• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я сидела на пленарной сессии по социологии, и тут вышла моя будущая научная руководительница Надежда Андреевна — прекрасный человек и преподаватель, лучшее, что случалось в моей жизни. Я подумала: если возьмут, то хочу учиться только у Надежды Андреевны»

Гостья январского интервью — Анна Орлова, выпускница ОП «Современный социальный анализ» 2022 года. Во время учёбы Анна участвовала в ряде социологических проектов, включая исследование, посвященное поиску ответа на вопрос: «Почему молодежь не ходит в библиотеки?». Сегодня она применяет полученные знания в медиа-аналитике, совмещая исследовательскую базу с креативными решениями в UX/UI-дизайне. Почему Анна выбрала социологию? Какие курсы и проекты стали для нее особенно значимыми? И как работа в социологии помогает строить карьеру в медиа и дизайне? Ответы на эти вопросы и многое другое — читайте в статье.

«Я сидела на пленарной сессии по социологии, и тут вышла моя будущая научная руководительница Надежда Андреевна — прекрасный человек и преподаватель, лучшее, что случалось в моей жизни. Я подумала: если возьмут, то хочу учиться только у Надежды Андреевны»

— Предлагаю начать наше интервью с обсуждения того, как вы приняли решение поступать в магистратуру? Почему остановились именно на «‎Современном и социальном анализе» в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург?

— Это действительно классная история, потому что я больше не выбирала ничего. Изначально шла только в Вышку. Если бы меня не взяли, то я больше никуда бы и не пошла. Я поступала досрочно, и хотя не знаю, как обстоит дело на других направлениях в магистратуре, в социальном анализе есть возможность подать портфолио заранее, где-то в марте, без диплома и аттестата. Если всё хорошо, и по портфолио видно, что у тебя есть наработки и статьи, а вступительная работа написана качественно, то шансы на поступление составляют примерно 85-95% — тебя возьмут сразу в летнем потоке.

Я отправила портфолио именно в марте. Летом оставалось только подать документы, и меня сразу приняли. Я рассматривала только социологию, потому что моё первое образование — бакалавриат по культурологии. Культурология — междисциплинарная наука, охватывающая обширный спектр тем: от истории и культуры, до религиоведения. Мы изучали множество аспектов, даже бизнес.

Таким образом, магистратура для меня стала направлением, которое сужает то, что мне нравилось и нравится. Благодаря тому, что я изучала много разных дисциплин, хотелось сосредоточиться именно на изучении общества. Я выбрала социологию и рассматривала только НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, потому что это одна из лучших социологических школ и одно из сильнейших направлений в России.

— Какой предмет или курс для вас был наиболее интересным? Можете рассказать о своих впечатлениях?

— Мне были интересны молодёжные исследования — это направление охватывает все нюансы, касающиеся именно этой сферы. Также нравился НИС — научно-исследовательский семинар.

В целом в социологии есть два направления: количественные и качественные методы, — они, конечно, отличаются. Мы начинали вместе с количественниками, поскольку основа одна, но потом расходились: часть студентов занималась программированием и анализом данных, а мы больше углублялись в качественное исследование — общение с людьми и последующую интерпретацию.

Нас собирали вместе, и мы обсуждали, как писать научные работы и что такое диплом. Магистерский диплом очень сильно отличается от бакалаврского, и мы разбирали, как правильно писать такие работы и научные статьи. Это было действительно интересно! Не знаю, есть ли подобное в других университетах, — я никогда с этим не сталкивалась. Это классная вещь, потому что зачастую мы ищем подсказки в интернете: пишем «как писать диплом», ищем методички. А здесь были люди, которые занимаются этим профессионально и делятся лайфхаками.

НИСы были просто замечательными. Взаимодействие в социологии тоже очень комфортное: благодаря работе и общению с людьми, оно дружелюбное, открытое и этичное. На семинарах было приятно просто пообщаться и обсудить проблемы, с которыми сталкиваются социологи.

Еще у нас был замечательный предмет — качественный анализ. Это непосредственно то, чем мы занимались. Мы готовили кардинально разные темы и решали различные задачи. Одно задание запомнилось мне особенно: нужно было взять интервью у человека из сложной социальной группы — у того, с кем ты никогда не встречался или не исследовал подобную социальную группу ранее.

Мы разбирали эти интервью и обсуждали их. Я до сих пор помню момент, когда кто-то плакал и рассказывал о своих трудностях. Люди разные, группы разные, социологи сталкиваются со многим на своём пути.

