«Работайте маркетологами, и будет вам счастье!»
— Почему вы выбрали именно Питерскую Вышку?
— Путь поступления был достаточно загадочным (улыбается) . Не было такого, что я изначально мечтала поступить в Высшую Школу Экономики, считаю это действительно счастливой случайностью. Так вышло, что когда я училась в школе, то была немножко «ботаником» - даже в качестве способа прогуливания уроков использовала конкурсы и предметные олимпиады. С подругой-одноклассницей мы решили пойти на Всероссийскую Олимпиаду школьников, и я стала призером по общественно-социальным наукам, а она по экономике. Соответственно, когда я пришла подавать документы на поступление в Вышку, узнала, что по результатам олимпиады и ЕГЭ могу автоматически поступить на бюджет. Так я и оказалась на факультете Школа экономики и менеджмента, на ОП «Менеджмент».
— Можете назвать преподавателей, которые на вас повлияли в профессиональном плане?
— Назову двух прекрасных женщин, которые меня вдохновляли - Елену Вадимовну Веретенник и Юлию Сергеевну Санникову. Именно те лекции и семинары, которые проходили с данными преподавателями, произвели неизгладимое впечатление. Это совершенно уникальные люди, которые показали, как можно общаться со студентами, какие есть технологии обучения, как абсолютно любой предмет сделать интересным, а учебный процесс превратить в что-то супер-увлекательное и понятное.
Надо сказать, что в течение всей моей профессиональной деятельности постоянно получалось, что я много работала как ведущая, обучала и выступала публично, и сейчас продолжаю этим заниматься. Например, в 2019 году я организовывала первый выездной Лагерь для фрилансеров в Сочи и выступала оффлайн с лекцией по продвижению в социальных сетях. Я использовала не просто какой-то ораторский прием, а мем, который показывала на одной из лекций Елена Вадимовна - это было видео из South Park. Там описывалась бизнес-модель, из серии: мы крадем кальсоны, потом что-то происходит в черном ящике, на третьей стадии мы великолепны и невероятно богаты.
Юля Сергеевна была моим дипломным руководителем и научным руководителем на курсовых работах. После того, как я один раз попробовала писать курсовую под ее руководством, все последующие годы в первых рядах бежала записаться, чтобы только с ней заниматься научно-исследовательской деятельностью.
До сих пор эти прекрасные мемы и другие моменты геймификации процессов использую в работе, за это благодарна именно Вышке и преподавателям.
— Судя по социальным сетям, вы очень активно повышаете квалификацию, постоянно учитесь - этот стиль жизни всегда был вам присущ? Как вы пришли к тому, что необходимо постоянно самосовершенствоваться?
— Однозначно, здесь сыграли роль преподаватели, в частности, Юлия Сергеевна. Помню, когда я попала под ее крыло как к руководителю по курсовой работе, она создала общий чат для всех студентов-дипломников и отправляла туда анонсы деловых мероприятий и тренингов. В силу нежного возраста, я в принципе не знала, что такие активности проводят, в окружении не было взрослых, которые ходили на такие мероприятия. Потом погрузилась в корпоративные и профессиональные встречи и конференции, появилась цель тоже когда-нибудь стоять на сцене, как все эти большие, важные и серьезные эксперты. Но зародилось это желание именно благодаря нашей мини-учебной группе, которая работала с Юлией Сергеевной на над курсовыми.
К тому же, были семинары, где нужно было прочитать пул бизнесовой, деловой литературы, а потом каждый презентовал выбранную книгу перед группой. Мне досталась книга, посвященная геймификации, это произвело на меня большое впечатление. А потом я попала на мастер-класс, который был посвящен геймификации в подборе персонала, и курсовую писала по этой теме. В общем, интерес к дополнительному образованию появился благодаря общению и примерам людей вокруг.
— Расскажите подробнее о своей карьере. Опять-таки, судя по вашим социальным сетям, вы рано начали работать. Как вы пришли к текущей деятельности?
— Это разговор часов на 6… (смеется) Можно начать с внеучебной деятельности в университете - с 1 курса я начала играть в КВН, и это очень сильно развивало софт-скиллы. В КВН ты выступаешь на сцене, переживаешь редактуру и учишься воспринимать критику в свой адрес, непрерывно общаешься с другими людьми. Как-то раз я искала голову коня и баян, и нашла это за 1 час благодаря нетворку!
Когда я устраивалась на 3 курсе в компанию «Дом.ру Интерзет» менеджером по подбору персонала, на собеседовании нужно было рассказать о своих преимуществах. Из-за того, что в команде КВН была постоянная «текучка», было всего 2 постоянных участника - я и капитан - приходилось набирать новых участников. И это я презентовала как свой навык! В 20 лет я оказалась в ответе за то, чтобы 400 сотрудников колл-центра любили свою работу не просто потому что им платят зарплату, а из-за атмосферы. Выстраивала коммуникации между отделами, занималась адаптацией сотрудников, делала квесты и праздники, искала подрядчиков, даже как-то раз плела оленя из проволоки для фотозоны.
