«Санкт-Петербург не окно в Европу, а триумфальная логистическая арка России. Через Финский залив проходит 40% импорта и экспорта. Мы активно должны готовить специалистов для решения логистических задач!» - Валерий Лукинский, руководитель департамента логистики и управления цепями поставок в эфире телеканала «Санкт-Петербург».
По приглашению телеканала «Санкт-Петербург» руководитель департамента логистики и управления цепями поставок, научный руководитель лаборатории исследований в области логистики Лукинский Валерий Сергеевич в рамках проекта «Промышленный клуб» принял участие в программе: «Логистическая среда Санкт-Петербурга и развитие промышленности».
«Промышленный клуб» – авторская информационно-аналитическая программа об экономике и промышленности Петербурга, обзор главных экономических событий недели, экспертное мнение.
Основными темами программы являются: экономика и промышленность, город и инновации, проблемы и задачи петербургской промышленной сферы.
В гостях мобильной студии на базе Института нового индустриального развития эксперты: председатели советов директоров крупных заводов и предприятий Санкт-Петербурга, члены Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, представители Комитета Совета Федерации по экономической политике и Комитета по промышленной политике и инновациям.
Разговор с Валерием Сергеевичем начался с вопроса: «Что же такое логистика?»
«Я буду краток. Логистика древнегреческое слово, означающее «искусство вычисления и рассуждения». За этим скрывается глубочайший смысл современной логистики и управления цепями поставок. Самое короткое определение – это управление материальными и сопутствующими потоками от источников сырья до конечного потребителя. А сопутствующие потоки – это финансовые, информационные, сервисные, потоки людских ресурсов и т.д. На данный момент население планеты насчитывает уже около 8 млрд. чел. и все, что раньше носило единичный характер, теперь превратилось в потоки.
Пятьдесят лет назад Питер Друкер сказал: «Логистика – темный континент экономики». И как тот же П. Друкер отметил, что исторический успех нации зависит не от природных ресурсов и технологий, а от качества управления. Следовательно, чем больше будет грамотных и инициативных людей, тем быстрее мы начнем внедрять необходимые вещи».
«Если говорить об отсталости российской логистики, то не стоит забывать, что это страна огромных расстояний и гигантских изменений в климатических зонах, необходимо учитывать много параметров: сроки хранения, скорость оплаты. Все это сложные, большие задачи комплексного характера. Как в России учитывается все это?»
«По поводу отсталости – на своих лекциях я всегда привожу пример, в 80-х годах в нашем городе был организован ленинградский транспортный узел – это достижение мирового уровня! И это когда компьютерные технологии были еще не развиты. Удалось связать морской транспорт, железнодорожный, автомобильный и организовать непрерывное движение этих потоков. Это был огромный скачок! Мы смогли организоваться и подчинить все главному процессу – снижению издержек.
Да, конечно, гигантские расстояния, наши размеры – это наше богатство и наша беда. При планировании стоит учитывать, что перевозить необходимо на большие расстояния и, следовательно, на складах надо держать больше запасов, чем в других странах (например, в Бельгии, чтобы доехать от одной границы до другой необходимо в десятки раз меньше времени, чем в России), но, тем не менее, наши территории – это большое богатство. На наш взгляд необходимо переформировать промышленность. Ведь грамотное территориальное размещение промышленных комплексов позволяет развивать производство более быстрыми темпами, используя рационально транспортные и складские ресурсы, согласовывая с логистическими схемами, рынками сбыта и инфраструктурным обеспечением.
Хотелось бы отметить, в цикле от сырья до готового продукта, оказывается, само производство в среднем занимает 2% времени. 15% тратится на транспорт (время перемещения сырья, комплектующих и т.д.), остальное время материал лежит в том или ином виде! Снижение логистических издержек на 5-10% равносильно увеличению продаж на 20%. И получается, что мы не уделяем должного внимания логистике и напрасно.
Если посмотреть на цифры, то в России затраты на логистику равны 20% от уровня ВВП. Это гигантские затраты (в 2013 году – 13 млрд. руб.), тогда как в Германии этот показатель составляет 12%, а по миру в среднем тратится 14%. По рейтингу LPI наша страна в первом квартале 2014 года занимает 90 место из 160 стран мира. По развитию логистических услуг (по оценкам специалистов) Россия отстает на 8-10 лет. На данном этапе развития экономики наша задача и задача нашего правительства снизить издержки на логистику хотя бы 1%, это 600 млрд.руб.».
«Валерий Сергеевич, Высшая школа экономики занимается самыми передовыми исследованиями, как Вы видите развитие нашей логистической школы и образовательной школы, хватает нам мощностей?»
«Очень много произошло в стране за последние 15 лет. В 2000 году были открыты 5 первых вузов (два в Санкт-Петербурге, два в Москве и один в Ростове), в которых стали преподавать логистику как полноценную дисциплину и в дипломах стали писать «Логист». За 5 лет была обкатана программа обучения, конечно нам не догнать Германию и Америку, где почти любой ВУЗ имеет логистические отделения и кафедры, но, тем не менее, уже примерно в 30 вузах нашей страны открыты кафедры, где ведется подготовка специалистов в области логистики. Но, несмотря на это, за последнее время профессиональных логистов выпущено только около 6 тыс. человек. Если посмотреть рынок вакансий, то видно, что хороших логистов, так же как и хороших управленцев катастрофически не хватает. Это очень мало, ведь мы не знаем организации, где нет снабжения, где нет склада. Грамотное планирование логистических процессов поможет избавиться от дефицита и неликвида».
«Валерий Сергеевич, какое ваше видение, как специалиста: Петербург, когда-то был лидером по разработке транспортных узлов. А сейчас, как мы выглядим, во-первых в мире, во-вторых в России и в нашей промышленности, петербуржской. Чего нам не хватает? Что нам надо?»
«Исследования показали, что использование логистических методов и моделей позволяет снизить затраты на хранение до 25%; транспортные издержки – до 28%; сократить складские площади до 15%; увеличить объем продаж до 21%; сократить затраты на содержание системы управления и уменьшить суммарные логистические затраты до 15% в год. Если бы мы заинтересовались вопросами (особенно это касается руководителей предприятий): кто привез, сколько положили, сколько выбросили, как это проанализировали, мы бы могли найти скрытые резервы для снижения издержек и, как следствие, пути увеличения прибыли.
Что касается научных кадров. Москва и Санкт-Петербург – это, традиционно, две большие логистические школы. Хотя в последнее время получили развитие школы Ростова-на-Дону и Саратова.
В заключение хотелось бы отметить, что хорошо бы собрать руководителей и показать им необходимость обучения персонала, ведь от квалификации сотрудников зависит прибыль организации».
Беседу вел: Сергей Бодрунов, доктор экономических наук, профессор.
Запись программы Вы можете посмотреть здесь