• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ты здесь и сейчас готовишь решение, реализуешь, внедряешь и можешь увидеть, как что-то меняется в компании»

Вероника Буран, выпускница магистерской программы «Финансы» 2019 года, уже на протяжении полутора лет проходит лидерскую программу в крупной сталелитейной и горнодобывающей компании «Северсталь». В интервью Вероника рассказала о своём карьерном развитии в компании, о тех решениях, которые уже успела внедрить в процесс, а также выделила главные отличия лидерских программ от работы в консалтинге.

Из личного архива Вероники

Из личного архива Вероники

— Расскажите, как Вы попали в Питерскую Вышку?

— Когда я поступала в университет после школы, я не знала куда идти и выбрала экономический факультет в СПбГЭУ, где проучилась 2 года. После этого периода я поняла, что обучение не совсем соответствует моим запросам и надеждам на высшее образование, и подала документы в Университет южной Флориды в Америке, где и получила степень бакалавра. После я вернулась в Россию и взяла перерыв до поступления в магистратуру, пробуя себя на работе в разных сферах. Так прошло 2 года, за которые я поняла, что именно я хочу получить от магистратуры, и для чего мне нужно дальнейшее образование.

У меня были конкретные критерии к программам: мне хотелось, чтобы программа была максимально прикладная, преподаватели были мотивированы, а также было важно погрузиться в атмосферу, которая дает толчок для развития. Вторым критерием стал язык программы обучения, так как после возвращения из Америки я заметила, что мой английский начал проседать. Ну и конечно, наличие бюджетных мест. Я стала изучать программу «Финансы» в Московской и в Питерской Вышке. Приятным бонусом стала возможность сдать GMAT (англ. Graduate Management Admission Test), а не микроэкономику, что для меня было проще, так как прошло уже некоторое время после бакалавриата, да и микроэкономика не была моим любимым предметом в университете. Программа привлекала ещё и своей прозрачностью: на сайте была вся информация о предметах и преподавателях, можно было посмотреть расписание старших курсов и оценить загруженность и возможность совмещения с работой. Когда я приехала в кампус пообщаться с приемной комиссией, мне понравился сам корпус — уютный и при этом очень самодостаточный, чем-то даже наполнил мой американский университет. Примерно так сошлись все карты, и я приняла окончательное решение поступать в Вышку.

 


— Как сложился Ваш карьерный путь после окончания магистерской программы?

— Ещё в конце обучения на 2-ом курсе я увидела рекламу лидерской программы в компании «Северсталь» в «ВКонтакте». Мне стало интересно посмотреть, что это, и я подала заявку прямо в этой рекламе! Естественно, я слышала до этого про лидерские программы в других компаниях, но это всегда была FMCG отрасль и продажи, а это не совсем моё направление, мне хотелось попробовать себя в промышленной индустрии, в частности в тяжелой промышленности. На тот момент я работала в консалтинге, где за год успела принять участие в 4 проектах, которые были связаны именно с промышленными компаниями. Я путешествовала по Российским заводам и понимала, что мне на самом деле очень интересно развиваться в этой сфере, но в то же время я не знала, что у промышленных компаний в России существуют лидерские программы. А в Северстали словно всё было сделано под меня — металлургия и лидерская программа! К тому же мой последний проект в KPMG был связан с повышением операционной эффективности компании-клиента, и от партнеров проекта я слышала про Северсталь, как лидера в этой области.

Я отправила заявку, и пошел процесс отбора: 5 этапов — скрининг резюме, тесты, видео-интервью и assessment — как на любой лидерской программе. Спустя около 2 месяцев я получила своё место в компании.

 


— Какие навыки, приобретенные Вышки, помогли Вам в прохождении отбора?

— Несомненно, приобретенные в Вышке навыки очень помогли на прохождении assessment-центра, особенно на групповом этапе, так как в вышке очень большой фокус делается именно на выполнение групповых проектов, и есть возможность научиться работать в команде с разными людьми. Такой опыт помогает взаимодействовать максимально конструктивно и приходить к общему результату в короткие сроки.

 


— Как проходит лидерская программа в «Северстали»?

