• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как пес спас Рождество: о нематериальности счастья в Симпсонах

Начать статью о том, как в мультсериале «Симпсоны» изображается феномен общества потребления, нам хотелось бы с небольшого исторического предисловия, касающегося того, что первая половина двадцатого века оказалась очень богатой на события. На наш вкус, даже слишком богатой. Поэтому неудивительно, что после такой встряски люди почувствовали непомерную усталость от социальных экспериментов, от войн не на жизнь, а на смерть, от идеологий, несущих счастье для всех и даром, от миссионерства.

Во многом поэтому после окончания Второй мировой войны умы простых граждан во всем мире все больше занимала идея, которую некоторые сочли бы мещанской: просто жить в комфорте и достатке. Стремление к осуществлению этой незатейливой мечты, помноженное на послевоенный ускоренный рост доходов и благосостояния и развитие социального законодательства, привело к тому, что в наиболее развитых странах Запада возник социальный феномен, который Эрих Фромм окрестил «обществом потребления». С тех самых пор стремление к бытовому комфорту как высшей ценности считается основным проявлением и признаком функционирования общества потребления.

И конечно, такое изменение общественной реальности в то время не могло не вызвать изменений интеллектуального фона. Еще с пятидесятых годов прошлого века на общество потребления как на социальный феномен обрушивается настоящий шквал критики – критики как от левых, так и радикально правых мыслителей. Для левых формирование общества потребления и его поддержание представлялись очередной искусной попыткой капиталистов отсрочить неизбежное, отвлечь пролетариат от борьбы за свои права и движения к светлому коммунистическому будущему. Для правых – это попытка торгашеского духа одержать победу над духом война, извращение традиционных, нематериальных ценностей и перевод ценностных ориентиров в их денежно-товарный эквивалент. За примерами далеко ходить не надо: еще до возникновения самого концепта общества потребления и Сталин, и его германский визави увлеченно критиковали продажность западных плутократий.

И незаметно для самих критиков нападки на общество потребления сами стали товаром. Да еще каким – ведь молодежи уж очень хочется показать свою уникальность и непохожесть на других. Да и бунтарский дух в молодых людях никуда не делся. Только если тургеневские дети-демократы бунтовали против консервативных отцов, то теперь объектом страшной ненависти становится либеральный консьюмеристский мейнстрим общества потребления. Парадоксально именно то, что весь этот «бунт» замечательно продается.

Даже один из основных продуктов общества потребления – телевизионная развлекательная индустрия – его нещадно бичует. Взять хотя бы любимый по всему миру мультсериал «Симпсоны». Показательно, что именно критикой общества потребления авторы открывают сериал и знакомят зрителя с главными героями, обсуждая влияние именно этого социального феномена на жизнь простой американской семьи.

Самый первый эпизод «Симпсонов», как помнят все фанаты, посвящен, пожалуй, самому главному празднику западного мира – Рождеству. Пересказывать сюжет «Simpsons Roasting on an Open Fire» нет никакого смысла, поскольку вы наверняка его видели (однако тем, кто не видел, настоятельно рекомендуем к просмотру). При этом, стоит отметить, что во многом эта серия является иллюстрацией одной из ключевых характеристик общества потребления – подмены нематериальной ценности традиционного семейного праздника чем-то исключительно материальным и, как следствие, измеряющимся стоимостью подарков. Именно из-за этой подмены Гомер Симпсон, отец семейства, всю серию отчаянно, но безуспешно пытается найти деньги на подарки семье. И конечно, согласно логике общества потребления, безуспешность его усилий должна была испортить праздник, а дух Рождества – покинуть дом семейства Симпсонов. Но создатель сериала Гроунинг, открыто критикующий эту логику на протяжении всего эпизода, заканчивает серию уроком о том, что деньги далеко не всегда являются главным мерилом человеческого счастья.

Куда больше счастья, по мнению Гроунинга, может принести решение семьи оставить пса, увязавшегося за Гомером и его сыном Бартом во время их попыток раздобыть деньги на подарки. Даже имя собаки, поселившейся в доме Симпсонов – Маленький помощник Санты – предельно символично, ведь именно пес дарит семейству ощущение рождественского праздника и чуда, помогая, тем самым, Санта Клаусу принести в американскую семью счастье. Именно радость от появления в доме нового «члена семьи» и семейное единение оказываются настоящей ценностью для Гомера, Мардж и их детей, а вовсе не коробки в красивой обертке всех мастей и размеров, которые должен был бы Санта, живущий в обществе потребления, положить под елку.

Начиная свой мультсериал эпизодом про общество потребления, авторы недвусмысленно дали понять зрителю, что этому феномену и его влиянию на жизни людей и простой американской семьи из маленького городка Спрингфилда будет посвящено еще немало серий.


Авторы материала: Дмитрий Плотников и Никита Словогородский


Рассмотренные в статье исследования

Фромм Э. (2009). Здоровое общество.

 

Рассмотренный в статье эпизод

Эпизод 1-1 «Simpsons Roasting on an Open Fire» (1989).