• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы понимали: тенденции, которые тогда были уже за границей, рано или поздно придут и в нашу страну»

Дмитрий Старостин, выпускник факультета экономики 2008 года и магистерской программы «Экономика и управление на предприятии» 2014 года, руководитель Плюсского перерабатывающего комбината, рассказал о том, как решил запустить собственное перерабатывающее производство, с какими трудностями столкнулся, а также поделился мнением о тенденциях развития бизнеса на «экологической волне».

Фото из личного архива Дмитрия Старостина (справа на фото)

Фото из личного архива Дмитрия Старостина (справа на фото)

— Расскажите, как вы пришли к открытию своего перерабатывающего предприятия? Что послужило предпосылкой к этому?

— Это было больше 10 лет назад, и мы с другом по университету Константином Новинским, а сейчас соучредителю по бизнесу, понимали, что тенденции, которые тогда были уже за границей, рано или поздно придут и в нашу страну. Единственное, о чём мы думали и в чём оказались не совсем правы — что они придут быстрее, чем оказалось на самом деле. Но тем не менее мы начали больше десяти лет назад, и всё начиналось с оптового бизнеса, а не с производства, так как с производства бизнес начинать очень рискованно и сложно. Основа любого бизнеса — это продажа и умение продавать, пока позволяет спрос, а дальше уже развиваться в других направлениях. Вот поэтому мы и начинали с оптовых продаж, дальше попробовали запустить производство на линии. Не все сразу получилось, как хотелось, потому что производство — это уже достаточно другой уровень бизнеса, если мы сравниваем с оптовым. Прежде чем мы получаем деньги на счёт, происходит много операций, в то же время в оптовом бизнесе: мы покупаем в одном месте, продаём в другом и получаем всего-то две операции. А вот производство — это целая производственная цепочка, где могут быть различные виды сырья, компоненты, включая саму производственную цепочку и обслуживание оборудования.

Сейчас активно пропагандируют темы экологии, поднимают проблемы, с которыми сталкивается страна. Мы видим, что в государстве предпринимают определённые решения в пользу переработки, попытки раздельного сбора и т.д., поэтому мы надеемся, что в ближайшие пять лет у нас будет качественный рост в данном направлении: будет решаться очень острая проблема с утилизацией мусора и полигонами, потому что они переполнены. Скоро это всё выйдет на другой качественный уровень, и, безусловно, мы рассчитываем на рост нашей компании.

 


— Почему десять лет назад Вас волновала экологическая ситуация именно в отношении пластика, когда об этом даже и не думали говорить так громко?

— Тут важный момент — мы можем делать какое угодно полезное дело для экологии и общества: например, спасать животных, очищать берега от мусора, или делать что-либо ещё. Но если эта деятельность не приносит дохода, то, к сожалению, данный бизнес долго существовать автономно не сможет, потому что мы понимаем: чтобы что-то утилизировать, перерабатывать, нужны люди, в первую очередь, и оборудование. Оборудование для переработки достаточно энергоемкое и потребляет много электроэнергии, соответственно нужно платить по счетам за электричество. И так далее. Здесь, безусловно, помимо концепции с точки зрения сохранения природы и экологии, должна быть экономическая модель, и она должна быть однозначно позитивная. Иначе весь этот бизнес не имеет смысла, именно поэтому так важно рассчитывать на свои силы и делать упор на экономику.

Безусловно, есть и другие направления: переработка бумаги, алюминиевых банок, но это совершенно другие направления, они имеют свою специфику. Мы решили заняться пластиком, потому что алюминий на тот момент уже прорабатывали на базах металлургических комбинатов, а бумагу перерабатывали на мощностях ЦБК (прим: целлюлозно-бумажный комбинат).

Еще важно учитывать отношение населения к переработке. Если мы говорим, что в России население позитивно смотрит, в целом на тенденцию переработки и заботы от экологии, то с точки зрения приобретения переработанных товаров — пластика или бумаги, люди уже не так позитивно это воспринимают, потому что пока на подсознании это считается второсортным товаром, воспринимается скорее негативно, чем позитивно. Но могу отметить, что за последнее время меняется тенденция в пользу товаров вторичной переработки, потому что раньше мы вообще не говорили, когда продавали товар, что он из переработанного пластика. А сейчас мы громко заявляем об этом и гордимся.

 


— До того, как Вы начали заниматься переработкой пластика, как Вы относились к упаковке из вторичного сырья?

— На тот момент эта сфера была очень слабо развита в России, это надо понимать. За последние 10 лет произошёл достаточно значительный рост числа переработчиков в нашей стране, ранее это были единичные случаи, но мы, с другой стороны, уже тогда позитивно это воспринимали, потому что знали, что это тот же самый товар и продукт, который абсолютно безопасен. Зачастую по характеристикам он ничуть не уступают продуктам первичного сырья. Такие товары мы видели за границей уже больше десяти лет назад в торговых центрах, причём в премиальных брендах. Уже тогда понимали, что у нас в России этого нет, да и не появилось до сих пор. Но мы надеемся, что рано или поздно получится убедить некоторые торговые сети начать сотрудничество под эгидой борьбы за экологию и использовать у себя, например, пакеты из переработанного пластика.

 


— То есть Вы считаете, что в России положительная тенденция в отношении переработки и в отношении экологии?

— Безусловно! Мы видим, что эта тема регулярно освещается в СМИ, видим интерес бизнеса к сфере переработки. Но в то же время за последние пять лет в Северно-Западном регионе не появилось ни одного серьезного переработчика пластика, кто может делать полный цикл и наращивать объём. Те, кто появляются, в основном, делают полуфабрикаты и на этом останавливаются. Обычно через год-два они просто закрываются.

 


— С чем связан «страх» открытия подобных предприятий? В связи с непопулярностью или с большими рисками провалиться?

