• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Когда человек не знает, чего хочет, ему придется пройти наполненный полезными ошибками путь»

Интересным и нетривиальным путем построения карьеры поделился Олег Гавриленко - выпускник ОП «Политология» 2011 года. История Олега о том, как, не зная ответ на вопрос «чего я хочу?», но прислушиваясь к самому себе и пробуя заниматься совершенно разной деятельностью, можно найти свое место. В настоящем Олег - продуктовый методолог образовательных проектов в Нетологии.В интервью поговорили о страхах на старте карьеры, о корпоративной культуре Нетологии и о задачах продуктового методолога, и даже о компьютерных играх как об увлечении.

«Когда человек не знает, чего хочет, ему придется пройти наполненный полезными ошибками путь»

— Сталкивались ли вы с трудностями, будучи студентом бакалвриата ОП “Политология”? Как удалось с ними справиться? 
— Учеба всегда давалась мне довольно легко, единственный реально трудный период был на первом курсе. Расписание было составлено так, что несколько раз в неделю у нас подряд стояли две пары по экономике и две пары по математике, мозг такое переваривал с трудом. Я тогда жил в Кронштадте, поэтому вставал около 6 утра, 2 часа добирался до университета на автобусе, метро и маршрутке, занимался в Вышке до вечера — как я уже говорил, мне нужно было перевестись на бюджет, поэтому я вкладывал очень много сил в учебу. Когда я этого добился и переехал поближе к центру, дышать стало полегче — на следующих курсах я учился легко и получал удовольствие, было интересно. Лучшим студентом я не был, но стипендию получал.
— Какие знания и навыки вы получили в университете?
— Я благодарен Вышке и образовательной программе «Политология», которые привили мне любовь к научному подходу и мышлению. Это определило мои приоритеты и карьерный трек на всю жизнь. Мой опыт учебы в школе был травмирующим, теперь, работая в сфере образования, я четко понимаю и вижу, что система школьного образования остро нуждается в реформировании. Но в НИУ ВШЭ обучение было абсолютно на другом уровне, это было великолепно! Конечно, общаясь с нынешними студентами, я вижу, как университет меняется — в мое время не было повсеместного преподавания на английском языке, не было преобладания математических инструментов для анализа.



