• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«С нуля сложно что-то начинать. Нужно, насколько это возможно, быть наглым»

«С нуля сложно что-то начинать. Нужно, насколько это возможно, быть наглым»

Егор Сенников окончил бакалавриат Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге (отделение прикладной политологии), затем окончил магистратуру в Москве (ВШЭ, «Политика. Экономика. Философия») и в Будапеште (Political science). С 2020 года в кинотеатре Пионер занимается организацией фестивалей, специальных мероприятий и ретроспектив. Является автором и создателем подкаста «Синий бархат», создателем телеграм-канала Stuff and Docs, а также автором двух книг - «Великие авантюры эпохи» и «Они отвалились: как закончился социализм в Восточной Европе». Выпускник поделился с редакцией портала о своих достижениях в карьерной сфере.

 

— Часто ли вы вспоминаете учебу в Питерской Вышке? Какие у вас эмоции связаны с этим временем - временем студенчества?

— Вспоминаю часто, потому что в университете познакомился со многими людьми, с которыми до сих пор поддерживаю контакты и дружу. Там я понял круг вещей, которые мне интересны и, конечно, все это вряд ли случилось бы без Вышки. Еще часто вспоминаю, что Вышку в Питере я окончил с красным дипломом, но о том, что он красный, я узнал примерно минуты за две до того, как мне его вручили, потому что я реально не следил за своими оценками – просто учился.

Забавно, что я поступал в 2010 году, честно говоря, тогда среди многих моих знакомых, школьных учителей практически никто особо не знал, куда я, собственно, поступаю. Для многих было не очень понятно, что такое Высшая Школа Экономики в Петербурге.

— Как получилось, что вы обучались на курсе политологии, а деятельность ваша связана с писательством, журналистикой? Как этот переход из сферы в сферу случился?

— Когда я поступал в Вышку на политологию, у меня еще не было четкого представления о том, чем я планирую заниматься. Я понимал, что учился в довольно хорошей школе в Петербурге и знал, что мне хочется хорошего гуманитарного или социального образования. Уже на втором курсе я начал работать в разных изданиях в Санкт-Петербурге – «Северо-запад», журнал «Город 812». И потом у нас на втором курсе был факультатив по политической журналистике, его вел ex-руководитель филиала НТВ в Петербурге. Мы в рамках курса прошлись по большому количеству изданий в разных аспектах, со всеми редакторами перезнакомились, в тот момент я и начал писать.

Надо сказать, что после Питерской Вышки я отправился учиться в НИУ ВШЭ в Москве, получил диплом магистра, потом поехал еще в Будапешт, там тоже изучал Political science and history. Параллельно я постоянно сотрудничал с разными редакциями либо работал в их штате.

— То есть получается, что нетворкинг — это сила!

— Да, конечно! На самом деле, если говорить о журналистской сфере и тех первых редакциях, где я работал, буквально так все и выглядит. Ты приходишь в редакцию и показываешь, что ты нужен. Это был самый простой путь что-то сделать и получить предложение по работе. В целом, не стоит ждать, когда тебя куда-то пригласят, скорее просто приходить, предлагать себя в разных аспектах через знакомых, неважно, в какой степени официальное это знакомство.

— Какой самый удачный опыт интервью вы можете назвать? Какая-то личная победа в духе «я познакомился с этим человеком, я с ним пообщался, я был первый», например.

— Года 3 назад я вел довольно большую серию интервью, в принципе взял интервью у очень многих из тех, с кем я хотел пообщаться. Например, поговорил с Сергеем Сельяновым, продюсером, который работал над большей частью фильмов Балабанова. Я брал интервью у Вадима Радаева, который является проректором ВШЭ. Также говорил с разными исследователями, например, с Борисом Колоницким, Александром Филипповым. В общем, этой серией интервью я горжусь больше всего, тем более, что это был довольно сложный труд, потому что все в этой серии делал я сам. Находил людей, с которыми хотел общаться, сам их уговаривал, сам проводил интервью, сам расшифровал, и все это надо было делать каждую неделю. Это было довольно интересное путешествие!

— Сейчас интервью, мне кажется, переживает ренессанс, новый рассвет как у жанра в журналистике, и молодежь постоянно обсуждает интервью известных личностей. В этом смысле медийные персоны для вас интересны – например, Юрий Дудь или Ирина Шихман? Кто вас вдохновляет из медийного мира или, может быть, вы придерживаетесь позиции «Не сотвори себе кумира»?

— Я вдохновлялся разными людьми в журналистике, например, Олегом Кашиным. В принципе, я считаю, что вообще интерес к журналистике для меня отчасти связан с его фигурой. В итоге я сделал с ним интервью, и мы подружились - это для меня важная история.

На самом деле есть ощущение, что как раз вот этот ренессанс интервью, он довольно быстро ограничился тем, что интервью жанр проблемный, в какой-то момент интересные люди начинают заканчиваться. Все ходят ко всем интервьюерам по очереди, и с этим ничего нельзя сделать, по большому счету. Тот выход, который себе Юрий Дудь нашел в виде документальных фильмов, по-моему, неплохой, потому что второй путь – это идти к людям, которых никто не знает, либо они не очень интересно говорят. Мне не очень нравится, например, как берет интервью Николай Солотников, который ведет проект «Ещё не познер». Но то, с кем он общается, это, конечно, очень здорово, особенно когда речь идет про академических композиторов, про режиссеров, потому что это способ найти интересных людей, которые еще не освещены.

