• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Уже 5 лет работаю в дилерском центре Škoda – ни разу не пожалела»‎

Мария Богачева - выпускница ОП «Менеджмент»‎ 2014 года. После окончания бакалавриата, Мария развивала карьеру в дилерском центре Škoda в качестве маркетолога. Выпускница поделилась своим опытом, рассказала, как искала первую работу и  нашла дело «по душе»‎, а также дала несколько ценных советов нашим читателям

«Уже 5 лет работаю в дилерском центре Škoda – ни разу не пожалела»‎

Расскажите, как вы нашли свое первое место работы? Сыграла ли Вышка в этом роль?

― Один из моих друзей учился на курс старше в Вышке, он рассказал мне о возможности попасть работать во ВКонтакте и порекомендовал подать заявку. Он работал там как агент техподдержки. Я не очень помню историю, как он нашел эту вакансию, но это был открытый конкурс со вступительными испытаниями, и я тоже воспользовалась этим шансом. Это трудоустройство очень помогло в дальнейшем – хотя я и не была маркетологом, но работа в сфере социальных сетей близка к этой сфере. У меня был свободный график и удаленный режим работы, поэтому я могла заниматься работой по вечерам или на выходных. Конечно, запросы были очень разные, и серьезные, и смешные. Это был отличный старт карьеры, я многому научилась, 3,5 года проработала как специалист поддержки и потом сменила место работы.

Получается, что после этого вы перешли работать в отдел маркетинга в дилерском центре? Почему вас это привлекло, ведь кажется, что в автобизнес идет больше мужчин, чем девушек?

 ― Это стереотип, последнее время я замечаю довольно много девушек за рулем. На 3 курсе я сама получала права, а к концу обучения у меня появился автомобиль. Кстати, в маркетинге – 95% девушки, тогда как в отделе продаж больше работают молодые люди, которые технически более подкованы. Как я попала в дилерский центр – это отдельная история. Я училась в магистратуре, и при обсуждении темы диссертации с научным руководителем мы пытались найти интересную область для исследования. В один момент я увидела у нее на столе несколько коммерческих предложений по покупке автомобиля, мы разговорились и выбрали именно автобизнес. Когда нужно было найти место практики, думала, что просто невозможно без опыта попасть в маркетинг к официальным дилерам, начала наудачу писать в некоторые компании. Нашла контакты директора по маркетингу одного крупного автохолдинга и написала. Правда это было глубокой ночью, подумала: «Какая бестактность! Наверное, только за из-за этого меня не возьмут». Но он оказался такой же «полуночник», и меня пригласили. Я попала на практику в отдел маркетинга, помогала с аналитикой, подготовкой презентаций и ведением социальных сетей. Взамен получила доступ к базе данных для проведения исследования, познакомилась с руководством. Так вышло, что через пару месяцев в мой день рождения у них открылась вакансия, они позвонили и пригласили на собеседование.

В чем заключаются ваши задачи? Расскажите, чем вы занимаетесь? 

― Моя задача как маркетолога – обеспечить доходность бизнеса за счет стабильного потока клиентов в отдел продаж и в отдел послепродажного обслуживания – на сервис. Дилерский центр – это представитель глобальной компании. Например, я работаю с брендом Шкода, штаб-квартира есть в Москве, официальные дилерские центры по всей России, а основной офис в Чехии. Официальный дилерский центр – как частный бизнес: люди нашли деньги, построили здание и принимают на себя обязательства, что все будет соответствовать международным стандартам. В рамках этой структуры я – как бренд-менеджер – должна обеспечить соблюдение стандартов штаб-квартиры, чтобы для клиента дилерские центры не отличались друг от друга, чтобы дилерская сеть представлялась единой. А для бизнеса я обеспечиваю доходность, привлечение новых клиентов и удержание текущих. Вместе с рекламными агентствами настраиваю и запускаю рекламные кампании. Или, например, когда марка презентует новую модель автомобиля, мы организовываем большие клиентские мероприятия.

― Почему вы выбрали именно Škoda?

― Когда я пришла в маркетинг, то работала в группе компаний «Вагнер» как интернет-маркетолог с 4 брендами – Volkswagen, Škoda, Audi и Mercedes-Benz. Познакомившись с каждым из них поближе, Škoda стала мне ближе остальных. Она позиционирует себя как семейный бренд, автомобили продуманы для семейных путешествий, удобны для детей и для перевозки животных. Эта четкая позиция на рынке очень подкупала, потому что ты понимаешь, какую информацию несешь во внешний мир от имени бренда, и это позиционирование откликалось внутри. Потом я увидела возможность работать с маркой Škoda в группе компаний «Сигма» на позиции бренд-менеджера, и вот уже 5 лет работаю там – ни разу не пожалела.

