«Держать карьеру в фокусе»

Мария Ососкова, выпускница магистратуры Питерской Вышки «Менеджмент в политике и политических организациях» 2014 года, на данный момент является директором Центра Карьеры университета ИТМО. Мария поделилась историей успеха профессионального пути и полезными советами для молодых специалистов по управлению своей карьерой.

«Держать карьеру в фокусе»

— Расскажите, пожалуйста, кем Вы работали после окончания бакалавриата.

— Значительно определило мой карьерный путь первое образование «Организационная психология и психология труда» в ЛГУ имени А.С. Пушкина. Уже в конце первого курса обучения я пришла на работу в компанию БСХ Бытовые Приборы (BSH Hausgeräte) в качестве ассистента и на втором курсе я перешла в направление HR. На границе четвертого и пятого курса я участвовала в стажировке в рамках HR в штаб-квартире «Пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group.

В сентябре 2011 года, на старте 5го курса я присоединилась к команде завода «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге, где работала следующие пять лет, в том числе во время обучения в Вышке. Там моей первоначальной задачей был рекрутинг, потом я затем я занималась в группе T&D обучением и развитием, а также сопровождением Программы стажировок.

Чуть позже я получила опыт в команде EF English First и опыт запуска собственных проектов в области развития и профориентации детей и подростков.

 


— Как началась Ваша деятельность в Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения?

— В 2019 году я стала лидером Комитета профориентации в Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения (АККС). Моей задачей является объединение людей, которые занимаются профориентацией в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Мы создаем сообщество, чтобы быть в едином информационном поле, мы понимаем, что происходит на рынке профориентации, у кого какие интересные проекты есть и чем мы можем помогать друг другу.

 


— Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы начали свой карьерный путь в университете ИТМО?

— В 2017 году я пришла в университет ИТМО как приглашенный спикер рассказывать о карьерном развитии. Чуть позже вошла в команду проекта по софт скиллс дисциплинам в Университете ИТМО. Это большой проект, который состоял из разных дисциплин: личная эффективность и управление временем, техники публичных выступлений, научная коммуникация, управление командой, управление карьерой и т.д.

В конце 2019 года меня пригласили на позицию Директора Центра карьеры ИТМО. На сегодняшний день я также продолжаю быть преподавателем Soft skills.

 


— В чем заключается ваша работа в качестве директора Центра Карьеры?

— Управление процессами и успех общего дела. У нас есть много направлений, например, Career advising, где мы занимаемся построением карьерных траекторий студентов.  Идет активная работа с иностранными студентами, которых много в университете, в том числе среди магистрантов, поэтому есть направление Global Career.  Как в любом другом университете, есть направление по деловым карьерным мероприятиям, сотрудничество с партнерами, выстраивание с ними долгосрочных отношений, для того чтобы партнеры участвовали в карьерном образовании и просвещении студентов. Центр Карьеры также отвечает за практику, мониторинги и рейтинги по трудоустройству. Мы не хотим, чтобы практика была для галочки или формальностью. Время в университете летит быстро, поэтому стоит студентов учить пользоваться каждой возможностью. То время, которое выделено на практику, нужно использовать максимально, чтобы это вошло хорошей строчкой в резюме и было, что рассказать на собеседовании.

Большой блок – это карьерное консультирование, которым могут пользоваться и студенты, и выпускники. Мы сотрудничаем с Ассоциацией карьерного консультирования и сопровождения, наши внутренние консультанты работают HR-специалистами в компаниях-партнерах. Также строим карьерную историю для ребят с ОВЗ, чтобы была связь с работодателями, и они знали, что происходит на рынке труда, даже если есть особенности по здоровью.

 


— Почему Вы решили обучаться в магистратуре Питерской Вышки?

Во время одного из карьерных форумов я узнала о магистерских программах Вышки. Меня пригласили попробовать свои силы и пойти сразу на следующую ступень. В первом университете я активно занималась молодежным направлением, руководила педагогическим отрядом и студенческим активом, поэтому тема молодежной политики была мне интересна и близка.

Когда я выбирала направление магистратуры в ВШЭ после окончания специалитета, мой выбор упал именно на политологию, потому что молодежная политика меня привлекала как один из наиболее перспективных треков развития на тот момент. Я училась на программе «Менеджмент в политике и политических организациях». Получилось, что я никуда не отходила от своего профессионального интереса – психологии труда и развитии человека в рамках управления персоналом, поэтому тема моей магистерской работы тоже была про подбор: какая система подбора персонала действует в Законодательном собрании и в более высоких уровнях власти.