Еще одним прекрасным курсом стал факультатив «Креативное письмо». Я не знаю, есть ли он сейчас, так как магистратуру я закончила в 2022 году — два года назад. Его преподавали Нина Фрейман, журналистка и художница-коллажист, и Борис Судаков, журналист и писатель. Это было великолепно. На их парах всегда было интересно, шумно и весело. Такое дружеское напоминание, что учёба не всегда душная или тяжёлая.

На занятиях мы занимались переписыванием текстов и проводили внезапные брейнштормы. Мы придумывали, как интересно писать, как заинтересовать человека в тексте, как создать статью. Это был действительно увлекательный и творческий процесс, который позволил нам развивать навыки написания и креативного мышления.

— Сталкивались ли вы с трудностями во время учёбы? Если да, то как вы их преодолевали?

— Были определенные сложности, и, скорее всего, это были мои личные трудности. Дело в том, что со второго курса я уже работала по специальности — социологом. Мой рабочий день начинался в девять утра и заканчивался в шесть вечера, а затем начинались пары с шести до девяти. 

Сложность заключалась в том, что мне нужно было каким-то образом совместить работу и учёбу. Это соединение давалось мне довольно тяжело. Тем не менее, я справилась!

Кроме того, были моменты, связанные с внутренними аспектами социологической работы — это коммуникативные проблемы. Иногда исследовательское поле было довольно сложным, что добавляло трудностей в общении и взаимодействии с участниками исследований.

Однако, в целом с тайм-менеджментом в НИУ ВШЭ все было хорошо. У нас были четкие дедлайны курсов, заранее напоминали о сроках и давали оптимальное время на сдачу работ. Даже была возможность подкорректировать свои задания при необходимости. В этом плане все было нормально.

— Можете рассказать о проекте, который стал для вас особенно значимым за время учебы, и который вы считаете своим достижением?

— Некоторая часть студентов вела дополнительный социологический проект под руководством Нартовой Надежды Андреевны, в рамках которого мы работали с библиотеками Красногвардейского района. Задача была довольно простой: рассмотреть классическую ситуацию «Почему молодёжь не ходит в библиотеки?». Я ездила за Девяткино в довольно большой микрорайон, на который была одна маленькая библиотека — «Куб».

Наша задача заключалась не только в проведении интервью как с молодыми людьми, так и с библиотекарями, но и в стороннем наблюдении. Это был довольно сложный проект. И дело не только в территориальной отдалённости, но и в специфике поля исследования.

Мы проводили исследования и собирали данные вместе с другими сокурсниками, которые ездили в другие библиотеки. Это было интересное исследование с точки зрения его реальности: оно не было учебным проектом, который мы сами придумали. Запрос на исследование пришел извне, что приближало его к реальным задачам.

В целом, это исследование дало нам возможность разобраться в реальных потребностях молодежи и понять, как улучшить работу библиотек для привлечения этой аудитории.

— Какое событие или мероприятие в магистратуре запомнилось вам больше всего? Как оно повлияло на ваш образовательный опыт?

— Мне очень запомнилось участие в Зимней школе. Этот проект действительно мне нравится. Понятно, что это как день открытых дверей в «Высшей школе экономики», но он организован увлекательно и понятно. Там царит движение, и ты можешь взаимодействовать с теми, кто уже учится.

На днях открытых дверей других университетов не всегда есть такая легкость и свобода действий. Часто такие мероприятия проходят более сухо и четко. А вот на Зимней школе ощущение было совершенно иным — ты чувствуешь себя вовлечённым в происходящее, можешь общаться с разными людьми и легко вписываться в любую ситуацию.

Я часто посещала Зимнюю школу как до поступления, так и во время учебы. Это было время, когда я могла весело провести день с другими участниками. Атмосфера дружелюбия и открытости, которая царила на этих мероприятиях, подчеркивала их уникальность.

— Вы узнали о своём будущем направлении на Зимней школе или целенаправленно выбрали эту программу и пришли на неё?

— Вот, это, кстати, классный вопрос, потому что я обожаю рассказывать этот кейс. Дело в том, что я знала, что поступлю на социологию, но не была уверена, действительно ли мне там будет хорошо. Я пошла на Зимнюю школу и все еще была немного скептически настроена.

