«Игра ума» в Высшей школе экономики
История «Игры ума», как общегородского проекта насчитывает более 10 лет. В организации «Игры ума» продолжительное время принимал участие «5 канал» петербургского телевидения, являющийся одним из инициаторов проекта. В настоящее время проект осуществляется при поддержке лицея № 344, Информационно-методического Центра Невского района, Российского Педагогического Университета им. А.И.Герцена. В этом учебном году к проекту присоединился и Санкт-Петербургский филиал Национального Исследовательского университета «Высшая школа экономики», где, помимо открытия, планируется провести полуфинал и финал игры.
Целями игры, ее организаторы видят в приобретении новых знаний, формировании активной гражданской позиции, навыков критического мышления, партнерского общения, развитии уважительного отношения к иным точкам зрения, утверждении собственных взглядов.
17 октября в аудитории в качестве зрителей собралось около 70 школьников 8-11 классов из 16 общеобразовательных учреждений в сопровождении учителей. Две игровые команды по 5 и 6 человек представляли гимназию № 513 и лицей № 239 - победителей прошлого сезона.
Торжественно и содержательно открывала и закрывала игру Фаворская Лариса Николаевна – учитель истории 344 лицея, а опытно и талантливо вела игру Костенко Мария Михайловна педагог дополнительного образования этого лицея. Участников приветствовала принимающая сторона – от НИУ ВШЭ СПб и его Центра довузовских программ выступила начальник отдела по работе с абитуриентами Конасова Наталья Юрьевна. Вместе с ней в жюри вошли Савелий Белопросов, студент3 курса ОП «Экономика», Александр Леонардович Нездюров, политолог, эксперт Центра довузовских проектов и программ. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена был представлен в жюри аспирантами факультета истории и социальных наук Зубаревой Аленой и Балыкиным Андреем.
Основу дебатов, открывших сезон, составила тема: «Деньги являются основной ценностью современной молодежи». Команде 513 гимназии было трудно отстаивать позицию утверждения. Однако, в ходе игры, она блестяще доказывала значение денег как инструмента реализации ценностей в историческом, социальном и личностном аспектах, с позиции утверждения задавала вопросы и отвечала на них. Не всегда команда получала от жюри высшие оценки за «речь», «аргументы», вопросы и ответы на них, но, подготовленные ею «факты», всегда были уместны и точны.
Команда 239 лицея также продемонстрировавшая прекрасный подбор «фактов», была, пожалуй, четче в «аргументах» и эффектнее в «речи». С первого заданного ими вопроса они «вцепились» в разницу между «ценностями» и «инструментами их реализации» и успешно в таком ключе «нападали» на противника. С небольшим отрывом победу одержала команда лицея № 239, с чем ее и поздравили бурными аплодисментами.
По окончанию яркой и содержательной игры, во время небольшой итоговой свободной дискуссии, в обсуждение активно включились зрители, представившие собственные позиции по теме, способам ее аргументации командами-участниками.
Материал подготовил А.Л.Нездюров, эксперт Центра довузовских проектов и программ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.