«В реалиях современного мира личный бренд уже нужен каждому»

Дарья Дацюк, выпускница образовательной программы «Экономика» 2019 года, ещё в студенческие годы начала заниматься развитием Instagram. На её счету не одна стажировка в маркетинговых агентствах, работа фрилансером и Instagram-блог с более 55 тысячами подписчиков. Последние полтора года Дарья проводит консультации по формированию и развитию личного бренда, и сегодня она поделилась с нами инсайтами этого непростого дела.

«В реалиях современного мира личный бренд уже нужен каждому»

— Расскажите, что такое личный бренд, как он вообще появился?

— На самом деле, как такового, личного бренда в материальном мире не существует. Это некая иллюзия, потому что живёт он в наших головах. В нынешней реальности мы живём в матрице брендов, которую успешно создают реклама и маркетологи. Они активно управляют потребительским поведением: вызывают у нас эмоции, какие-то переживания и далее, с помощью разных брендов закрывают наши потребности. Например, нужен телефон. Сразу приходит на ум компания Apple и ее создатель — Стив Джобс. Хотим посмотреть интервью — наверняка на ум придет кто? Верно, Юрий Дудь. Вот в этом и состоит сила личного бренда. Когда мы о чём-то слышим, у нас в сознании появляется определенный человек, связанный с этим.

На мой взгляд, личный бренд — это тот образ, который выделяет и отделяет нас от остальных людей. Личный бренд обязательно имеет четкую связь между деятельностью человека и его именем, и сейчас, на мой взгляд, это самый кратчайший способ продвижения. Сила личного бренда состоит в том, что вас будут рекомендовать даже те, кто не является вашим клиентом, потому что сначала мы формируем репутацию, строим личный бренд, а потом она работает на нас в долгосрочном периоде. Собственно, это как в университете: сначала студенты работают на зачётку, потом зачётка на них. Раньше люди тоже развивали личные бренды, но даже не знали, что это так называется. Например, друзья рекомендовали определенного массажиста, врача, потому что это действительно хорошие специалисты — работало сарафанное радио, т.е. выполнялось продвижение — укреплялся личный бренд специалиста. Сейчас, конечно, всё обрело некие термины и структуры.

 


— Какие составляющие формируют «личный бренд»?

Существуют три компонента: внешняя упаковка, внутренняя упаковка и продвижение.

Что мы подразумеваем под внутренней упаковкой? Это основа личного бренда. Это смыслы, цели и целевая аудитория, на кого он направлен. Внешняя упаковка — это выбор платформ, где будем размещаться и развиваться, определенная символика бренда, что будет с нами ассоциироваться, и, конечно, контент абсолютно всех видов. Далее — продвижение. Это третий этап, и он может происходить как в online, так и в offline-форматах. Онлайн — это блогеры, таргет, различная активность в социальных сетях и в СМИ. И офлайн — это нетворкинг, проведение мероприятий, участие в конференциях, печатные СМИ тоже приветствуются.

 



— Отличается ли чем-то сущность личного бренда от бренда компании?

— Личный бренд — это образ конкретного человека, не обязательно руководителя компании или владельца бизнеса. Это такой же обычный человек, как и мы с вами, образ складывается из внешнего вида, личностных и профессиональных качеств и навыков и того, что человека выделяет от его конкурентов. Личный бренд — это необязательно бренд бизнесмена, это может быть и личный бренд мамочки, которая рекомендует, как правильно ухаживать за детьми. У неё будет какая-то своя изюминка, её уникальность, которая будет отличать её от всех остальных мам. Это как раз и будут «правильные смыслы» личного бренда - почему выбирают именно ее, а не других.

Под корпоративным брендом, под брендом компании скорее подразумеваются внешние атрибуты компании: логотип, слоган, фирменные цвета, которые ассоциируются при упоминании этого бренда, и культура этого бренда, которая есть внутри.

 



— По вашему мнению, людям каких профессий из какой сферы деятельности наиболее важно выстраивать личный бренд?

— Мне кажется, что, прежде всего, личный бренд нужно развивать людям творческих профессий. Почему? А потому что нужно демонстрировать свои таланты. Это могут быть, например, дизайнеры, певцы, художники, режиссеры, сценаристы. Абсолютно любая творческая сфера. Через социальные сети достаточно просто показывать, чем вы занимаетесь, расширять аудиторию и постепенно с каждым днём увеличивать свою узнаваемость. Социальные сети вирусно магнитят всё на своём пути — увидел один, увидит второй, за вторым сотня. Много людей выстреливают просто потому, что всё «разлетелось» именно таким образом.

