• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Иллюстрация к новости: Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам

Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам

С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.

Иллюстрация к новости: Психолингвисты из НИУ ВШЭ создали приложение для диагностики дислексии у детей

Психолингвисты из НИУ ВШЭ создали приложение для диагностики дислексии у детей

Специалисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новый цифровой инструмент для диагностики дислексии у младших школьников — «ЛексиМетр». Это первое в России стандартизированное приложение, которое позволяет быстро и надежно оценивать навыки чтения у детей и выявлять дислексию либо ее риск. Программа доступна на платформе RuStore и работает на планшетах с операционной системой Android.

Иллюстрация к новости: Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии

Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии

Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».

Иллюстрация к новости: Понимаем одинаково, читаем по-разному: как родной язык влияет на чтение на английском

Понимаем одинаково, читаем по-разному: как родной язык влияет на чтение на английском

Исследователи международного проекта MECO, включая специалистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, разработали инструмент для изучения чтения на английском у носителей более чем 19 языков. В масштабном эксперименте с участием более 1200 человек ученые отслеживали движения глаз во время чтения одних и тех же текстов на английском языке, а затем анализировали уровень понимания. Результаты показали: даже при одинаковом понимании процесс чтения — где взгляд задерживается, куда возвращается, какие слова пропускает — зависит от родного языка и уровня владения английским. Исследование опубликовано в Studies in Second Language Acquisition.

Иллюстрация к новости: ИИ, язык и мозг: завершилась Летняя нейролингвистическая школа

ИИ, язык и мозг: завершилась Летняя нейролингвистическая школа

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ провел 12-ю Летнюю нейролингвистическую школу, посвященную теме «Возможности искусственного интеллекта в психо- и нейролингвистике». Впервые школа впервые проводилась в гибридном формате, что расширило географию участников: среди более чем 180 слушателей были жители всех уголков России и Казахстана: от Семея и Майкопа до Северодвинска и Читы. Более 120 слушателей приняли участие очно, а более 60 — дистанционно.

Иллюстрация к новости: Ученые ВШЭ выяснили, как сбои в сетях мозга влияют на когнитивное и социальное поведение при аутизме

Ученые ВШЭ выяснили, как сбои в сетях мозга влияют на когнитивное и социальное поведение при аутизме

Международная команда ученых с участием исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые изучила связи между сенсомоторной сетью и сетью когнитивного контроля у детей с аутизмом. С помощью данных фМРТ они выяснили, что внутри сети когнитивного контроля, отвечающей за внимание и самоконтроль, связи ослаблены, а внешние связи с сенсомоторной сетью, от которой зависят движения и сенсорная обработка, наоборот, слишком усилены. Эти особенности проявляются в виде трудностей в социальном взаимодействии и регуляции поведения детей. Исследование опубликовано в журнале Brain Imaging and Behavior.

Иллюстрация к новости: Сотрудники Центра языка и мозга приняли участие в конференции «Экспериментальные исследования языка»

Сотрудники Центра языка и мозга приняли участие в конференции «Экспериментальные исследования языка»

19–21 июня в МГУ им. М. В. Ломоносова прошла конференция «Экспериментальные исследования языка», на которой представили свои исследования сотрудники Центра языка и мозга из Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга.

Иллюстрация к новости: Первый цифровой тест для оценки навыков чтения у взрослых доступен на RuStore

Первый цифровой тест для оценки навыков чтения у взрослых доступен на RuStore

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ разработал первый стандартизированный инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у взрослых — тест «ЛексиМетр-В». Теперь он доступен в цифровом формате на платформе RuStore. Это приложение позволяет быстро и эффективно диагностировать нарушения чтения, включая дислексию, у людей в возрасте от 18 лет и старше.

Иллюстрация к новости: Исследовательницы Центра языка и мозга на двух научных мероприятиях в Сербии

Исследовательницы Центра языка и мозга на двух научных мероприятиях в Сербии

Сотрудницы Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в Москве и Санкт-Петербурге прошли обучение и выступили с докладами в рамках Международной школы по психо-, нейро- и клинической лингвистике

Иллюстрация к новости: Конкурс на должность стажера-исследователя

Конкурс на должность стажера-исследователя

Центр языка и мозга приглашает студентов НИУ ВШЭ принять участие в конкурсе на должность стажера-исследователя для участия в проекте «Речевая обработка в норме и при патологии как показатель когнитивного здоровья», выполняемого в рамках НИР «Исследования психического здоровья: поведенческие и нейрофизиологические основы» (№ ФИ-2025-78)


12