• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СОП: взгляд Управления образовательных программ

Студенческая оценка преподавания всегда вызывала много вопросов в студенческом сообществе. Влияет ли СОП на качество преподавания? Какие изменения могут быть по итогам СОП? 
Зачем вообще нужен этот инструмент?

В поисках ответов на эти вопросы мы обратились к главе Управления образовательных программ Кристине Ришатовне Хамидуллиной и ведущему эксперту Отдела развития образовательных программ Анжелике Варблане.

Почему каждый студент должен проходить СОП?

Для Вышки очень важна обратная связь от студентов. Оценки по простым и ясным критериям и свободные комментарии позволяют поддерживать качество, фиксировать проблемы, лучше понимать потребности студентов и меняться в ответ на их запросы. За анкетой, которую заполняет ежемодульно каждый студент, стоит большая и системная работа. Редкие университеты в России имеют такой масштаб и периодичность в этом направлении. Именно из понимания СОП как основы качества и развития исходит представление о том, что университету требуется обратная связь от каждого студента. 

Что будет, если не пройти СОП?

Пропуск СОП по неуважительной причине влечет за собой дисциплинарное взыскание в виде замечания. При повторном пропуске может быть объявлен выговор.

В чем разница между оценкой самого курса и оценкой непосредственно преподавателя?

Разница четко обозначена в критериях - по ним и требуется выставлять оценку. Если Вам не понравилось содержание курса с точки зрения пользы для вашей будущей профессии, то не следует снижать оценки преподавателю за то, что он хорошо и структурировано в течение модуля давал ненужную, на ваш взгляд, информацию. 
Если же в курсе была неясная система оценки, ПУД вызывал много разночтений, информация на лекциях и семинарах не складывалась в единую картину - это проблемы качества и содержания курса. Если же преподаватель не давал обратную связь, не направлял вовремя оценки по итогам контроля, хаотично давал информацию на лекциях - это должно повлиять на оценку за преподавание. 
Мы привели примеры, но логика в том, чтобы оценивать конкретно по каждому критерию, не действовать по принципу: вроде неплохой курс и преподаватель - поставлю за все четыре.
Если говорить о статистике СОП, то оценки за преподавание всегда выше, чем за содержание курса. Это и есть направление для нашей дальнейшей работы.

Можно ли на основе СОП поощрить “хорошего” преподавателя?

Поощрение возможно в рамках конкурса "Лучший преподаватель". По итогам 4-го модуля студенты видят в своих анкетах дополнительный блок вопросов и могут указать, кто из преподавателей по их мнению был лучшим в прошедшем учебном году.

Нужно ли всегда оставлять развернутые комментарии?

Если есть что сказать относительно содержания дисциплины, преподавания, организации учебного процесса в целом, то обязательно нужно писать комментарии. Зачастую именно комментарии помогают учебному блоку и факультетам в полной мере проанализировать ту или иную ситуацию и принять корректные управленческие решения, основанные на данных. Например, по результатам анализа комментариев в кампусе было принято решение о том, что начиная с 2020 года набора студенты будут изучать дисциплину "Физическая культура" 2 года, а не 4, как это было ранее. Есть и другой пример: многие студенты писали о том, что курс "Основы программирования на Python" сложный для освоения. Для решения этой проблемы был разработан онлайн-курс, адаптированый для гуманитарных направлений подготовки. Поэтому надеемся, что теперь студенты смогут полноценно освоить упомянутый язык программирования и при необходимости применять его в своих исследованиях.

Как лучше всего донести свое мнение, если впечатления по итогам курса очень неоднозначные?

По опыту можно сказать, что содержательные, конструктивные и нейтральные комментарии в большей степени способствут эффективному решению проблемных ситуаций, чем эмоциональные и короткие комментарии. Результаты СОП являются полностью анонимными и не стоит бояться быть честными. 

Как воспринимает СОП учебный блок?

Как один из основных инструментов поддержания качества. К сожалению, у нас часто нет возможности личного общения со студентами, поэтому анализ результатов СОП мы воспринимаем как искренний разговор со студентами. С другой стороны, мы часто обращаем внимание на СОП конкретных преподавателей, если планируем их приглашение в какие-либо проекты, мероприятия.

Обращают ли преподаватели внимание на комментарии от студентов?

Любая система оценивания основана на том, что человеку не все равно, как оценивают его работу. Поэтому, конечно, преподаватели очень ждут итогов СОП, в том числе комментариев. Многие преподаватели используют данные СОП как зоны для роста. Анализ обратной связи позволяет им сделать необходимые корректировки прежде чем снова войти в аудиторию к студентам.

В нашей практике есть кейсы, когда преподаватели получали низкие (1-2 балла) оценки за СОП, но оставались преподавать на этом же курсе или на этой же дисциплине. Значит ли это, что СОП не работает?

Преподаватель со средним баллом ниже 3 по конкретной дисциплине не допускается до реализации этой же дисциплины этой же образовательной программы в следующем учебном году. Расчет идет по средним оценкам, поэтому нужно смотреть конкретные кейсы. Учебный блок вместе с деканами факультетов принимают решение по каждому преподаваелю и дисциплине с СОП ниже 3, чаще всего история завершается изменением дисциплины или прекращением отношений, если человек работал по контракту. Если студенты замечают подобные случаи, то об этом необходимо сообщить Хамидуллиной Кристине Ришатовне и Варблане Анжелике.

На Ваш взгляд, есть ли необходимость в совершенствовании данного инструмента? Если да, то каким именно Вы видите его в ближайшем будущем?

С прошлого года в СОП были введены новые критерии относительно дистанционного формата, думаем, что в дальнейшем этот блок вопросов потребуется расширить. Сейчас в СОП нет вопросов про проекты, курсовые работы и ВКР - это большой недостаток, но в скором времени он будет решен. И если мы говорим о возможности построения каждым студентом индивидуальной траектории обучения, то здесь также важна обратная связь.

Мы надеемся, что после прочтения этого интервью у вас сложится полная картина о студенческой оценке преподавания и об её важности!

С любовью,
Ваш ККО