«Задавайте правильные вопросы, это поможет найти себя»

В новом интервью мы решили поговорить с выпускницей этого года Анастасией Теличко. Окончив программу «Международный бизнес и менеджмент» в 2022 году, Анастасия открыта к новым впечатлениям и опыту. Сейчас выпускница продолжает свое карьерное развитие в Правительстве Приморского края, занимаясь вопросами устойчивого развития. О воспоминаниях об учебе, поездке по обмену и о ценном навыке задавать себе вопросы — все в этом материале.

«Задавайте правильные вопросы, это поможет найти себя»

Что для вас Сообщество выпускников и что значит в целом быть выпускником Питерской Вышки?

― Когда мы касаемся университетской жизни, думаем, что это временно — отучился и идешь работать. Но нередко в ходе работы ты сталкиваешься с ситуациями, когда нужна экспертная поддержка или даже люди в команду для создания собственного бизнеса. Поэтому всегда важно становиться полноправной частью процесса. В этом смысле выпускник —  это такой человек, который не теряет связь с такими же инициативными ребятами. Успешный выпускник после окончания университета выпадает из «гонки», но сохраняет в себе студенческий дух и желание копать глубже, искать информацию. Аспект самообразования важен, поэтому я бы сказала, что я «вечный студент».

Мы знаем, что во время учебы вам удалось съездить по обмену. Расскажите подробнее о вашем опыте. Какие впечатления и эмоции связаны с такими незабываемым приключением?

― Американская программа, по которой я ездила, называется Year Foundation Program, она доступна для студентов до 20-21 лет. Так как программа в Америку была независимой, я могла претендовать на программы в Вышке. Я пыталась попасть в программу дважды, первый раз на 1 курсе не получилось. Из-за пандемии программу в Америку перенесли на 4 курс, и мой обмен в Японии тоже выпал на четвертый год обучения. Было довольно много нюансов по учебным планам, поскольку все пары на 4 курсе в Вышке были рассчитаны на первый семестр. Я распределила силы, составила расписание и поехала в США. Параллельно у меня была возможность поучиться в Италии, в Японии и в Америке. Я могу выделить некоторые отличия, но их немного. Везде очень большой акцент делается на самообразование и самообучение. Преподаватели уделяют совсем немного времени студентам. Предварительная подготовка и самостоятельное освоение материала очень важный элемент обучения. Что касается инфраструктуры университетов, тут ВШЭ определенно на одном уровне с зарубежными вузами. После поездки в Америку поняла, что очень полезно найти себе ролевую модель — профессора и ехать в университет к конкретному человеку или исследовательской группе. Интерес должен исходить из личных запросов. Еще, наверное, в плане выбора курсов там больше свободы: как конструктор ты собираешь свою программу без обязательных блоков, наша система кредитов отчасти схожа. В Японии большой акцент делался на групповую работу, строгие дедлайны и отчетность.

В таком ритме было сложно хорошо учиться?

― Мне многие говорили, что создается впечатление, что я только путешествую, а не учусь. На что я отвечала, что это только кажется так, ведь гораздо интереснее делиться впечатлениями от поездки и новых мест, чем рассказывать исключительно об учебном процессе, хотя об этом я тоже много говорила. Не нужно бояться совмещать учебу с путешествиями, если ты делаешь все осознанно, то можно находить время на все.

Есть ли у вас лайфхак, как сохранить work-life balance?

― Нужно понимать, что не всегда все, что ты делаешь, должно тебе нравиться. И желательно, когда появляется мысль отложить какие-то задачи, проанализировать, что полезного ты можешь вынести из этого. Важно настроить свой mindset и находить полезное и интересное в рутинных задачах. Еще важно не распыляться, не загружать себя разными направлениями деятельности. Конечно, нужно пробовать новое, и это частая ошибка первокурсников, эффект FOMO (прим. ред. - Fear of missing out, страх упустить что-либо). Из-за этого люди выгорают, испытывают стресс, усталость, не успевают и не доделывают. Можно потратить несколько часов, чтобы спланировать, проанализировать риски и спрогнозировать результат работы. Это не занудно — записать свой план, структурировать задачи. Бывают и непредсказуемые задачи, но они учат тебя критически мыслить, действовать в непредвиденных обстоятельствах. Если ты ошибаешься, то это шанс вынести уроки и обрести новый опыт. Не нужно расстраиваться, если вдруг начальник сказал, что ты выполнил задачу плохо. Наоборот, стоит сказать спасибо и попросить разумную критику, как сделать это лучше. Хороший и эффективный тайм-менеджмент может повлиять на удовлетворенность своей работой. Когда все складывается гладко, это бывает скучно (смеётся).

Здорово, что вы так осознанно действуете и движетесь к своей цели! И понимаете, чего в плане личного развития вы хотите достичь.

― Это действительно важно. На первых курсах люди откладывают такие размышления, думая, что дальше конкретные цели и желания появятся. Над этим нужно работать, садиться и искать! Нужно нащупать, что тебе нравится, что вызывает приятные ощущения. Целеполагание на краткосрочном периоде также важно, как и в долгосрочном.  Конечно, ты можешь просчитать свой карьерный путь «от и до», но потом, оказавшись на вершине поймешь, что это совсем не то.

 


Чем вы занимаетесь сейчас, работая во Владивостоке?

― Я в процессе трудоустройства в Правительство Приморского края, буду как раз заниматься устойчивым развитием: электрозаправки, транспорт, зеленые стандарты и Стратегия. Хочется не изобретать велосипед, а решать насущные проблемы города, используя новые тренды. Сейчас пытаюсь проработать стратегические пробелы, прописать дорожные карты, найти базу экспертов. Конкретные задачи рождаются из текущего запроса, из последнего, например, нужно было найти long-list экспертов, которые могли бы заниматься мониторингом климатической ситуации в городе. Пришла к выводу, что каждый менеджер должен быть немного HR, немного психологом, понимать финансовую и бизнес-истории.

Что касается академического трека, вы планируете поступать в магистратуру?

― Да, но через год после того, как я поработаю и пойму, каких hard skills мне не хватает. Например, можно изучить то, что связано с финансами, аналитикой, высшей математикой, или выбрать узкую специализацию. Приятно, когда ты можешь сделать работу, которую не может сделать кто-то другой, поэтому можно рассмотреть специалитет по энергетике, химии, генетике и биологии.

 


Наверняка вы знаете практику «Письмо в будущее», когда человек пишет письмо самому себе, и прочитать это можно спустя какое-то время. Давайте попробуем сформулировать пожелание или совет вам через 5 лет.

― Мне будет 26 лет, и я надеюсь, что меня будут окружать люди, с которыми мне хорошо. И желаю себе, чтобы я занималась делом, которое будет приносить мне удовольствие. Чтобы я не делала ничего через силу, а если это будет необходимо, то пусть в конце это все равно делает меня счастливее, чтобы появилось внутреннее спокойствие и удовлетворенность. Чтобы я стала специалистом и профессионалом в том, что я делаю.

Напоследок, дайте совет нашим читателям.

― Советы с одной стороны —  это неплохо, но может быть малоэффективно. поэтому, задавайте правильные вопросы. «Что вы хотите?» , «Где и с кем вы хотите быть?», «Что вы хотите делать?» Это поможет вам найти себя.