— Она состоит из четырех ротаций. Самая первая у всех обязательно проходит в Центре развития бизнес-системы Северстали, где целью ставится адаптация и знакомство с корпоративной культурой, а также нетворкинг с другими сотрудниками компании. Следующие ротации ты выбираешь сам из перечня проектов, в которых тебе было бы интересно принять участие, а затем проходишь собеседование с потенциальным руководителем, чтобы попасть в конкретный проект. У меня вторая ротация прошла в отделе закупок, где я занималась выстраиванием процесса планирования и закупки ферросплавов. Следующая ротация у меня была в отделе контроллинга, в проекте на стыке контроллинга и дирекции по инвестициям, который был связан с автоматизацией процессов дирекции по инвестициям. Сейчас я снова вышла в контроллинг, но уже в другое направление, связанное с анализом управленческой отчетности — мое целевое финансовое направление.

По итогам каждый ротации у нас происходит оценочный день, где мы презентуем топ-менеджменту компании свои достижения и рассказываем о личном развитии. Так же перед каждым оценочным днем собирается обратная связь 360 от коллег из команды по проекту, наставника и ментора.

Карьерные перспективы после окончания лидерской программы очень разные: всё зависит от того, как мы себя показываем в течение двух лет, какое направление для дальнейшего трудоустройства выбираем как целевое.

 


— Ощущается ли разница между лидерской программой и работой в консалтинге?

— На самом деле эти два направления достаточно схожи. И лидерские программы, и работа в консалтинге — это проектная деятельность.  Ты приходишь и быстро включаешься в проекты, где тебе нужно принести результат в одном случае клиенту, в другом — тоже клиенту только внутреннему - заказчику в рамках кампании. И в консалтинге, и на лидерских программах очень ценится стрессоустойчивость, многозадачность и другие классические качества, очень важно уметь общаться, находить подход к различным людям, выстраивать коммуникации и мотивировать команду на достижение результата. И да, пожалуй, схожие механизмы, потому что, когда ты приходишь в консалтинг и начинаешь работать над проектом, тебя могут в любой момент перебросить на другой проект, который уже находится на какой-то стадии разработки, и тебе приходится быстро вникать в его процесс и инструменты. Так и на лидерской программе, когда ты по полгода ротируешься в разных функциях компании, сегодня работаешь в закупках и знакомишься с одним пулом различных бизнес-процессов и IT решений, а завтра меняешь ротацию и приходишь в планирование, где снова нужно с нуля быстро погружаться в специфику.

Однако одно существенное различие по данным направлением — претворение решений в жизнь.  Одной из решающих причин, почему я ушла из консалтинга, стало то, что мы не занимались имплементацией. Мы лишь анализировали ситуацию, давали решение, презентовали заказчику, и на этом проект заканчивался. Я понимала, что хочется идти туда, где принятое решение и разработанные тобой и командой идеи, будут тут же внедряться, и ты будешь видеть этот результат. На лидерских программах именно это и происходит. Тебе дают проект либо часть большого проекта, и ты здесь и сейчас готовишь решение, реализуешь, внедряешь, и уже в течение полугода, если это какое-то небольшое направление, можно увидеть, как что-то меняется в компании.

 


— Какие из разработанных Вами решений уже удалось внедрить в процессы компании?

— На первой ротации в Центре развития бизнес-системы Северстали я занималась автоматизацией процесса формирования проектных команд. Идея была в том, что каждый квартал у сотрудников должна быть возможность попробовать себя в другом направлении или на другом проекте, а руководители имели возможность раз в 3 месяца полностью сменить состав команды. Я занималась непосредственно внедрением этой практики, проведения сессий самодизайна, когда можно было перейти из одной команды в другую, и в дальнейшем автоматизацией этого процесса. Отзывы были положительные, так как такая практика не дает засиживаться в каком-то одном направлении. 

На второй ротации в закупках удалось полностью выстроить новый процесс планирования закупки ферросплавов, были сформированы IT инструменты, которые помогали рассчитывать прогноз потребления ферросплавов на основании различных параметров и так далее, то есть полностью был выстроен IT подход и система коммуникации, которая позволяла улучшить процесс и базу для принятия управленческих решений по закупке ферросплавов.

 


— Какие у Вас дальнейшие карьерные планы?

— Проработав полтора года в компании, у меня остается очень положительный опыт, так что пока я не вижу для себя ни одной причины менять компанию и карьерную траекторию на горизонте 5 лет. Мне нравится атмосфера в компании, её корпоративная культура и высокая степень открытости.  У нас работают такие истории, как завтраки с директорами, открытые информационные сессии от руководителей, и что-то вроде «открытого микрофона», где можно задать любой вопрос, это полезно не только для участников лидерских программ, но и других сотрудников. В целом компания большая, и перспектив для развития неограниченное количество.