«Не замыкаться в себе, а пробовать и брать по чуть-чуть»

Алина Адаева — выпускница ОП «Логистика и управление цепями поставок» 2018 года. Проведя несколько лет в непрерывных путешествиях, Алина решила продолжить карьерный путь как редактор и автор статей в Т—Ж. Выпускница поделилась с редакцией воспоминаниями об учебе в Питерской Вышке, рассказала об опыте работы и дала пару советов студентам и выпускникам.

«Не замыкаться в себе, а пробовать и брать по чуть-чуть»

— Многие выбирают направление, потому что себя видят в будущем юристом или социологом, планируют работать по специальности. Почему вы выбрали именно логистику в ВШЭ?

— Вышка – это университет, который полностью удовлетворял мои запросы в плане социализации. Мне было важно, кто будет рядом со мной. Вышка объединяет очень разных людей с разными взглядами, и это очень здорово, здесь ты можешь быть любым. Ты найдёшь для себя и занятия по интересу, и людей, близких тебе по духу.

Что касается конкретно логистики, то всё было прозаично – повлияли результаты ЕГЭ. Я почти на 100 баллов сдала английский язык, русский тоже хорошо сдала, за обществознание были средние баллы, а вот за математику – не очень. И, по-моему, на логистику не нужна была математика, а вот на менеджмент, куда я изначально хотела, как раз нужна была. И по баллам поступить на бюджет получилось на логистику.

— Мы узнали, что у вас была travel-игра, совместный проект с коллегой. Расскажите про эту идею подробней, кажется, что это очень уникальная история. Что за проект это был, как пришла идея?

— На 2 курсе я начала много путешествовать. Благодаря тому, что домашние задания можно было сдавать онлайн или группами, получалось так, что учёбу я не пропускала. Путешествия дали мне понять, что нравится и чего мне хочется.

Так же я очень много фотографировала, руководила HSE Union, и меня как фотографа начали приглашать в туры, походы, а потом предложили стать гидом.

Я начала водить группы и поняла, что есть сложность в организации путешествий и в турах – у людей очень много ожиданий. А когда очень много ожиданий, очень сложно их переплюнуть и дать какую-то эмоциональную встряску. Ты всё время ждешь, что в Марокко будут пустыни, верблюды, горы и тажины (прим. ред.: Тажины – это философия приготовления пищи, пришедшая к нам из стран Средиземноморья и Магриба), а на самом деле там всё может быть совсем по-другому, а ты своими ожиданиями всё испортишь.

И вот примерно на 4 курсе у меня родилась идея – что будет, если люди не будут знать куда они едут? Что, если они будут узнавать, куда отправляются, только когда приезжают в аэропорт? Я рассказала своей подруге Ульяне Типикиной об этой идее, она меня поддержала, так что мы стали заниматься этим вместе.

Мы запустились, когда я уже заканчивала 4 курс, а после выпускного состоялась первая поездка. Всё прошло очень здорово!

Мы собирали команды из 10 человек и везли их путешествовать, но куда именно, они узнавали только в аэропорту. Кроме того, им было неизвестно расписание на день. Перед каждой поездкой участники заполняли анкету, где рассказывали всё о себе, что любят, а что не очень, о чём мечтают, чего боятся, в каких странах они уже были. Еще было условие, что мы повезём тебя в место, где ты ещё не был. Это, конечно, для нас было ограничением, потому что до того, как наберётся группа, мы не могли составить маршрут.

— Есть вопрос по поводу партнёрства с вашей подругой Ульяной, с которой вы запустили проект. Было сложно работать в паре? Или Вышка научила работать в команде и это было отличной поддержкой? Вы сначала придумали идею, а потом уже в процессе подружились?

Да, мы были знакомы с ней изначально, но не дружили. Потом у меня родилась идея, и нужно было найти человека, с кем можно было посоветоваться. Ульяна на тот момент уже открыла кофейню с сырниками в Петербурге, поэтому я пошла к ней. Мы сначала были «бизнес-партнёрами», а сейчас это моя самая близкая подруга! Конечно, трудности есть в любом партнёрстве и это нормально, особенно если вы работаете не в вертикальной иерархии, а в горизонтальной. Вы партнёры и должны учитывать мнение друг друга. Кстати, Вышка учит проговаривать зоны ответственности, это здорово помогает.

— Сложно было развивать этот проект с точки зрения продвижения, рекламы? Кажется, что люди могли опасаться, что их везут в неизвестность.

— Нам сложно было объяснить, что будет в поездке. Потому что обычно тебя завлекают картинкой того, что будет в туре: ты побываешь там и испытаешь это. А мы же не могли сказать, что будет. Мы работали много через личный бренд, читали лекции об организации путешествий, об управлении группами.