Вторая категория людей, которой обязательно нужен личный бренд и его нужно обязательно развивать, — фрилансеры, потому что без личного бренда непонятно, как продавать свои услуги. Очень здорово, когда люди не создают отдельно рабочий профиль, а грамотно вписывают свою работу в личный профиль, используя приемы сторителлинга, показывая изнанку работы, что у них получается, что нет, с какими страхами, проблемами они сталкиваются и как их решают, нужно понимать, что не всегда на фрилансе всё идёт гладко. Видя, как фрилансеры выстраивают из своей жизни некий сериал, люди охотнее  заказывают у них, потому что понимают, чем человек занимается, как это всё происходит. Теперь обезличенные покупки приобретают лицо, мы покупаем у конкретных людей, чья жизнь нам понятна.

Ну, и третья категория людей, которой обязательно нужен личный бренд — предприниматели. Почему? Потому что нужно выходить в публичное пространство, общаться со своей аудиторией и показывать что-то отличное от официальных документов, показывать, что из себя представляет компания, какой лидер этой компании.  Человек-потенциальный потребитель должен чувствовать себя частью компании, предпринимателям нужно спускаться с небес, так сказать, поближе к народу — в социальные сети.

Честно говоря, в реалиях современного мира, мне кажется, личный бренд уже нужен каждому, потому что каждый из нас уникален. Если грамотно показать «смыслы» и вкусно подать, то можно даже раскрутить кассиршу Зину из «Пятерочки», за которой будут следить, и она будет действительно популярна. Я думаю, что каждому можно и нужно попробовать.

 



— Как Вы считаете, насколько действительно необходимо нанимать себе целую SMM-команду, специального человека по консультированию для формирования и продвижения личного бренда?

— Это достаточно сложный вопрос, потому что непонятно, какой у человека бюджет, какая у него временная занятость. На первых порах человек, который только начинает заниматься формированием личного бренда, конечно, может справиться сам. Сейчас можно посмотреть разные курсы, послушать экспертов, да даже просто погуглить — в интернете размещено достаточно информации по этому поводу. В один момент придёт осознание, что проще заплатить и получить выжимку, но уже работающей информации, чем 200 лет потратить на то, чтобы найти её самому.

По поводу команды, мне кажется, эта история начинает работать только тогда, когда появляются объёмы, когда не хватает времени. Человек, чей личный проект активно развивается, сконцентрирован на развитии своей стратегии и на целях, на масштабировании. Именно в этот момент он осознаёт, что можно делегировать часть какой-то работы. Например, обработку фотографий, составление контент плана, настройку рекламы, проработку и создание макетов для подачи, коммуникацию со СМИ и прочее. Обобщая, это какие-то технические вещи, которые могут выполнять специалисты за определенную сумму в то время, пока человек занимается собой, своим саморазвитием. Важно понимать, что нельзя делегировать создание личного бренда. Никто не расскажет о вашей жизни круче вас. Это самое главное, что нужно понимать. А команда, я думаю, что это вопрос просто бюджета, подхода и времени.

 


— С чего начать формирование своего личного бренда?

— Моя самая главная рекомендация — начать думать о себе, как о бренде, то есть представить, что вы и есть бренд. Дальше определите, какие ассоциации вы будете вызывать у окружающих, как личный бренд, что будут с вами отождествлять, при каких упоминании будет возникать ваш образ в голове. Понять для себя, в каких областях вы можете быть экспертом, в чем вы сильны, зачем к вам обращаются, как вы помогаете людям, в чём ваша польза. Далее, когда вы ответили на эти вопросы, мы переходим к активному наполнению социальных сетей, постоянному ведению. Это должны быть не просто какие-то фото-отчёты в формате: «я в Эрмитаже», «я пришла на учёбу». Вроде бы интересно, но только вашим друзьям, нужен больший охват – работаем с пользой. Важно сочетать полезный контент, который нужен людям, который связан с вашей тематикой, с бытовой жизнью, но при этом, чтобы он откликнулся у людей. Когда вы что-то выкладываете в социальные сети, просто задайте вопрос: «А я хотел бы сам(а) узнать об этом?». Если нет, то скорее всего и большинство не хочет, нет смысла просто лить трафик. Из советов, еще посмотрите, какие есть конкуренты в вашей сфере, хотя бы 5-10 человек. Изучите их контент, понаблюдайте за фишками, но не копируйте, Самые классные вещи адаптируйте под себя, соедините воедино и добавьте «на закуску» что-то своё. Я думаю, что каждый из нас может выстрелить. Почему нет?

Не забудьте про составление истории вокруг своего личного бренда, тот самый нашумевший сторителлинг, интриги, используйте способы удержания внимания. Делать истории можно из всего. На первый взгляд это может показаться сложным, но на самом деле это не так, потому что всегда есть о чём снимать и о чём говорить. Ежедневно с каждым из нас происходит невероятное количество историй, появляется множество инфоповодов, о которых можно интересно рассказать, придумав из этого целую легенду.

И, наверное, последний шаг — создавайте нужное окружение, которое будет укреплять ваш бренд так же, как и вы будете укреплять личные бренды других людей. Не только вы должны быть заинтересованы в этом, как говорится, не сознание рождает бытие, а бытие рождает сознание в данном случае.