Я сидела на пленарной сессии по социологии, и тут вышла моя будущая научная руководительница Надежда Андреевна — прекрасный человек и преподаватель, лучшее, что случалось в моей жизни. Я подумала: если возьмут, то хочу учиться только у Надежды Андреевны. В первые дни я подошла к ней и сказала: «Хочу писать у вас диплом!» — хотя только поступила. Она сказала: «Окей», — и мы посмеялись.

На Зимней школе можно было увидеть вживую, как ведет занятие преподаватель, как он рассказывает. Это давало возможность понять, подходит ли тебе этот стиль обучения или нет. Для меня это было важным опытом, который помог определиться с выбором направления.

— Вы упомянули, что посещали Зимнюю школу и после поступления. Как вы можете сравнить свои впечатления после первого посещения с тем, когда уже были студенткой? В чем заключаются различия в эмоциях, и что из этого опыта совпадает или отличается?

— Когда ты просто приходишь вне учебы, то не можешь понять весь «движ» и не чувствуешь себя объединенным с людьми, которые находятся рядом, потому что ты только пришёл знакомиться. Однако, когда ты учишься и отучился полгода, весной уже знаешь всех и всё.

Получается, что потом ты приходишь и не задаешь вопросы, а скорее к тебе обращаются и спрашивают что-то. Это внутреннее ощущение принадлежности к комьюнити меняется: ты становишься частью этой группы.

Смотря на будущих студентов, видишь, как они немного потеряны и ищут своё направление. Хочется поддержать их и показать, что «всё окей, ребят, мы очень классные, приходите, поступайте». Такие взаимодействия создают атмосферу поддержки и дружелюбия в учебном процессе.

— И, пожалуй, последний вопрос об учебном опыте: какое самое яркое воспоминание о Вышке осталось у вас?

— Это, наверное, смешное воспоминание, но оно связано с выпускным. На сцену вызывали ребят с красными дипломами по фамилиям, и нужно было всем вместе подняться, кричать и радоваться. В этот момент ты понимаешь, что прошёл огромный путь, и всё как бы закончилось — впереди много нового. Этот момент подводит итог всем годам учёбы.

Для меня именно этот момент стал самым ярким событием. Я помню булочки на Седова — там продавались очень вкусные булочки с маком, а ещё жили собачки. У нас была своя атмосфера, в этом тоже есть свой шарм. И вот выпускной: ты стоишь, подводишь черту, и все воспоминания складываются в одно целое.

Таким образом, выпускной для меня — это итоговая точка. Когда ты держишь в руках документ, понимаешь, сколько прошел, и каких усилий это стоило. Это действительно важный момент в жизни, который запоминается надолго.

— Давайте поговорим о вашей карьере. Что стало причиной того, что вы решили перейти в IT, и как вы приняли это решение?

— Да, я частично работаю в IT. У меня две работы. Первая работа связана с медиа-аналитикой, в которую я ушла из социологии. Несмотря на то, что поле немного другое, методология и практика остаются похожими: написание текстов и анализ данных схожи с социологией. Я работаю в информационно-аналитическом отделе компании, которая предоставляет услуги «Росатому». У нас много задач и исследований связанных с этой темой.

Вторая моя работа связана с UX/UI-дизайном. Я хотела уйти в исследования, однако у меня не получилось сразу перейти на эту позицию, так как на тот момент не было свободных вакансий для начинающих специалистов — требовались мидлы с опытом. Поэтому я выбрала направление дизайна.

Это было круто, ведь недостаточно быть просто дизайнером; нужно быть исследователем, чтобы создавать интерфейсы. Я объединила два направления в одном: исследование с социологической базой и сам дизайн. Социология стала фундаментом, который мне помогает в работе. Дизайнеров с социологическим бэкграундом ценят и уважают, потому что им не нужно переучиваться с нуля на исследователя UX. У меня уже есть основа, на которой я строю свои проекты.

Сейчас я работаю в небольшой компании, которая разрабатывает различные интерфейсы под заказ — это и мобильные приложения, и сайты. Я младший специалист, и эта работа скорее для души, чем для карьерной траектории. Основная работа у меня все же связана с медиа-аналитикой.

— Проходили ли вы какие-либо дополнительные курсы, чтобы углубить свои знания в дизайне, учитывая, что эта профессия включает графические навыки?

— Да, я проходила обучение в Яндекс.Практикум. Училась шесть месяцев на курсе по дизайну интерфейсов. Это направление мне очень понравилось, и я получила много полезных знаний и навыков.

