• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Большое вдохновение – это люди, которые нас окружают»

Юля Колтышева — выпускница ОП «Управление и аналитика в государственном секторе» 2019 года — поделилась с редакцией историей обучения на курсах спасателей и рассказала о работе продюссера. Подробнее о  построении карьерной траектории, волонтерстве и просветительских проектах читайте в нашем материале.

«Большое вдохновение – это люди, которые нас окружают»

– Расскажите, чем вы занимались после окончания обучения в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Мы знаем, что вы оканчивали курсы спасателей.  Как пришла в голову такая идея и в чём была ваша мотивация?

– Я никогда не думала о том, чтобы стать именно спасателем. Примерно 8 лет назад я решила, что хочу пройти курсы оказания первой помощи. Почему-то всегда было ощущение, что я могу оказаться в ситуации, когда кому-то эта самая помощь может понадобиться. И очень не хотелось понять в этот момент, что ты хочешь помочь, но не знаешь как.
Я начала смотреть курсы в Петербурге, пыталась понять, на чём они базируются, из чего строится программа. Большинство курсов длятся от 1 до 3 дней, то есть можно потратить выходные и получить необходимые навыки. Но на тот момент мне казалось это чем-то несерьёзным, я решила, что мне нужно что-то более основательное, комплексное.
4 года назад я наткнулась на курсы подготовки спасателей от организации, которая называется «Экстремум» – это объединение добровольных спасателей в Петербурге, которое начало свою деятельность в 2006 году. Когда я увидела программу на 180 часов, то подумала: «Ну, вот это уже совсем другое дело!». Я поняла, что это именно то, что я искала. На курсе были не только основы оказания первой помощи, но и высотная подготовка, пожарная подготовка, психологическая и тактическая и ещё много всего. Казалось бы, всё здорово, бери и записывайся, но была одна проблема – нужно было найти 4 месяца, на протяжении которых я бы точно была в Петербурге и могла уделять этому достаточное количество времени, так как курсы шли 3-4 раза в неделю по 4 часа. Второе полугодие 3 курса я провела в Московской Вышке, 4 курс был посвящен преддипломной суете и практике в Москве, а сразу после окончания университета я начала работать в проекте Министерства финансов по финансовой грамотности. Проект предполагал множество командировок по всей России. И всё это время я никак не могла превратить своё желание в цель, с конкретными датами и пониманием, когда я это завершу. Весной 2020 года началась пандемия, и наша работа по проекту была срочно переформатирована в онлайн. И, собственно, осенью того же года я поняла, что лучшее время наконец настало, что нужно извлекать из всей этой коронавирусной ситуации не только грусть, но и плюсы. Я записалась на курсы.
Курсы спасателей стали для меня колоссальным опытом. И ещё вот это ощущение, когда ты давно чего-то хотел и это наконец сбывается, это очень здорово. Я ходила на занятия с таким счастливым лицом, что было даже смешно: и мне, и всем вокруг. Хочу сказать чуть больше про «Экстремум», потому что уверена, что об этой организации должны знать все! Ребята делают очень классные и полезные вещи: занимаются поисково-спасательной деятельностью, то есть осуществляют поиск и спасение людей в природной среде, также есть направление «Кошкиспас», которое занимается спасением животных, есть добровольная пожарная команда, оказание первой помощи на массовых спортивных и культурных мероприятиях, кинологическая служба. Кстати, кинологи из «Экстремума» заняли первые места на Чемпионате России по дисциплине «Поисково-спасательная служба» и были в составе команды, выигравшей на Чемпионате Мира.
Говорят, у каждого человека есть свои мотивы для занятия добровольчеством и благотворительностью. Кто-то чувствует потребность в признании, у кого-то есть чувство вины. Есть такие личные истории, когда люди ударялись во всё это после того, как сами кого-то не спасли. У меня такой истории не было. Просто был порыв. Чтобы, если что-то случится, быть по максимуму полезной.
К сожалению, таким навыкам не обучают в школе (возможно, есть единичные случаи, но я это не считаю). Конечно, я бы очень хотела, чтобы и в школах, и в университетах были подобные курсы. Не знаю, какими были ваши уроки ОБЖ, но я не помню, чтобы нас особо обучали навыкам оказания сердечно-лёгочной реанимации или остановки кровотечений. А ведь это навыки, которые могут спасти жизнь. Если вдруг вы окажетесь в ситуации, когда, например, у человека на улице произойдёт остановка сердца, безусловно, вы вызовете скорую и будете надеяться на чудо, но проблема в том, что в таких ситуациях счёт идёт на минуты. Поэтому вовремя оказанная первая помощь может не только повлиять на качество жизни человека в дальнейшем, но и вообще на её наличие. Я знаю, что в Европе этому обучают в школах, есть даже статистика, которая доказывает, что это сокращает процент смертей по причине остановки сердца. И я бы очень хотела, чтобы и в России были подвижки в данном направлении.

