• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мастерская довузовских проектов. Конкурс решения ситуационных задач «Компас жизни».

В быстро меняющемся мире человек попадает в разные жизненные ситуации, которые требуют умений быстро оценить происходящее, продумать стратегию решения задач, просчитать риски и возможности.

Конкурс Центра довузовских программ, проектов «Компас жизни» - это игра-проектирование таких задач и тренинг по их решению.

На первом этапе участники конкурса составляли ситуационные задачи, высылали их на экспертизу организаторам Конкурса. На втором этапе команды - участники представляли решения задач, которые были спроектированы их предшественниками, участниками Конкурса 2016-2017 учебного года.

В конкурсе, который состоялся 20 января 2018 года в кампусе на улице Кантемировской, д.3 А, приняло участие 26 команд из школ, гимназий, лицеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По сравнению с прошлым годом число команд- участников конкурса выросло почти вдвое.

Участники очного тура самостоятельно выбирали технологии решения задач, а также формат оформления и их представление. В жюри конкурса вошли сотрудники Центра довузовских программ и студенты Образовательной программы «Экономика» -участники проекта«Успешный выпускник».

Как охарактеризовали Конкурс его организаторы?

Конкурс ситуационных задач «Компас жизни» проходит в НИУ ВШЭ Санкт-Петербург уже не в первый раз, и в сравнении с прошлым годом можно увидеть рост заинтересованности образовательных учреждений и уровня подготовки команд-участников. Большинство команд для представления решения своих задач использовали мультимедийные презентации или наглядные пособия, что помогло жюри наглядно оценить командную работу и навыки работы с дополнительными материалами.

«Несмотря на то, что конкурс в основном ориентирован на 10-е классы, участие в нем также приняли ученики 9-х и 11-х классов, аргументировав это тем, что подобные знания будут полезны для всех старшеклассников, особенно с учетом того, что в современном образовании широко используются различные техники обучения, одной из которых является решение ситуационных задач. Участие в конкурсе помогает школьникам развивать навыки и компетенции, которые обязательно пригодятся им в реальной жизни. Девятиклассники с радостью набирались опыта, впервые принимая участие в подобном конкурсе, и обещали в следующем году «вернуться за победой». Учителя – руководители команд с интересом наблюдали за защитами проектов своих учеников, анализируя выступления, чтобы в дальнейшем обсудить их с командой, использовать полученный опыт в подготовке участников в следующем учебном году».

Ермилова Марина Евгеньевна, менеджер Центра довузовских программ, организатор конкурса, координатор взаимодействия со школами-партнерами

Какие особенности проведения конкурса отметили в этом году эксперты?

«Умение выделить главное, отделив второстепенное, просчитать стратегии -это очень важные жизненные компетенции».

психолог Центра довузовских программ Полякова Ирина Ананьевна

«Компас жизни» учит решать проблемы, которые возникают даже в работе специалистов крупных компаний, правильно ставить вопросы и оценивать ситуации на разных уровнях».

участники экспертной группы конкурса, студенты 2 курса ОП «Экономика» Дарья Леонтьева и Мария Орлова

Какие позитивные выводы сделали педагоги?

« Во-первых, кейсы и ситуационные задачи помогают ориентироваться в проблемах общественной и частной жизни, развивают социальные навыки. Во-вторых, учат ребят не опускать руки, когда они попадают в конфликтную ситуацию. При выборе того или иного решения всегда есть вариант продуктивного, позитивного выхода из ситуации».

заместитель директора по воспитательной работе школы № 690 Невского района

Георгий Кузьмин, методист школы № 323, считает, что одним из важных элементов на очном этапе конкурса была убедительность в преподнесении материала: «Мы обсуждали с ребятами, какие команды им понравились больше всего, и они отметили тех участников, которые лучше всего держались и могли привлечь внимание аудитории. Именно над этими навыками нам предстоит поработать».

Почему же старшеклассники так активно участвуют в конкурсе?

Ответ на этот вопрос дали ученики гимназии № 278: «Нас привлекли темы конкурса, их обсуждение и представление».

Отличительной чертой конкурса этого года стал творческий подход к решению задач, проявленный конкурсантами.

Так, команда школы № 601, не просто заинтересовалась темой, но и выбрала креативный подход к выступлению: ребята защищали противоположные точки зрения в формате интервью, примерив на себя роли «прокуроров», «адвокатов».

По окончании конкурса его участники задались вопросом: «Какие личностные и совместные задачи предстоит решить для достижения лучших результатов?»

Большинство участников сошлось во мнении, что основной преградой для достижения высоких результатов было нерациональное использование времени и неумение распределять роли между членами команды. Так, Максим, учащийся школы № 323, считает, что «распределение обязанностей было самым сложным, ведь кто-то делал своё задание с неохотой», вот почему он взял на себя роль менеджера и «постоянно контролировал результаты совместной работы».

Какие проблемы возникли на конкурсе?

Конкурс, посвященный вариантам представления и решения острых и актуальных проблем, по самой своей природе, не мог не вызвать дискуссий.

Задачи, которые команды проектировали на заочном этапе оказались весьма различны по качеству.

На конкурс пришло много новых команд, которые не вполне ориентировались в правилах, не посетили консультацию, не задали уточняющие вопросы. Для таких команд непривычным было видеть состав жюри не из преподавателей, а из студентов. Непривычна была и сама организация конкурса в разных аудиториях, принцип подсчета баллов.

В связи с вышесказанным очное представление задач вызвало дискуссии зрителей о выступлениях команд-соперников с разными наглядными материалами, споры, связанные с оценкой представленных задач экспертами. Но надо, наверное, иметь в виду, что в реальной жизни мы все, так или иначе, даем экспертную оценку друг другу. И каждая оценка важна. А справедлива она или нет - покажет время. Главное -это опыт эффективного решения ситуаций, возникающих в реальной социальной практике. Аконкурс? Ну что ж. Это всего лишь конкурс.

Кого признали лучшими?

Абсолютными победителями конкурса, занявшими 1 место по итогам заочного и очного туров, стали команды:ГБОУ гимназии № 148 имени Сервантеса и ГБОУ гимназии № 293.

Именно команды этих общеобразовательных учреждений на заочном этапе смогли спроектировать наиболее оригинальные, актуальные задачи, а на очном этапе продемонстрироватьнаиболее убедительные варианты решения актуальных проблем.

В заключении слово студентам-участникам проекта «Успешный выпускник», которые собирали и обрабатывали интервью, готовили релиз:

«Компас жизни» — это конкурс, который охватывает многие сферы жизни и деятельности человека. Он предоставляет школьникам, студентам, возможность приобрести и развить разные навыки, которые пригодятся им для личного и профессионального развития. Надеемся, что в следующем году команд станет ещё больше, опытность и азарт активизируют творческие ресурсы школьников, а проблемы, возникшие на Конкурсе, будут преодолены».

Материал релиза подготовили:

Студенты 2 курса ОП «Экономика» Дарья Леонтьева и Мария Орлова

Специалисты Центра довузовских программ, проектов НИУ ВШЭ СПб

Конасова Н.Ю,Грекова Л.В.