«Если можно что-то улучшить, то нужно это сделать»
Какие профессиональные задачи стоят перед аналитиками в игровых компаниях? Какие перспективы есть у специалистов в этой сфере? В интервью наша выпускница дает ответы на эти вопросы и делится экспертными советами для будущих аналитиков.
— Поделитесь своим путем поступления в Вышку. Каким он был для вас?
— Это было довольно забавно: в 2008 году я пришла подавать документы с полной уверенностью в том, что хочу быть финансовым директором. Это была моя супер-мечта! И как хорошо, что жизнь приготовила что-то более интересное.
Я подавала документы на направление «Финансы», в последний момент спросила в приемной комиссии: «Куда сложнее всего попасть?». Мне ответили, что самый большой конкурс, конечно же, на экономику. Я решила подать документы и туда, и волею судеб оказалась именно на этом направлении. После окончания бакалавриата у меня был момент сомнения - куда идти в магистратуру? Опять все решилось в последний момент, и в конечном счете сейчас у меня очень широкий пул возможных профессиональных траекторий после оконченного бакалавриата и магистратуры Питерской Вышки. Конечно, спустя годы ты не помнишь досконально все правила и математические формулы, но тебя научили «зрить в корень» в стрессовых ситуациях и находить способы решения сложных задач.
— Получается ли поддерживать связь с ребятами из Вышки? Сложился ли у вас тесный круг дружеских контактов в ходе обучения?
— Да, конечно, моя близкая подруга Елена со мной со времен бакалавриата. Правда, когда мы увиделись впервые в начале учёбы, обе подумали друг о друге не очень хорошо. Но вот уже 14 лет мы общаемся! Она какое-то время преподавала в Вышке эконометрику, но я перетянула ее в сферу аналитики.
— Как вам удалось найти ту сферу, где хотелось бы профессионально развиваться?
— Это был какой-то судьбоносный выбор. В магистратуре я все еще думала, что получится стать финансовым директором, но все сложилось иначе. Я попала в крупную швейцарскую компанию (ее офисы были в 100 странах мира) в 2014 году и занималась разнообразной деятельностью по региону СНГ. В какой-то момент стало понятно, что мне больше интересна аналитика, правда, на тот момент я делала в основном простые отчеты в Excel. После той работы я попала в digital-сферу, занималась PR и маркетингом в компании, которая создавала интернет-рекламу на сайтах и социальных сетях. В итоге получилось так, что в компании начал формироваться целый отдел аналитиков больших данных, и меня пригласили туда. Дальше я перешла в сферу GameDev, где и развиваюсь сейчас. Очень рада, что удалось оказаться в IT, поскольку это дает возможность много изучать и выполнять нетривиальные задачи. Например, иногда моя работа состоит в том, что я целый день играю. Конечно, это сопровождается анализом, но сама деятельность совсем не похожа на аналитику для других отраслей.
— Что за игры делает ваша компания?
— На текущий момент у компании несколько проектов в жанре «merge». Это игры, когда ты соединяешь одинаковые предметы на игровом поле. В нашей ключевой игре главный персонаж - это Мышка, и она обслуживает клиентов в кафе. Например, клиент заказал кофе латте, и Мышке нужно сгенерировать сначала маленькие чашечки, потом молоко, и на 3 уровне получается кофе. 80% пользователей игры - женщины. Поскольку это спокойные игры, где ты можешь часами соединять эти одинаковые предметы, это не погружает тебя в стресс, нет таймеров, тебя не торопят - медитативно играешь и развиваешь свое кафе.
— Сколько вы уже работаете в компании?
— Около года. До этого работала в другой игровой студии около 2,5 лет. Это был интересный опыт, потому что когда я пришла туда, то не была очень продвинутым аналитиком, но в итоге сильно выросла по скиллам. В любом случае, когда ты начинаешь погружаться в какую-то тему, тебе нужно время на развитие и на оттачивание навыков. И в текущую компанию я пришла уже на «своей волне», хорошо ориентировалась, мне были известны и понятны все механики и инструменты для аналитики, теперь я четко понимаю, с чем мне удобнее работать, какие есть преимущества.
— Наверняка за этот год у вас уже есть какие-то достижения и личные успехи. Поделитесь и расскажите, чего удалось добиться?
