• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательное партнерство. Вуз для школы

Партнерство –вид отношений, основанных на совместных действиях и усилиях сторон, объединенных общим интересом, направленных на достижение конкретных целей, которые хорошо понимаются участниками таких отношений.

Так, одними из партнеров школ являются факультеты НИУ ВШЭ СПб: Малый филологический факультет, Департамент прикладной политологии, Департамент востоковедения и африканистики, которые оказывают содействие школам в повышении качества образовательных результатов: исследовательской культуры, общей эрудиции, культурного кругозора, творческих способностей.

     Какие формы взаимодействия со школьниками используются на факультетах? Руководители и опытные преподаватели департаментов поделились своим опытом работы.

     А.Ю. Сунгуров, профессор, руководитель Департамента прикладной политологии, ведет семинар по политологии для старшеклассников. Он отмечает, что «во-первых, это эффективная форма работы, которая помогает набрать ответственных и мотивированных студентов. Во-вторых, уже помимо решения задач университета, этот семинар становится важной формой гражданского образования ответственных и критически мыслящих граждан современной России, способных не только исправить ошибки, допущенные нами, участниками демократического движения страны в конце 80-х – начале 90-х годов, но и достойно ответить на сложные вызовы XXI века».

     Доцент кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики Д.Я. Калугин рассказывает о Малом филологическом факультете, который «задумывался как своеобразный мостик между двумя школами: средней, где можно получить необходимые знания, и Высшей, где обретают дело своей жизни. Пройти по этому мостику -значит в какой-то мере определиться с проблемой выбора, узнать, что тебе нужно, а что нет. Наши занятия направлены именно на это, они помогают выявить круг интересов абитуриента и обозначить то, что ему может потребоваться для учебы. Ведь свое знакомство с литературой и языком мы все начинаем в школе. Этот фундамент, без которого невозможно двигаться дальше. Но если сегодняшний выпускник решает посвятить себя филологии занятиям, он должен научиться мыслить по-новому, обогатить свой словарь научной терминологией и найти себя в качественно иных проблемах и сюжетах. Именно здесь будущий студент знакомится с еще не привычными для себя формами получения знаний – он слушает лекции, выступает на семинарах, обсуждает с преподавателем заинтересовавшие его проблемы. Это своеобразный курс по введению в новую жизнь, науку и специальность».

     Как проходят занятия?

Д.Я. Калугин отвечает: «Занятия проходят раз в неделю и состоят из двух частей: в первый час – лекция, которую читает преподаватель кафедры, а после небольшого перерыва – семинар, который ведут наиболее успевающие студенты программы. Литературоведческие темы занятий чередуются с лингвистическими, благодаря чему школьники одновременно знакомятся с обоими направлениями. Помимо тесного общения на занятиях, каждый слушатель может написать студентам, занимающимся Малым Филологическим Факультетом, в группе Вконтакте, где не только публикуются анонсы предстоящих лекций, но и ведутся несколько постоянных рубрик (например, «Филологический ликбез»). Подобная форма позволяет абитуриентам глубже погрузиться в интеллектуальную атмосферу программы и совершить правильный выбор». 

      Руководитель Департамента востоковедения ми африканистики Е.И. Зеленев считает, что «Школы сегодня предлагают нам не просто быть их "шефами", но и партнерами. Кроме классических Дней востоковедения, расширяющих кругозор учеников и имеющих профориентационный характер, преподаватели и студенты проводят в школах разнообразные мероприятия, которые включают элементы презентации образовательных программ университета и носят образовательный и культурно-познавательный характер. С некоторыми школами у НИУ ВШЭ заключены договоры. В частности, у нашего Департамента есть программа сотрудничества с 547 школой Красносельского района, где внедряется инновационная программа по изучению китайского языка. В рамках этой программы наши преподаватели проводят мастер-классы и курсы повышения квалификации в школе, студенты проходят там преподавательскую практику, сотрудники участвуют в совместных методических разработках инновационных проектов. Так называемый "национальный вектор" в образовании все более смещается в сторону наднационального или поликультурного. Востоковедный компонент (изучение языков, культур, традиций Востока) - это отклик на реальный вызов современности. Мир перестаёт делиться на Запад и Восток, он становится миром для всех. В ряде случаев изучение восточной культуры в школах становится изучением культуры людей, которые сидят с вами за одной партой, что и делает образование транскультуральным (термин относительно новый, но в нашем случае - полезный и применимый)».

     Так, представленные выше интервью раскрывают разные формы взаимодействия между школой и НИУ ВШЭ для достижения общей главной цели –качественного образования школьников.

Материал подготовлен Л.В. Грековой, деканом ФДО