• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Конференция

«Поверх барьеров: филология XXI века»

 

Конференция «Поверх барьеров: филология XXI века» отмечает открытие бакалаврской программы программы «Филология» кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук  и искусств  НИУ ВШЭ.

С лекциями и докладами выступят члены программы и наши коллеги, на активное сотрудничество с которыми в научных планах кафедры мы рассчитываем в будущем. Тема конференции призвана отразить общую направленность, которая, по нашему убеждению, составляет характерную черту новой программы. Эту общую идею можно определить как «интеграция через разнообразие». Мы исходим из того, что единство культуры определяется не единообразием «кодов» языкового и культурного общения, а напротив, бесконечным многообразием форм, жанров и интерпретаций. Именно эта непохожесть общающихся сторон заставляет их активно интерпретировать сообщение «другого» и стремиться быть им понятым.

И в построении учебной программы, и в своих научных планах мы стремились показать различные аспекты культуры, опирающиеся на слово, — собственно язык во всем многообразии его дискурсов, литературу, философские, культурно-исторические и эстетические концепты, связанные с разными видами словесного общения — в их взаимных связях, «поверх барьеров» традиционных разграничений филологических дисциплин. Изучение русской литературы в тесной взаимосвязи с другими литературными традициями; интенсивная работа с научными и художественными текстами на иностранных языках как необходимый компонент изучения родного языка и литературы; сближение литературоведческих и лингвистических методов и концепций, — таковы основные направления, определяющие интеллектуальный профиль новой программы.

В заявленных на конференции выступлениях этот принцип реализуется через соположения различных областей и аспектов филологической науки: от типологии языковых форм до анализа культурно-исторических корней языковых явлений; от формального изучения стиха с привлечением лингвистических методов до широкой картины миграции идей в контексте межнациональной культурной истории; наконец, от «прочтения» собственно литературных произведений до выявления в них прототипов, восходящих к современной им живописи и кино.

Мы надеемся, что доклады и их обсуждение будут способствовать созданию той интерактивной атмосферы коллективного интеллектуального поиска, который нам хотелось бы видеть в качестве определяющего направления в предстоящей работе со студентами.