Здорово, что у вас такая приверженность бренду, и что вы в течении большого срока работаете в одной компании.

― Я никогда не считала себя очень приземленной и консервативной, человеком, которому важно быть в зоне комфорта. Так вышло, что я долго работаю в одной компании, но все эти годы у меня была возможность расти и развиваться, как в профессиональном, так и в финансовом плане. Это очень важно, потому что, делая одно и тоже достаточно долго, перегораешь достаточно быстро. Я стараюсь регулярно открывать для себя новые инструменты маркетинга. Допустим, когда началась пандемия, это было большим испытанием для всех, и автобизнес справился с ним, оказался в выигрышном положении по сравнению с другими отраслями. Мы заново выстраивали процессы, организовали процесс покупки так, чтобы клиент мог получить автомобиль, даже не выходя из дома. Мы стали работать с блогерами, вести онлайн-эфиры, и делаем это до сих пор.

Кажется, что продажа автомобилей – это довольно консервативный процесс, но слушая вас, понимаешь, что все меняется.

― К тому же, клиенты «молодеют». Раньше потребители автомобилей были намного старше, а сейчас стали более доступны кредитные продукты, и автомобиль стал необходимостью, перестал быть предметом роскоши.

Поделитесь каким-нибудь личным успешным кейсом – чего удалось достичь в рамках рабочей деятельности?

― Для меня одно из самых больших достижений стало открытие нового дилерского центра. В декабре 2018 года импортер организовал поездку для всех маркетологов России в Прагу, с посещением завода Škoda. На конференции отдел развития дилерской сети рассказывал о том, как они планируют модернизировать внешний вид шоу-румов: сделать их интерактивными и современными, убрать все рабочие столы, чтобы менеджер мог передвигаться по салону с клиентом и с помощью планшета и визуализировать его автомобиль мечты на больших экранах. Меня это так заворожило! Компания готовила концепт такого шоу-рума в Москве, и мы договорились с руководством из штаб-квартиры организовать такой шоу-рум в Санкт-Петербурге. Так на Васильевском острове появился первый интерактивный дилерский центр Škoda на Северо-Западе. Поработать над таким проектом с нуля было очень круто! Это был февраль 2020 года, все мы знаем, что случилось буквально через месяц… Но все равно мы смогли преодолеть трудности!

В обстановке новых реалий, в каком направлении планирует двигаться Škoda? Стало ли это серьезным испытанием для компании?

― Отдел послепродажного обслуживания в целом чувствует себя относительно неплохо, мы решаем проблемы клиентов, проводим техническое обслуживание автомобилей. Гарантийный ремонт проводится, запчасти к нам приходят, однако выросла цена и удлинился срок поставки. Самые большие трудности сейчас испытывает отдел продаж новых автомобилей, на это мы не можем повлиять, потому что заводы в Калуге и Нижнем Новгороде остановились. Наша группа компаний сейчас рассматривает варианты переформатирования дилерских центров под китайских производителей, но это долгий процесс, руководство активно ищет возможности сохранить работу для сотрудников и поддержать бизнес.

 


 

Мы вскользь коснулись темы выгорания. Кажется, что при такой нагрузке, неизбежно будешь уставать. Сталкивались ли вы с выгоранием?

― Я сталкивалась с выгоранием, и мне получилось выйти из этого состоянии за счет изменений в своей работе. Когда ты понимаешь, что выгораешь и ничего не делаешь, то это действительно может привести к тому, что ты внезапно уезжаешь «в поля-луга пасти овец», и я знаю такую историю из близкого круга общения. Когда я почувствовала, что как будто стою на месте, в тот момент начинала зреть перспектива открытия нового дилерского центра, и я решила, что ни за что не упущу такую возможность. Выгорание – частая проблема, но я очень люблю то, чем занимаюсь. Счастлива, что удалось найти то, что меня цепляет так сильно. И спасибо Вышке в этом смысле, что удалось направить меня!

Может быть дело в характере, вы такой позитивный человек, что вам это несвойственно?

Сложно сказать… Наверное не без этого, но усердие и позитивный настрой сильно помогают.

 В заключении, что вы могли бы посоветовать нашим читателям?

― Если вы понимаете, что еще не определились или осознали, что двигаетесь не туда, то стоит быть открытыми и не бояться перемен. Важно быть уверенным в себе и знать, что, развивая себя, вы сможете найти применение своим знаниям и навыкам в любой области. Не впадайте в уныние, прислушивайтесь к себе. Если что-то делает вас счастливыми, то стоит продолжать этим заниматься, направлять все силы и развиваться в этом!