Накануне лета перед 4 курсом у меня был разговор с руководителем, и передо мной поставили выбор - или ты переходишь на обычный график, или уходишь. На тот момент казалось, что бросать эту работу невыгодно - компания давала возможности для роста, была «гигантская» зарплата 25 тысяч рублей (смеется) . Но я ушла (потом оказалось, что не зря - колл-центр расформировали), летом работала вожатой, осенью продолжила учиться.
Примерно в середине 4 курса я устроилась в колл-центр Ростелекома, проработала там более года. В этой компании тоже занималась корпоративной культурой - вела внутреннюю коммуникацию и развивала HR-бренд, оформляла социальные сети и сайт, делала рассылки. Это был интересный опыт!
Также параллельно я развивала свой блог и социальные сети, но изначально это было не ради монетизации, а для личного интереса, постепенно у меня набралось 3-4 тысячи подписчиков. Помню, сделала челлендж, полгода выкладывала отчеты по заработку - была цель выйти на доход 100 тысяч рублей в месяц. За 3 месяца я вышла на этот уровень, благодаря фриланс-подработкам и огромному энтузиазму, ежедневной работе без выходных - прямым эфирам, съемкам рекламы, постингу. Это было в 2018 году, тогда же я полностью ушла на фриланс, была менеджером блогеров - занималась продвижением экспертов (больших и локальных), закупала рекламу, выступала на обучающих семинарах для «коллег по цеху». В 2020 году у меня появился свой курс «Менеджер по рекламе» по продвижению в социальных сетях через рекламу, настройке таргета. Веселый был период!
В 2021 году поняла, что выгорела и устала от работы менеджером блогеров. Все это время у меня была позиция - делать большой упор на практику в работе, а не только быть теоретиком. Я активно изучала рынок, помимо обучения вела клиентов, трудоустраивала своих учеников, и когда отошла от дел сама, приняла решение не обучать профессии, в которой сама не работаю. Начала менять специализацию - был момент кризиса, и в итоге это завершилось тем, что я перешла в офлайн и начала делать мероприятия в Санкт-Петербурге. За счет этого без вложений в рекламу я набрала порядка 580 человек в Клуб фрилансеров! Чуть позже решила провести инвентаризацию своих навыков - оформила резюме, пассивно смотрела вакансии на HH, иногда откликалась на них. В первую же неделю мне предложили работу, при этом в открытом доступе вакансия не размещалась. Я очень обрадовалась, ведь это была должность, которая сочетает в себе все то, что люблю и умею делать, и не включает то, от чего я устала! Так я оказалась в компании RealtyCalendar - это крупнейшая IT-платформа, которая занимается автоматизацией посуточной аренды.
— Что входит в ваши профессиональные задачи, какую должность вы занимаете?
— По сути я бренд-менеджер - моя деятельность заключается в посещении мероприятий и представлении интересов компании, при этом осталось взаимодействие с блогерами-экспертами и лидерами мнений, семинары и конференции, эфиры и вебинары, только к этому добавилась стабильная зарплата и оплачиваемые командировки. В общем, занимаюсь маркетингом внутри компании, помогаю набирать клиентов. Забавно было узнать, что многие эксперты, которым я помогала оформлять социальные сети и развивать личный бренд с нуля, являются партнерами или амбассадорами компании. Это очень приятно!
Надо отметить, что я работаю на удаленке, и это позволяет продолжать вести социальные сети, телеграм-канал и заниматься Клубом фрилансеров.
В общем, event`ы, социальные сети и автоматизация посуточной аренды - взаимосвязанные между собой сферы, и маркетинг их объединяет. Работайте маркетологами, и будет вам счастье!
— Вы несколько раз упоминали созданный вами Клуб фрилансеров. Как пришла идея его создания? Кто состоит в этом сообществе?
— Когда я только переходила на фриланс, мне ужасно не хватало единомышленников и живого общения. В принципе, человек - это социальное «животное», окружение нужно обязательно! Рядом с другими людьми ты растешь и развиваешься, но важно, чтобы эти люди разделяли твои цели, амбиции и идеи. К сожалению, на тот момент люди вокруг убеждали, что я занимаюсь какой-то ерундой, не разделяли мои «боли».
Не было цели развивать комьюнити, я даже не знала, что есть подобные сообщества, буквально изобретала велосипед. Писала коллегам-блогерам, знакомилась и общалась. У меня даже есть подруга, с которой мы познакомились в 2017 году как раз таким образом - до сих пор общаемся, вместе путешествовали и ездили друг другу в гости в разные города.
Идея клуба появилась на фоне всеобщей усталости от нестабильности в 2022 году, когда привычные механизмы привлечения клиентов стали неактуальными, и нужно было находить новые решения. Я стала проводить фрилансерские встречи и бизнес-завтраки, в том числе Лагерь фрилансеров для своих подписчиков и единомышленников.