— Кажется, что работать «путешественником» – это очень захватывающе! Или это только внешняя сторона, фасад работы?

— После университета я 2 года путешествовала нон-стоп, водила группы. Это не просто выматывает, а полностью исключает любую другую жизнь, кроме путешествий. Потому что ты 24/7 в поездке с людьми, и тебе некогда даже написать своим друзьям или родителям, что всё хорошо. Ты постоянно заботишься о том, чтобы эти 10 человек были сыты, накормлены, выспавшиеся, счастливые, с целыми руками-ногами и ещё испытали те впечатления, которые ты для них организовал. Это большой труд.

— Проект приостановился из-за пандемии?

— Это был скорее первый фактор. К концу 2 года я начала очень выгорать, такое большое количество поездок я не выносила, потому что одновременно и водила группы для нашего проекта, и для другого турклуба. У меня не всегда были поездки друг за другом, но часто они шли подряд. Иногда я оставалась в стране на пару недель, чтобы отдохнуть, полежать, восстановиться. 

Но случилась пандемия, которая всё естественным образом поставила на паузу. Сначала было очень дико и страшно, во-первых, было долгое возвращение из Южной Америки, а во-вторых, после возвращения в Россию у меня была фрустрация, я не понимала, чем могу заниматься.

Сам проект после этого просуществовал где-то полгода. Летом съездили в Крым, сделали несколько поездок по России. Было здорово, но пандемия и вот эта обстановка дала нам возможность увидеть, что мы выгорели и нам больше это не интересно.

Тот бизнес, который мы строили, был скорее не для того, чтобы миллионы заработать, а как проект, который хотим попробовать, протестировать. Сквозь пандемию бороться и заставлять себя не было смысла, естественным образом мы решили поставить на паузу проект и больше не делать поездки. Где-то раз в пару месяцев спрашивали друг друга, хотим ли мы это делать, на что давали обе отрицательный ответ.

— Здорово, что получилось выстроить доверительные отношения, что вы сошлись с коллегой и услышали друг друга. И не случилось конфликтной ситуации, когда один уже выгорел, а второй всё ещё пытается вытянуть бизнес. Этот проект как-то закалил вас? И есть ли возможность, что в будущем будете работать не в найме, а самостоятельно заниматься бизнесом?

— При выборе работы у меня есть личный критерий – я не могу работать в условиях, когда мне говорят, что надо делать конкретно. Для меня комфортнее, когда есть много неизвестных, ты можешь отвечать за многое, видишь процесс и можешь полностью влиять на результат. Опыт своего стартапа однозначно помог, но он «деформировал» меня в плане того, что идти работать на какую-то корпорацию уже не кажется интересным.

 


 

— Расскажите про то, чем вы сейчас занимаетесь. Насколько мы знаем, вы продакт-менеджер и редактор статей?

— Да, я редактор Т—Ж. Там нет ощущения, что ты работаешь в какой-то корпорации, у тебя есть пул статей, пул авторов и ты сам ответственен за свой результат. Ты видишь этот процесс.

Я не училась журналистике, Т—Ж меня сами «вырастили». После всех своих путешествий я думала о том, куда бы мне применить свой опыт, но при этом мне не хотелось делать поездки. В Т—Ж я подалась на редакторство в отдел путешествий. Я всегда любила писать, но это был мой непрофессиональный навык. Сделала тестовую статью, в компании сказали, что я пишу хорошо, но на редактора идти рано. Меня предложили взять как автора, писать им статьи и на полгода стажировку редакторства. То есть я редактировала сама свои же статьи и материалы других коллег, и спустя 8 месяцев меня взяли как автора и как редактора.

 


 

— Что бы вы могли посоветовать нашим студентам, какие качества лучше развивать в себе?

— Мне кажется, что надо быть любознательным, брать разный опыт. Тут, конечно, очень помогает Вышкинская студенческая жизнь и разноплановость программ.  Если не замыкаться в себе, а пробовать и брать по чуть-чуть, то этот опыт будет очень ценен.

— Дайте совет для тех, кто уже закончил университет. Как им не бояться менять сферу деятельности, если они вдруг проснулись одним утром и поняли, что работа их не заряжает, не цепляет? Как такому человеку переключиться?

— Нормально понимать, что всё в этом мире не навсегда. То, чем ты занимаешься прямо сейчас, не факт, что будешь заниматься завтра, сейчас очень короткие карьерные треки. Быстро меняется мир и востребованность разных сфер.

Многие боятся подавать резюме на вакансии, которые не связны с их университетской образовательной программой. У меня за всё время ни разу не спросили, на какой я училась специальности, спрашивали про вуз. Так что не бойтесь меняться и менять!