— Вы в связи с этим решили пойти в публицистику и заняться книжным издательством или у вас был какой-то другой мотив?

— Да нет, это все логично выросло. Я просто в какой-то момент понял, что количество людей, с которыми я хотел бы общаться, сильно уменьшилось. А я и так занимался публицистикой и писал разные исторические и около-исторические тексты для многих изданий - от «Мела» до «Esquire». У меня был подкаст, который я делал с 2017 года и который я делаю до сих пор, «Синий бархат». Года два назад издательство АСТ мне предложило сделать его книгой. При этом речь не шла о том, чтобы просто расшифровать эпизоды, а скорее о том, чтобы написать отдельную книгу, которая была бы похожа на этот подкаст. Книга вышла в декабре прошлого года.

Еще я работал вместе с Димой Окрестом, журналистом и одним из создателей паблика «Она развалилась», над книгой про конец социализма восточной Европы, потому что это одна из тем, которая меня всегда интересовала. И в итоге книжка вышла издательстве «БОМБОРА», сначала электронная, а в апреле 2021 года она вышла в печать. Насколько я понимаю, сейчас скорее всего будет второй тираж, и продается она нормально, к ней довольно неплохой интерес, причем не только в Москве или в Петербурге.

 

— Издательство предложило публикацию книги по мотивам подкаста или у вас были личные побуждения? В процессе написания книги вы столкнулись с какими-нибудь трудностями?

— Я согласился, потому что было предложение, это и интересно, и греет самолюбие. Написал книжку по покасту довольно быстро, за несколько месяцев буквально, думаю, что заслуга здесь не в том, что я быстро пишу, а в том, что это все-таки книга, которая представляет собой набор историй. Это скорее было сложно в тот момент, когда нужно все редактировать, собирать единый текст, общаться с издательствами.

Сейчас я работаю, собирая материалы для другой книги, которая будет цельной историей, и это гораздо сложнее для меня. Я занимаюсь историей советского телевидения, и это такой большой проект, что я пока еще не решил, в каком виде его анализировать. С одной стороны, это может быть книга, с другой стороны, это может быть и диссертация, с третьей стороны, это может быть какой-то более медийный проект. Но, в любом случае, материалов мне еще предстоит много собрать, поэтому пока не приходится говорить о том, что оно выйдет уже вот-вот.

— Вы себя можете назвать писателем теперь?

— Наверное, можно, но я пока стесняюсь.

— Как никак у вас уже несколько книг вышло, и это здорово! Особенно, если учесть, что вы на довольно специфическую и сложную тему пишете. А есть ли какие-то проекты, которые вот-вот появятся, чтобы мы могли их анонсировать, рассказать где можно за вами следить, чтобы наши читатели могли перейти по нужным ссылкам?

— Проект, который важен сейчас для меня и которым я много занимаюсь – мой подкаст «Синий бархат». Весь этот год мы с моей подругой и продюсером подкаста Эммой Барсеговой, тоже, кстати, выпускницей Московской Вышки, делаем сезон, который представляет из себя концептуальный рассказ про то, что такое диктатура. Видимо это во мне как раз внутренний политолог заиграл. Всего 10 эпизодов до конца этого года. В следующем году у нас уже есть понятный план на новый сезон, поэтому я всем рекомендую послушать подкаст «Синий бархат».

Подкаст «Синий бархат»
Подкаст «Синий бархат»

— Дайте, пожалуйста, совет выпускникам, которые закончили университет и понимают, что, на самом деле, их жизненные интересы лежат в другом поле. Как им уловить этот момент и что вообще делать, если вдруг так случилось?

— Знаете, мне кажется, это абсолютно нормально, потому что часто есть такое представление, что если ты поступил куда-то, то надо обязательно закончить, потому что нехорошо бросать на половине. В целом, это мысль имеет право на существование, но она далеко не всегда правдива. Если ты понял, что то, где ты учишься или то, чем ты занимаешься – это вообще не интересно тебе, и у тебя есть личные возможности изменить траекторию, то это надо обязательно делать. Конечно, это будет тревожно, нервно и стрессово, но это гораздо лучше, чем находиться в постоянном конфликте с самим собой. У меня есть много знакомых, которые меняли довольно много разных университетов и работ, не по той причине, что они были бездельники, а именно по той причине, что им было очень сложно разобраться с тем, чего они хотят. Но они, в конечном счете, находили, и все те из моих приятелей, кто попытался свою траекторию изменить, находили то место, где им комфортно.

Надо менять, лучше раньше, чем позже. Нужно, насколько это возможно, быть наглым, никто, кроме близких и друзей никогда не оценит вас просто потому, что вы хороший. Еще важно следить за тем, чтобы не укатиться в цинизм, когда ты просто цинично занимаешься тем, что тебе не нравится по разным причинам. И конечно не стоит бояться!

Борис Иванович Колоницкий

Профессор, Факультет истории

Радаев Вадим Валерьевич

Первый проректор ВШЭ

Филиппов Александр Фридрихович

Центр фундаментальной социологии: заведующий лабораторией