– Вы упомянули, что у вас был выездные практики. Может быть, у вас был какой-нибудь интересный случай?

– На выездных практиках мы отрабатывали те навыки, которые получали на занятиях. Мы выезжали в лес, где ребята из «Экстремума» выступали в роли статистов: лежали в лесу потерявшиеся, с имитацией определенных травм и состояний. Это позволяло максимально приблизиться к реальности. Человеческий фактор играет свою роль, когда люди оказываются в экстренных ситуациях. Все реагируют по-разному. Поэтому очень важно всё это прорабатывать.
После курсов у меня появилась привычка: в любой моей сумке, даже самой маленькой, всегда есть одноразовые перчатки и маска, чтобы в случае чего я могла быстро среагировать и оказать помощь.
Для меня ярким воспоминанием о курсах и практиках (в том числе) была высотная подготовка – нас обучали как снимать человека с высоты, как доставать людей из окон. Спускаясь с крыши высотного здания, я всегда находилась на стыке страха и какого-то дикого восторга.
Мои первые поиски стали симбиозом всего, что могло произойти. Это было в ночь с 7 на 8 марта, я уже ложилась спать, как вдруг пришло оповещение в телеграм-боте о том, что пропал человек в Ленинградской области. Это был фотограф, который решил запечатлеть лес и не смог найти дорогу обратно. Тогда началась метель, было тяжело ходить по лесу, ты проваливался чуть ли не по пояс.
До этого в реальных поисках я ни разу не участвовала, это было своего рода боевое крещение. Я поехала с более опытными коллегами, мысленно пытаясь вспомнить всё, чему нас учили. К слову, поиски всегда осуществляются в группах, никогда один человек не пойдёт на поиски другого в одиночку, это всегда двойки или тройки. Я была в двойке с человеком, который почти 10 лет занимается поисками. Не знаю, как за такой период времени не выгореть, это удивительно, потому что поиски – крайне ресурсно-затратное дело.
Мы ходили по лесу всю ночь. Любая территория, где ищется человек, делится на квадраты, у каждой поисковой группы свой маршрут. Квадраты важно проходить максимально качественно, работать на отклик (звать человека по имени), потому что в любой точке может быть потерявшийся человек. Где-то к половине восьмого утра мы нашли этого мужчину. Он был уже практически на грани, если бы мы обнаружили его на час позже, у этой истории мог бы быть совсем другой исход…Была минусовая температура, он пытался самостоятельно выйти из леса и по пояс провалился в пруд – дополнительный источник обморожения. Потом нам пришлось вчетвером (с другими добровольными спасателями) тащить его на мягких носилках, как на санях, до того места, где бы его смогли забрать штатные спасатели на снегоходе.
Эти поиски стали для меня ценным опытом. Я вернулась домой к вечеру 8 марта. На тот момент я ещё не понимала, какая это удача, что мы нашли его. К сожалению, не всех людей удается найти и спасти, и это очень грустно. Вы знаете, что каждый год в лесах Санкт-Петербурга и Ленинградской области теряются более 1000 человек? Но благодаря «Экстремуму» и другим спасательным службам (как добровольным, так и штатным) эта статистика сокращается.
И, в дополнение ко всему, хочу рассказать о том, что у «Экстремума» есть еще 2 социальных проекта. Один из них «Стре́лки», он приобрёл всероссийский масштаб. Проект помогает людям выйти из леса. Анализируются места, где чаще всего пропадают люди и далее развешиваются стрелки с направлением и расстоянием до ближайшего населённого пункта или дороги. Также рядом прикрепляют плакаты с инструкцией.
Второй проект называется «Спасатель рядом» – это приложение, которое позволяет добровольным спасателям работать в тандеме с медицинскими организациями. Если вы увидели, что человеку стало плохо, то после того, как вы вызвали скорую помощь, можно зайти в приложение и нажать кнопку тревоги. А добровольные спасатели, зарегистрированные в этом приложении, смогут увидеть геолокацию и оказать первую помощь, если они находятся рядом.

