• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Одна фотография – одна история объективации

«Выключите музыку! Мне есть что сказать всем сыновьям, всем мальчикам и мужчинам, всем нам! Сказать о женщинах. Сказать, что они не просто объекты с изгибами, которые сводят нас с ума. Нет! Они наши жены, наши дочери, наши сестры, наши бабушки, наши тети, наши племянницы и племенники… Ну ладно, они не племенники. Они наши матери!». Эти слова принадлежат не борцу за права женщин и даже не политику, заигрывающему с женским электоратом. Это речь Гомера Симпсона, произнесенная им в эпизоде, поднимающем острую социальную тему – проблему объективации женщин.

Что может скрываться за несколько грубым для нашего слуха словом «объективация»? Помните историю про рекламный билборд с красивой девушкой в традиционном баварском платье и надписью «Купил «немку» – застрахуй ее! Быстро и без прелюдий»? Вот это и есть объективация.

В своей статье 1997 года Барбара Фредриксон и Томи-Энн Робертс объясняют, что объективация происходит тогда, когда человек, в данном случае женщина, рассматривается не как живое создание, а как объект, который ценится за свои характеристики и свойства, будь то длинные ноги или пухлые губы. Авторы показывают, что объективация может принимать различные формы: долгое рассматривание и оценка женщин взглядом, характерные слова и фразы для описания их внешности (типа «ничего себе штучка»), использование изображений разных частей женского тела – часто с сексуальным подтекстом как в примере с билбордом – во всех видах медиа для привлечения внимания и тому подобное.

Сказать по правде, сегодня подобные случаи стали настолько широко распространенной практикой, что люди зачастую даже не отдают себе отчета в том, что, называя женщину «штучкой», приравнивают ее к объекту с определенной функцией. Проблема здесь состоит не только в том, что такие практики унижают человеческое достоинство, но, как утверждают авторы статьи, и в том, что такое положение вещей в обществе может привести женщину к разного рода психическим болезням и расстройствам.

В «Симпсонах» проблема объективации женщин озвучивается в одном из ранних эпизодов с безобидным, казалось бы, названием «Вечеринка Гомера».

Город Спрингфилд, где разворачивается действие мультсериала, не очень-то большой – там все друг друга знают лично или через общих знакомых. Отчасти поэтому, отчасти по воле Мэтта Гроунинга главный герой и глава семейства Симпсонов Гомер сталкивается с чередой неприятностей после того, как фотография, случайно сделанная его сыном Бартом, становится достоянием всего города. На фото Гомер отплясывает с танцовщицей Принцессой Кашмир на мальчишнике одного из коллег по работе.

Сам факт того, что мужчины пригласили на свой праздник в качестве элемента развлечения красивую танцовщицу с экзотическим именем, уже является примером объективации женщин. Но Гроунинг на этом не останавливается. Дело принимает неожиданный оборот, когда Барт, случайно заглянувший в помещение, где проходил праздник, фотографирует отца в разгар танца. К слову, сама фотография оказывается совершенно безобидной и серьезно Гомера не компрометирует. Но то, что на ней изображена красивая женщина, да еще и танцовщица, становится главной причиной ее дальнейшего распространения сначала среди школьных друзей Барта, а потом и среди коллег Гомера, которые с таким же азартом делают ее копии для себя и друзей. Вскоре изображение обретает небывалую популярность в Спрингфилде (Мо, владелиц бара, куда обычно Гомер ходит выпивать после работы, даже поставил фотографию в рамочку) и, в конце концов, оказывается в руках жены Гомера Мардж Симпсон, которая решает выгнать мужа из дома.

Однако причиной этого решения Мардж становится вовсе не обида на супруга за танец с другой женщиной, как думает сам Гомер. Мардж переживает в связи с тем, что Гомер, являясь ролевой моделью для Барта, своим поведением оказал пагубное влияние на сына, показав, что к женщинам можно относиться как к предметам, «заказывая» их на вечеринки.

Конец цепочке неприятностей Гомера был положен тогда, когда Мардж, простив мужа, просит его отвести Барта в кабаре и познакомить сына с Принцессой Кашмир, чтобы Барт узнал танцовщицу как личность и не воспринимал ее только как красивую женщину с фотографии и объект вожделения.

Не без приключений Гомер выполняет просьбу жены, а главное, признает свою ошибку и произносит речь, с которой начинается эта статья. Речь, адресованную не только зрителям, собравшимся в тот вечер в кабаре, но и всем американским мальчикам и мужчинам. И в этом, конечно, удивительная сила «Симпсонов».

Автор материала: Ольга Екимова

Рассмотренные в статье исследования

Fredrickson B. L., Roberts T. A. (1997). Objectification Theory. Psychology of Women Quarterly 21(2), 173-206.

 

Рассмотренные в статье эпизоды

Эпизод 1-10 «Homer’s Night Out» (1990).