— Одно из последних моих достижений - инициатива по структурированию А/В тестирования. Приведу пример: в приложении вы хотите изменить что-нибудь, например, выбираете, какого цвета нужно сделать кнопку - красной или синей. Неправильно просто брать и делать ее синей, просто потому что тебе кажется, что это будет лучше. Ты должен вводить это изменение через А/В тест: делить аудиторию, рассчитывать метрики и показатели. У нас был некоторый хаос в А/В тестировании, и я взяла на себя задачу по введению понятных приоритетов для теста. Это высоко оценили топ-менеджеры компании!
— У вас большая компания?
— Надо отметить, что число сотрудников не всегда отражает качество продукта - игры. Есть например финские игровые компании, в которых работают 100-200 человек, но они делают классные игры с охватом в сотни миллионов пользователей. Это круто! Один из примеров - это Supercell. У нас компания насчитывает порядка 50-и человек. Топ-менеджеры работали до этого в крупных компаниях, таких как Rovio (это они сделали Angry Birds). Один из наших руководителей был топ-менеджером в крупной американской компании. Изначально наш офис находился в Санкт-Петербурге, но сейчас большинство сотрудников релоцировали в Португалию.
— Расскажите о корпоративной культуре - что вам нравится больше всего?
— В первую очередь, нравится моя команда. Все аналитики очень прокаченные, но при этом открытые. И я чувствую, что могу учиться у моих коллег, есть потенциал для профессионального роста! Еще нравится, что все на английском языке, и это тоже своего рода тренинг личностного роста. Когда ты рассказываешь про машинное обучение на английском, то помимо технических знаний совершенствуешь знание языка. Благодаря этому ты уверен, что у тебя не будет стресса при адаптации в любых других международных командах в будущем.
— Каким видите ваше дальнейшее развитие в плане карьеры?
— Пока точно хочется наращивать навыки. В частности, это связано с нововведениями на iOS - это бросает мне как аналитику вызов. Apple стремится якобы усилить приватность данных клиентов, поэтому, например, когда ты устанавливаешь приложение на телефон, выходит уведомление - можно ли использовать твои данные? Многие люди запрещают доступ, думая, что их данные никуда не уйдут, но они не совсем понимают, что этот запрет значит. Разработчики все равно получают данные, потому что без них невозможно развивать приложение. Все, что отрезает пользователь, это рекламный идентификатор, и создатель приложение не понимает, из какого источника пришел этот пользователь. Apple закручивают эту игру с данными пользователя, чтобы перетянуть разработчиков-рекламодателей к себе на платформу (сами эти ребята всё равно знают всё). Интересно, как технически будет возможно «связать» пользователя из любого другого источника, чтобы оптимизировать маркетинговые бюджеты. И интересно развиваться в машинном обучении, например, лучше прогнозировать прибыль от пользователя по его активности в игре в первые сутки.
При этом я верю, что у меня получится естественным способом выйти на позиции лида, чтобы курировать и обучать молодых аналитиков. Я не ставлю себе цель быть руководителем через полгода, потому что это происходит само - чем больше ты развиваешься, тем более сложные задачи и интересные кейсы нужно решать.
— Вы много путешествуете, даже жили какое-то время заграницей. Когда долгое время находитесь не в России, скучаете по чему-нибудь?
— В основном, скучаю по культуре и по отношению людей. Например, у меня была история в Мадриде несколько лет назад - я шла с тяжелым чемоданом, поднималась по лестнице. И мне никто не помог! Это для них несвойственно, люди опасаются нарушать «личные границы», и чем западнее, тем больше таких настроений. В Индонезии, Восточной Европе, например, такого нет, там культурный код больше похож на наш. И по медицине скучаю! За рубежом это довольно дорого, особенно стоматология. Нужно быть готовым выложить большие деньги за медицинское обслуживание. Безусловно, ты привыкаешь жить в путешествии и всегда ждешь новых поездок.
Когда была пандемия, я в полной мере воспользовалась всеми преимуществами туриста - не было толп людей, было много вариантов снять хорошее жилье дешевле, ходить в кафе и наслаждаться немноголюдностью. Конечно, в России пандемия переживалась сложнее. Но при этом коронавирус дал возможность работать удаленно, для многих работодателей открылось понимание, что ежедневное присутствие сотрудника в офисе необязательно - при должной самодисциплине качество работы не снижается.
— Назовите 3 слова, с которыми у вас ассоциируется Вышка?
— Усердие, радостное время и престиж.