– Здорово, что такие проекты существуют! Вся эта деятельность тесно связаны с добровольчеством, благотворительностью и волонтёрством. Как Вы к этому относитесь?

– Мое личное мнение – добровольчеством стоит заниматься, если у вас есть некий душевный порыв. Хотя, знаете, в любом случае, какими бы ни были мотивы, это круто, потому что результатом является доброе дело.

 



– Очень интересно было узнать про то, как эти организации работают изнутри. Мы также знаем, что вы являетесь продюсером просветительских проектов в Российском обществе «Знание». Интересно узнать, как вы решили участвовать в таком проекте, и в чём заключается ваша работа?

– Стоит сказать, что до этого моя деятельность так или иначе была связана с образованием, просвещением и проектной деятельностью. Мне это очень нравилось. Помимо того, что я сама занималась проектной деятельностью, ещё и обучала других. Затем я получила опыт работы в проекте Министерства финансов по финансовой грамотности, занималась с командой организацией и проведением Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности. Всё было здорово, но в какой-то момент я поняла, что нужно двигаться дальше, искать точки роста и выходить из зоны комфорта.
Осенью прошлого года я наткнулась на историю одной выпускницы Вышки в социальных сетях и узнала, что она вышла на новую работу. Это была какая-то проектная история и выглядело круто, как будто это работа моей мечты. Я написала ей, чтобы узнать, чем же она занимается. Оказалось, что она работает продюсером в Российском обществе «Знание». Спустя какое-то время, когда я начала активно искать работу, я вспомнила об этой переписке и решила уточнить, на каких ресурсах искать такие вакансии. Ресурс я так и не узнала, но получила описание вакансии. Отправила резюме, прошла онлайн-собеседование и уже полгода работаю в «Знании», организую мероприятия для молодежи по всей России и очень радуюсь новому этапу жизни.
Как я уже говорила, мне хотелось выйти из зоны комфорта, что, собственно, я и сделала. Центральный офис Российского общества «Знание» находится в Москве, а я на тот момент жила в Санкт-Петербурге. Поэтому через 10 дней после собеседования я собрала всю свою жизнь в 2 чемодана и уехала в столицу, оставив свой любимый Петербург и всё, что мне было здесь дорого. Но я ехала с достаточно положительным настроем. Это новый этап моей жизни, всё будет здорово, а если не будет – я всё поменяю.
В октябре я сделала своё первое мероприятие – Форум по искусству в г. Краснодар, это был суперинтересный опыт! Работа продюсера в Российском обществе «Знание» заключается в том, что ты, по факту, несёшь ответственность за всё мероприятие целиком, от идеи до сдачи отчетной документации.
Это однозначно интереснейшая работа, полная свободы и творчества. Ты вместе с командой коллег делаете крутые просветительские мероприятия, которые помогают молодёжи стать лучше. Это очень вдохновляет! У Российского общества «Знание» есть такая фраза-девиз: «Что нового ты узнал сегодня?». Так вот я каждый день узнаю что-то новое.