— Сейчас прослеживается общий тренд на сообщества, и мы тоже стараемся работать в этом направлении и объединять выпускников Питерской Вышки. Дайте несколько советов о том, как формировать устойчивые сообщества? Как стоит действовать комьюнити-менеджеру, на что обращать внимание?
— Про развитие сообществ могу разговаривать часами, и у меня даже есть лекция про то, как набирать участников. Если обобщать мой опыт, могу сказать, что уж точно нельзя полностью все тащить на себе - важно включать участников сообщества в процессы, выделять инициативу, вовлекать людей, чтобы они могли создавать и привносить что-то свое в это сообщество. Когда появляется распределенная ответственность, общий креатив и идеи, когда люди могут реализоваться внутри сообщества, тогда действительно будет полноценное комьюнити. В противном случае, если вы заболеете или «перегорите», сообщество перестанет существовать.
С точки зрения маркетинга имеет смысл делать какие-то мини-традиции, постоянные онлайн-рубрики, создавать ассоциации, реализовывать регулярные мероприятия оффлайн. Когда у вас есть регулярность - это «якорит» аудиторию. В сообществе желательно, чтобы как можно больше было подобных постоянных практик, в которых люди участвуют. Это такая психологическая история, которая укрепляет отношения в любой группе, даже в семейной жизни психологи советуют создавать что-то всем вместе.
Третий совет - не бойтесь использовать ресурсы и объединяйтесь с другими сообществами. В развитии различных клубов по интересам, оффлайн комьюнити, бизнес-клубов есть практика, когда они начинают обмениваться контентом, аудиторией, создавать совместные активности. Появляются различные ресурсные центры по развитию сообществ, и это делает очень крутой «буст» для роста вашего комьюнити, не только в плане количества участников, но и в плане качества того созидательного действия, которое вы можете производить.
— Хочется поговорить с вами также про социальные сети - очевидно, очень важный инструмент для маркетолога, менеджера проектов. Какой тренд сейчас есть в части ведения социальных сетей?
— Во-первых, какие бы ни были тренды, все зависит от того, какая у вас целевая аудитория. Опишите ее и изучите разбивку по полу и возрасту, по локации. Если ты не знаешь, с кем ведешь коммуникацию, то не добьешься никакого результата, аудитория - «Священный Грааль» любого человека, который хочет достучаться до других. Тренды изменчивы, а вот портрет целевой аудитории - то, что вам действительно важно знать. И ответьте на три важных вопроса: «Какие боли/проблемы аудитория может решить с вашей помощью?», «Какие есть страхи и возражения, что останавливает людей от того, чтобы подписаться на вас и стать частью вашего сообщества?», «Какие цели с вашей помощью человек хочет реализовать?». Не часто, но добавляется еще четвертый, более глубокий пласт - это ценности. Когда ты знаешь ценности своей целевой аудитории, гораздо проще доносить смысл своего продукта на языке этих людей.
— На какие площадки стоит делать ставку? Как позиционировать себя?
— Определенно важно, чтобы вы присутствовали в разных социальных сетях, особенно вы развиваете личный бренд как эксперт. В работе мне важно дотянуться до узкой целевой аудитории - это посуточники и отельеры, кто занимается сферой гостеприимства и туризма. Поэтому я тестировала несколько гипотез, и, например, зарегистрировалась в TenChat - это аналог Tinder для бизнеса. Посмотрела, пообщалась там с людьми и поняла, что отельеров и риелторов там пока что маловато. Это помогло мне сузить количество площадок и быстрее определиться.
Словом, все очень сильно зависит от того, какой у вас запрос, но я всем рекомендую сейчас все-таки «стряхнуть пыль» со страницы ВКонтакте, привести ее в состояние приличного социального резюме и собирать на нее деловые контакты.
— Вы также занимаетесь наставничеством, что побудило вас пойти в это? Почему вам важно делиться опытом с другими?
— Я всегда любила что-то объяснять и рассказывать. Одноклассники очень сильно удивились, когда я пошла на менеджмент в Вышку, потому что ждали, что я пойду учиться актерскому мастерству, либо буду изучать литературу или буду учителем, по причине того, что я писала стихи и была в литературном клубе, даже писала сочинения за своих одноклассников. И еще я всегда руководствуюсь принципом «поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», в том числе когда реализовываю активности для других. Поэтому проанализировала, как и в каком формате мне самой комфортно обучаться, где вижу максимальные результаты, и стала обучать других в формате коучинга и персональных консультаций.
— Каким вы видите дальнейшее развитие в карьерном плане для себя? Есть ли какие-то амбициозные цели?
— Я хочу прокачивать свой личный бренд и выходить на более высокий медийный уровень - сделать несколько публикаций в СМИ, выступить на серьезных региональных мероприятиях как спикер, не только от лица компании. И, возможно, попасть на подкасты или ТВ программы, выступить на TED, для начала хотя бы на TEDx, в общем выйти за пределы социальных сетей со своей экспертностью.
— Назовите 3 слова, с которыми ассоциируется Вышка?
— Свобода, 3,51, Хогвартс.