрово. Не все жители считают город плохим, у части людей даже не возникает желания подумать об этом. Они живут, это их дом и он такой, они лишь оценивают, чего не хватает здесь и сейчас. Это «боль» для аналитиков и архитекторов, которые видят цифры по плотности и понимают, что это выше нормы, или знают практику этажности и оценивают внешний вид, и видят несоответствие. 

Помимо благоустройства, мы помогаем формировать региону данные для Индекс качества городской среды. Кудрово и Мурино всегда в топе этого рейтинга по инфраструктуре, озеленению и прочим параметрам. Не потому ли, что это «сателлиты» Санкт-Петербурга, где много людей и инфраструктура должна соответствовать? Я не знаю, есть ли хоть какие-то шансы у других поселений Ленобласти конкурировать с приближенными к Петербургу городами, наверное, нет. 

— Вы уже сказали, что не все люди думают о том, что их окружает в поселении, и не знают о том, что можно улучшить инфраструктуру. Как вы считаете, насколько перспективно, что все больше людей будет вовлекаться в этот процесс? Этот тренд прослеживается?
Мне кажется, этот тренд есть, но он достаточно медленный. Соучаствующее проектирование и разные форматы вовлечения людей в обсустройство пространств вокруг себя активно развиваются с 2012 года, а в Петербурге это началось в 2016 году с создании набережной реки Карповки.

Я была в Подпорожье в прошлом году, приезжала и в этом, и вижу, что 4 человека пришли второй раз. Они помнят предыдущий проект, увидели результат, заинтересовались и вернулись, потому что знают, что и сейчас получится повлиять. Мне хочется верить, что это будет удваиваться из года в год. 

Есть разные теории демократии: партисипаторная и делиберативная. У первой фокус на массовость и влиянии всех на все, а у второй - ценность не в том, что много человек включились, а то, что из них несколько получат экспертность и углубят знания. Например, помимо соучаствующего проектирования есть инициативный бюджет, и это когда люди придумывают проекты по улучшению городов, на который администрация должна выделить деньги. В Петербурге ты подаешь идею, а потом должен пройти курсы по бюджетной грамотности, где объясняют, на что расходуются налоги и как тратятся деньги на благоустройство. После этих действий ты оцениваешь реалистично своей проект, перерабатываешь его. Мне кажется, нужно отслеживать тренд, сколько из года в год одних и тех же людей заново приходят на встречи и какого качества проекты подают на инициативное бюджетирование. 

— Что вас заряжает и мотивирует продолжать работать в выбранной области?
Помимо того, что я беру интервью тет-а-тет с людьми, еще организую разные форматы встреч с группами жителей. И мы никогда не делаем общественные обсуждения, ведь знаем, что они носят рекомендательный характер. Зато делаем, например, проектировочные сессии, формат которых обязывает нас использовать результаты в проектировочных решениях. Совместно с другими Центрами компетенций мы делимся с друг другом практиками и создаем новые для вовлечения жителей, думаем о том, как можно работать, кроме как сидя за круглым столом с картой. Возможность придумывать новые форматы меня невероятно мотивирует. 

Есть Институт развития городов Башкортостана и он является лидером по созданию методик и практик. Ими придумана модифицированная игра «Карты, деньги, два ствола», как формат вовлечения подростков в проектирование пространств. У участников была возможность поиграть, устроить тайное голосование, а потом в игре появляется оппозиция, которая пытается опровергнуть результаты игры. Я изучила правила и организовала игру с подростками в Новой Ладоге, мы придумали много идей летних театров и амфитеатров с арт-объектами. Именно это заряжает, потому что ты видишь, что люди пришли не потому что их попросили, они вовлечены и действительно пытаются придумать креативное решение.

Если проект, над которым мы работаем, предполагает создание пространства для малышей, это абсолютно всегда означает, что я пойду общаться с детьми! Недавно я организовала занятие по моделированию из пластилина в детском саду, опять же в Новой Ладоге. Мы лепили фигуры, и дети пытались сконструировать «лазалку» мечты, потом эти объекты я объясняла архитектору, чтобы подобную конструкцию можно было поставить на детскую площадку. Эти живые эмоции и интересные форматы очень заряжают!

— Впереди лето, какие у вас планы это время?
— До июля у нас плотная работа, мы доделываем проекты по малым городам, разрабатываем проект «Туристический код Ивангорода» до 1 июля. Наш ритм жизни зависит от муниципальных администраций, они летом отдыхают, и конкурсов нет в июле-августе. Еще летом хотя бы один раз я должна покататься на байдарках, это мой план!

— Назовите 3 слова, с которыми ассоциируется Вышка?

— «Гранола», проект, Зал ученого совета на Грибоедова.