–  Российское общество «Знание» – это некоммерческий проект? Как вы считаете, есть ли в этом гуманистическое начало? 

– Российское общество «Знание» – это общероссийская общественно-государственная просветительская организация, которая имеет 75-летнюю историю. В прошлом году по инициативе Владимира Владимировича Путина деятельность общества была перезапущена на новой цифровой платформе. За этот небольшой период времени «Знание» запустило большое количество классных просветительских проектов, о которых вы наверняка слышали и можете подробнее почитать на сайте организации. С момента «перезагрузки» «Знания» было организовано и проведено более 15000 лекций по всей стране. Это впечатляет.
Сейчас мы живём в мире, где существует какое-то бесконечное количество источников информации, но при этом нам бывает крайне сложно нужную информацию фильтровать и выбирать. Те проекты, которые реализует «Знание», в первую очередь, направлены на то, чтобы люди могли бесплатно и безопасно получать качественные знания и достоверную информацию, вне зависимости от того, в какой точке страны находятся. 
Основная цель Российского общества «Знание» – просвещение молодежи страны, создание условий для расширения кругозора, получения знаний по различным темам, формирование осознанности и проактивности в молодежной среде.  Темы мероприятий очень разнообразны: это и наука, и история, психология и финансовая грамотность, культура и IT – список можно продолжать ещё очень долго.
Конечно и мне, работая над проектами, приходится погружаться в темы, которые будут использованы в мероприятиях, чтобы качественно проработать программу, да и просто понимать, что актуально в той или иной сфере. В процессе взаимодействия со спикерами и экспертами я получаю большое количество новых знаний из разных областей. Это здорово! 

– Вы упомянули что Российское общество «Знание» растёт, масштабируется. Хотелось бы узнать, как проекты организации будут развиваться в будущем?

– Все проекты Российского общества «Знание» – это территория живого диалога между молодёжью и экспертами в разных областях. Проектов огромное множество! Я могу перечислить некоторые из них: федеральные просветительские марафоны «Новое Знание», лекции-экскурсии с выдающимися людьми, «Лига Лекторов», «Лига Знаний», «Умный маршрут», просветительская премия «Знание», десятки партнерских мероприятий и многие другие. Опять же направляю всех на сайт (https://www.znanierussia.ru/) и страницы «Знания» в социальных сетях (https://vk.com/znanierussia), уверена, каждый найдёт для себя проект, в котором захочется поучаствовать и получить ценные знания.
 



– В качестве финального совета для наших читателей, можете поделиться, где вы находите вдохновение в потоке рутины?

– Самые ценные источники вдохновения для меня – это творчество, путешествия и люди. Например, когда у меня много задач по работе, и я чувствую, что устала, я понимаю, что мне необходимо срочно попеть, взять в руки гитару и переключиться на какое-то творческое настроение. Сразу становится так хорошо! Путешествия, как мне кажется, не нуждаются в комментариях, это всегда классная идея для внутренней перезагрузки. И, конечно, большое вдохновение – это люди, которые нас окружают. Те, с кем мы взаимно мотивируем друг друга стать лучше и никогда не сдаваться. Можно горы свернуть, если рядом есть человек, который искренне верит в тебя и твои стремления. Понятно, что мы сами должны быть самой главной своей поддержкой и опорой, неким фундаментом, иначе никак. Но окружение, которое мы формируем вокруг себя, в итоге формирует и нас. Это очень важно.

 

Интервью подготовили студентка 1 курса ОП "Международный бизнес и менеджмент" Анастасия Бочкарева, студентка 3 курса ОП "Международный бизнес и менеджмент" Нилуфар Янгибоева.