— Когда вы начали свой карьерный путь?
— У меня был страх начала своей карьеры. Еще во время учебы я ходил на собеседования и получал отказы, это меня сильно фрустрировало. Поэтому я откладывал старт выхода на работу, но по окончании бакалавриата понял, что надо что-то делать — жить в бедности или на деньги родителей было невозможно
После окончания Вышки я решил продолжить учиться, искал себя и выбирал между направлениями «Психология» и «Международные отношения» в другом вузе, с психологией не получилось, но на международные отношения я поступил. Нашел себе подработку в качестве официанта и совмещал это с учебой. Это было немножко стыдно, потому что мои одногруппники уже работали в больших компаниях, а я был просто официантом. Из-за моих предубеждений о работе в крупных компаниях с жесткой корпоративной культурой, где «нужно носить пиджаки», мне хотелось найти что-то по душе, где будет место творчеству. 
Поиски привели меня на курсы «Икры», в 2014 году я пошел туда работать менеджером-координатором — сопровождал курсы, общался со студентами и преподавателями, вел подготовительную работу и готовил площадки. Тогда я не планировал заниматься образованием, хотел влиться в «тусовку» классных и творческих ребят, познакомиться с нужными людьми. В 2014 году еще не были модны IT-профессии, но в массовой культуре был некий культ креативщиков, как в книге и фильме «99 франков». И я действительно узнавал таких людей — представителей крупнейших креативных агентств Санкт-Петербурга и Москвы. 
Во время работы в «Икре» я познакомился с ребятами из крупной петербургской рекламной группы Great, пошел работать стажером-менеджером, несколько месяцев работал с ними, занимался мелкими задачами. В компании ощущалась творческая атмосфера — посреди офиса стоял вагончик-переговорка, везде витали идеи, команды постоянно генерировали креативные концепции! Потом я попробовал себя в качестве копирайтера-редактора в журнале Piterstory, занимался маркетинговой стратегией другом агентстве. 
После многих месяцев скитаний по креативным агентствам я устроился в школу интернет-профессий Epic Skills на позицию менеджера по работе с клиентами. Так я снова вернулся в образование — и на этот раз надолго. В Epic Skills я в какой-то момент начал аккуратно вносить изменения в курсы, улучшать их на основе обратной связи студентов, знакомился с образовательной методологией — и понял, что хочу развиваться в этом направлении. 
— Что было дальше? Вы продолжали карьерно развиваться в этой сфере?
— В 2017 году с руководством Epic Skills связался основатель и тогдашний владелец образовательного стартапа Contented Евгений Стройнов. Он предложил совместно сделать первый в России курс по UX/UI-дизайну в формате «перевернутого класса» — это когда студент получает теоретические знания в онлайне, а практические задания выполняет с преподавателем в классе — с дорогим видеопродакшеном, классными экспертами из топовых студий и продуктов и т.д. Мне предложили лидировать этот проект со стороны Epic Skills — и он в итоге получился отличным. По окончании проекта я обратился к Евгению и попросился к нему в команду. Он предложил мне необычную роль — помогать партнерам открывать филиалы Contented по всей России и странам СНГ. К сожалению, эта идея не увенчалась успехом, — и я добровольно ушел из компании. Ушел в никуда, на какое-то время оставшись совсем без работы. 
И именно в этот момент я неожиданно наткнулся на вакансию проектного менеджера в Вышку. То была вакансия под конкретный крупный проект для Ростелекома — и на тот момент это была уникальная образовательная история для команды ДПО Вышки. Коллеги не до конца понимали, как справиться с некоторыми задачами, а у меня как раз был релевантный опыт. За 2 года мы трижды перезапускали проект, очень хорошо поладили (как между собой, так и с заказчиком) — и так же хорошо расстались, когда я ушел в Нетологию. К слову, я до сих пор периодически соглашаюсь на какую-то проектную работу в Вышке и держу связь с коллегами. Рабочий опыт в университете однозначно стал хорошим опытом, у меня остались исключительно теплые воспоминания об этом времени.
— Кем и где вы работаете сейчас? Какие у вас должностные обязанности?
— Сейчас я продуктовый методолог в Нетологии, что подразумевает под собой сочетание обязанностей методиста, методолога, менеджера проекта и продуктового менеджера. Если представить образовательный проект как фильм, то я — режиссер и сценарист в одном лице: я не только пишу методички, сценарии роликов и инструкции для методистов, но и в целом определяю архитектуру образовательных проектов, слежу за линейкой продуктов внутри B2B-направления и слаженностью работы методической команды. 
— Расскажите подробнее о корпоративной культуре Нетологии? Почему быть сотрудником Нетологии - круто?
— Наша корпоративная культура прекрасна! Я так к ней привык за время работы, что стал считать стандартом. Забота о сотрудниках в Нетологии - это наивысшая ценность. На уровне стратегии компании прописано, что забота о сотрудниках — приоритет, наравне с созданием топового образовательного продукта. 
Из приятных мелочей: очень удобно работать на удаленке, большая часть сотрудников работала в таком формате еще до ковида. У нас классный электронный документооборот и оперативная коммуникация, иногда я даже забываю, что коллеги находятся в другом городе. Еще я могу свободно прийти к любому «топу» и обратиться  на «ты», обсудить продукты и поспорить. В сравнении со многими другими компаниями, это действительно хорошие условия! 
— Какая у вас следующая карьерная цель? Видите свой рост внутри компании Нетология?
— Я вижу рост в реализации новых проектов. Хочется постоянно выполнять все более объемные и сложные задачи, постоянно пребывать на грани между «еще могу» и «уже не могу», быть в состоянии потока. Именно этим мне и нравится b2b-направление — запросы зачастую уникальны, нужно много анализировать и включать творческий подход. Хочется, чтобы таких запросов и проектов было больше! 



— Есть ли у вас какое-то хобби, которое позволяет вам сохранять work-life balance?
Хороший вопрос, на который я сам хотел бы получить ответ(смеется). История про хобби звучит как история пресловутого успеха, как строчка в резюме на HeadHunter “моя работа - мое хобби” - то, что работает на тебя и что показывает тебя выгодном свете. Однако, это совсем не про меня. Я не привык говорить о тех вещах, которые помогают мне выдохнуть и зарядиться, но, если задуматься - это простой человеческий отдых, чтение книги или просмотр сериала, и проведенное время с близкими.
Но если чуть раскрыть тему увлечений, то мне хочется рассказать одну историю. До недавнего времени я немного стыдился своей увлеченностью видеоиграми. Голос внутри время от времени бурчал: «Как же так? Я взрослый мужчина, и вместо того, чтобы тратить свое время на полезную литературу и спортзал, я играю в компьютерные игры!». Сейчас я отношусь к этому скорее положительно, особенно когда нашел свои способ развиваться с помощью игр. В целом, игровая индустрия накопила столько знаний и практик по части человеческой мотивации, что ребятам из сферы образования стоит взять многие из них на вооружение, вместо того, чтобы пренебрежительно отмахиваться. К примеру, прямо сейчас я заканчиваю играть в Assassin’s Creed Valhalla  — события в ней происходят в IX веке в эпоху завоеваний викингов на территории средневековой Англии, Ирландии, Норвегии и Франции. Эта игра так сильно меня захватила, что я параллельно прочитал несколько книг, связанных с религиозными верованиями народов той эпохи, а также с заинтересовавшими меня историческими персонажами. Я уж молчу про то, что функция «интерактивный тур» в серии Assassin’s Creed в принципе специально сделана в образовательных целях. 
И если вернуться к вопросу про хобби, сейчас я могу назвать таковым увлечение  видеоиграми — и мне не будет стыдно.
— 3 слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка.
Юность, любовь, верность.