 


— Как вам помогли университетские знания, полученные в магистратуре Питерской Вышки, в Вашей работе?

— Те, кто приходят в магистратуру Питерской Вышки согласятся со мной, что, во-первых, ВШЭ учит учиться и совмещать многое со многим. Оказывается, можно и работу, и учебу совмещать, когда у тебя каждый день несколько предметов с шести до десяти вечера, а работа с 7:30 утра. У меня была серьезная работа, поэтому я не могла сделать скидку, что я учусь, и никто меня не воспринимал как студента. Но если хочешь получить качественное образование с классными людьми, то можно научиться управлять временем.

Высшая Школа Экономики дает серьезную подготовку и классных практикующих экспертов. Не было теоретиков, которые философски рассуждали о том, чем они никогда не занимались.

Также Вышка мне дала умение работать с информацией и анализировать ее, искать источники, и все, чему учит любой исследовательский университет. Такой подход показывает, что можно делать работу глубже, интереснее, не для галочки, а для того, чтобы найти не прозаичное решение.

 


— Вопрос как к эксперту в области карьеры: на Ваш взгляд, какие навыки и знания наиболее актуальны сейчас на рынке труда?

— Я часто принимаю участие в форумах и на одном из последних мне понравилось то, что мы выявили вместе с коллегами, которые тоже занимаются карьерой. Один из главных навыков, который теперь нужен везде, это любопытство. Мы активно переходим в эпоху постоянного обучения – long life learning. Сейчас нельзя получить один раз диплом, остановиться или сказать: «Мне этих знаний достаточно».

Второе – умение решать проблемы. Все работодатели берут себе «предпринимателей», которые что-то предпринимают со своей жизнью. Любой HR ждет человека, который знает чего хочет от этой жизни. Уходит работа, которая предполагает монотонный труд, когда тебе скажут, куда смотреть, что делать, о чем думать. Такой работы становится все меньше, и ребята, которые занимаются оптимизацией и автоматизацией, этому способствуют. Но вместе с тем повышается уровень конкурентности, я бы так сказала.

Я со студентами работаю в рамках курса «Личная эффективность и управление временем», и каждый год мы задаем вопрос: «А что через 10 лет тебя ждет?», «Через 5 лет?», «Через 15 лет?», «Через 30 лет?». Такими категориями студенты не мыслят! Университету необходимо доносить студентам, что если ты не сейчас продумываешь карьеру, то будет очень сложно. Конечно, мир быстро меняется, профессии меняются, но важно все время быть в тренде того, что происходит, чтобы твои знания не устаревали, чтобы ты понимал, что еще за стенами университета происходит.  Важно все время держать в фокусе свою карьеру, не заниматься ей, когда петух на горе прокричит или когда нужно найти срочно что-нибудь. Чтобы не попадалась работа «какая-нибудь», надо все время быть осознанным, включенным в отношении своего профессионального роста. Ты должен понимать, что ты сможешь взять с этого места работы, с этого комьюнити, в котором ты находишься, и что ты можешь дать в ответ.

 


— Когда лучше всего студенту начать думать о карьере и с чего начать?

— Я бы даже с первого курса задалась вопросом: «А что я люблю? Что мне нравится?». И второй вопрос «А чего я хочу? Как я вижу свое идеальное профессиональное развитие?». Точно имеет смысл на первом курсе сходить к руководителю образовательной программы и спросить, какая работа предполагается после, кто наши выпускники они, куда идти с таким набором знаний. В-третьих, студенту важно помнить, что университет – это не профессия, это образование, которое можно использовать в профессии. Это не техническое училище, где дают «харды». Университет – это образование, которое ты можешь приложить в разных сферах и индустриях.

 


— Какие у Вас карьерные планы на будущее?

— Мне посчастливилось, что я стою на том камешке, который меня удовлетворяет в плане всех задач и масштаба, который мы можем делать. Наш масштаб – это весь университет, 12 тысяч человек, это карьерные вопросы, которыми я всегда занималась, и мне это нравится. В этом году у меня открылся собственный курс по управлению карьерой с большой командой преподавателей, эйчаров.

В будущем я вижу себя в академической среде, потому что мне близка эта целевая аудитория. Интересен рост в рамках Комитета профориентации в Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения: мы хотим сделать межрегиональные и всероссийские проекты.



 

Интервью подготовила студетка 4-го курса

образовательной программы «Политология и мировая политика»,

Пуртова Влада