— На самом деле ключевая проблема в технологической сложности. Первичное производство в разы легче, там есть определенная технологическая карта, где используется гранула с конкретными характеристиками, всё производство можно полностью автоматизировать и дальше никаких сложностей с точки зрения стабильного по качеству выпуску. Во вторичном сырье совершенно всё по-другому — это разные виды сырья совершенно, в понимании потребителей это пластик как пластик, а по факту он делится ещё минимум на 7 категорий, а внутри есть подкатегории, которые имеют несколько марок с  разными химическими свойствами. Для переработчика нужно всё это рассортировать так, чтобы на выходе получить стабильное качество готовой продукции. А многие пластики друг с другом никак не связываются, например, если смешать полипропилен с полиэтиленом высокого давления — это будет брак. Один вид пластика уже начинает кипеть, а другой даже не начинает плавиться, из-за разницы в температурах плавления, то есть на уровне химии они не связываются. Соответственно очень много нюансов с точки зрения технологии.

Это крайне тяжелый бизнес, так как, чтобы запуститься в данной сфере, нужно иметь хорошую инженерную команду, которая сможет адаптировать оборудование под различное вторичное сырье самостоятельно, нужно иметь парк оборудования по металлообработке, шлифовальное оборудование и прочее, а также хороших технологов, которые понимают процесс на уровне химических свойств материалов.

 


— А у вас были какие-то личные провалы, которые повлияли на ваш дальнейший взгляд на производство?

— Самый запоминающийся провал, который у нас был, когда нам отказали в выдаче кредита на один из проектов по переработке. В нужный момент нам просто отказали несмотря на то, что мы закладывали недвижимое имущество, и обеспеченность была хорошая, но банк посчитал, что у компании небольшие обороты были на тот момент, и просто не захотел в это ввязываться, потому что есть определённые нормативы Центрального банка, определённые требования, и мы не проходили по ним.  Это была позиция банков до 2014 года. Тогда банки охотно кредитовали торговые сети, оптовые и логистические компании. Эти направления быстро росли, у них цепочка бизнес-процессов, гораздо короче, чем у производства, а обороты хорошие. Если говорить про производство — это совершенно другая кухня. До 2014 года к производству в России вообще относились очень скептически, как к крайне рискованному бизнесу. Проще было купить в Китае, тогда как раз произошёл бум, потому очень много покупали из-за границы, импорт рос на глазах. В 2014 году произошло неожиданное для всех - обвал рубля, много оптовых компаний-импортеров пострадало, т.к. они не смогли выполнить обязательства по поставкам перед торговыми сетями в рублях и понесли достаточно большие убытки. И тут как раз вспомнили про отечественных производителей, так что в 2014 году произошел позитивный поворот для производства. Считаю, что этот год был переломным вообще для всей России. Потом ещё ввели санкции, которые нас подтолкнули в целом к собственному производству в различных сферах.

 


— Как вы вышли из той ситуации, что предприняли?

— Мы просто заморозили проект и зарабатывали деньги, и когда заработали, мы сделали наше перерабатывающее производство. То есть на сегодня мы реализовали тот проект, который тогда не смогли запустить. Но опять же, тут повлияло изменение ситуации с кредитованием после 2014-го года, когда отношение банков к кредитованию производств сложилось в противоположном ключе.

Тогда я сделал для себя один вывод: идея не всегда важна, в бизнесе одной идеи недостаточно. Многие говорят: «Главное — идея, а дальше реализуем», абсолютно нет. Знаю достаточно примеров, когда есть хорошие идеи по бизнесу, но если нет достаточного собственного капитала на первоначальном этапе, то идеи скорее остаются нереализованными. Зачастую собственное участие, стартовый капитал — они имеют ключевое значение. К сожалению, до сих пор ситуация такая же, ничего не поменялось, банки, по факту, неохотно берутся кредитовать какие-то новые проекты. Самое сложное в начале пути — зарекомендовать себя в секторе, чтобы дальше как-то развиваться.

 


— По Вашему мнению, в какой сфере проще всего открыть свой бизнес?

— Оптовый бизнес — классика жанра. Сегодня многие начинают бизнес в качестве self-employed. Одно время был бум, когда многие покупали с Алиэкспресс, с этого можно было начинать спокойно, была низкая цена входа на рынок и был достаточно стабильный спрос, можно неплохо стартовать. Но сейчас уже это время ушло. Несмотря на то, что оптовый бизнес по-прежнему остаётся одним из самых простых, даже он сейчас меняется: все торговые сети напрямую выходят на производителей, и в торговле остаются только оптовые компании-импортеры, которые имеют эксклюзивные контракты с иностранными производителями.  

 


— Какой совет Вы могли бы дать студентам и молодым выпускникам, которые только начинают строить свою карьеру? 

— Совет: не беритесь сразу за какие-то глобальные и масштабные вещи, лучше в начале получите опыт в найме в той сфере, которая вас интересует, посмотрите, как всё устроено, и уже потом открывайте свой бизнес. Если есть желание сразу попробовать себя в бизнесе, это не должны быть очень сложные, глобальные проекты, начинайте с малого, а уже потом, понимая, как это все работает, масштабируйте. И ещё важный момент: зачастую, открывая бизнес, мы сначала анализируем, чему нас учили. Но, к сожалению, не всегда те идеалы, которые преподаются, они будут на 100 процентов использоваться на практике. И конечно же, начиная бизнес, нужно быть подкованным в юридических вопросах и знать бухгалтерский учёт, потому что так или иначе часто бывают моменты, когда при возникновении каких-то вопросов по налоговым инспекциям, наши бизнесмены не всегда могут успешно проходить эти этапы, а они достаточно важные, важно уметь это всё реализовывать и решать.