После курса начала участвовать в хакатонах, чтобы наработать практический опыт и общение в команде. Это дало возможность попробовать свои силы в реальных проектах и улучшить свои навыки. Кроме того, я продолжала самостоятельно изучать различные аспекты дизайна.

Хотя у меня есть базовые знания, для работы в этой сфере нужно дополнительное образование. Я считаю, что постоянное обучение и развитие — важные составляющие успеха в любой профессии.

— Как магистратура повлияла на вашу профессиональную деятельность? Есть ли навыки, которые вы приобрели в ходе обучения и которые оказались особенно полезными в работе?

— Да, конечно. Методология, которую я изучала, почти вся пригодилась. Это включает в себя интервью, фокус-группы и опросы — всё это, естественно, нужно и будет полезно в работе.

Одним из ключевых навыков, которому учит любая магистратура и университет, является написание текстов. Это не просто копирование; важно уметь преподнести информацию, прочитать её и извлечь что-то своё. Этот навык важен для любой работы, кроме механической.

Социологическая основа сохранилась. Программа поменялась, и поле исследований изменилось. Если раньше моё поле исследования касалось людей и общества напрямую, то сейчас я работаю с текстами из СМИ — анализирую статьи так же, как это делала в социологии.

— Можете рассказать о вызовах и трудностях, с которыми вы сталкиваетесь на работе? Как вы справляетесь с ними?

— Когда я сталкиваюсь с трудностями, то останавливаюсь и говорю себе: «Посмотри, сколько ты уже прошла». Я напоминаю себе о том, что преодолела, и уверяю себя, что мы справимся и с текущими задачами. Соберись, работаем, девочки!

Как я справляюсь? Выдыхаю и начинаю заново. Это помогает перезагрузиться. Кстати, мне помогает визуализировать свои мысли: я рисую схемы, стрелки или рисунки. Это позволяет лучше структурировать информацию.

Если задача кажется слишком сложной, я стараюсь разбить ее на множество маленьких частей и решать по кусочкам. Такой подход делает процесс более управляемым и менее стрессовым.

— Есть ли у вас какие-либо советы для нынешних студентов о том, как справляться с трудностями и находить свое место в учебе и жизни?

— На самом деле, то, что действительно важно, и о чем я волновалась в начале — это взаимодействие с другими людьми. В магистратуре и бакалавриате общение со всем потоком людей, которых ты видишь, играет огромную роль. Это не значит, что нужно бежать за человеком и кричать: «Давайте поговорим!». Но социальные связи безумно помогают как в учебе, так и в дальнейшем.

Эти связи могут оказаться полезными позже: можно обратиться к кому-то по старой памяти или получить рекомендацию. Например, мне написала рецензент, которая занималась вычиткой моей магистерской работы. Она предложила написать статью по теме моей дипломной работы для ее сборника. Это взаимодействие оказалось очень важным.

Зачастую нам кажется, что мы можем стесняться и не хотим общаться с другими людьми, что может вызывать дискомфорт. Но важно преодолеть это чувство, потому что общение с людьми может принести много пользы. Люди помогут, и общение действительно играет ключевую роль в нашем развитии.

— Какие у вас ближайшие планы в карьере? Есть ли области, в которых вы хотели бы продолжить обучение или попробовать себя в новом направлении?

— Я точно хочу взять больше проектов по основной работе. У нас есть госзадание, с которым мы работаем, и есть возможность взять разные направления. В моем плане — расширить поле своей деятельности.

Что касается дизайна, я просто хочу кайфовать и учиться чему-то новому. Это для меня важно, потому что помогает развиваться и получать удовольствие от процесса.

Для себя я также пробую другую сферу — это спорт и велосипед. Я хочу заняться чем-то таким, что поможет отвлечься. У нас достаточно работы, и мы все устаем. Поэтому нужно что-то дополнительное, кроме работы и профессиональной траектории.

— Как вы справляетесь с усталостью и поддерживаете баланс между работой и отдыхом? Какие методы или практики помогают вам в этом?

— Важно уметь разграничивать рабочее время и личное — не нести работу в дом и не брать домашние дела на работу. Это приходит со временем и опытом. Мы же не роботы; сначала мы всё это несем, а потом учимся останавливать себя. Тайм-менеджмент — классная вещь, хотя не всегда получается следовать ему идеально.

— Спасибо! И напоследок, можете назвать три слова, которые ассоциируются у вас с Вышкой?

— Люди. Свобода. И пусть будет яркость — что-то яркое, что-то цветное.