Шаг к Олимпу
«Мы заинтересованы в повышении методического обеспечения олимпиады и поддержке средствами олимпиады индивидуального сопровождения одаренных детей», - тезис, заявленный в начале мероприятия начальником отдела работы с абитуриентами Н.Ю. Конасовой, стал определяющим положением всего круглого стол. В выступлениях преподаватели разных дисциплин делились своими методическими наработками по организации урочных и внеурочных форм обучения, технологиями развития ситуации успеха, выявления талантливых детей.
Талантливый, одаренный ребенок. Как его найти? С чего начать?
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга О.В. Чобану поделилась методом визуализации, который она применяет для работы с младшими школьниками, чтобы «зацепить» их внимание и мотивировать на интеллектуальную деятельность. Учитель, погружая школьников в мир кино, детально разбирая, как строится кадр, какие чувства, по замыслу режиссера, переживают герои, использует этот подход при чтении художественных текстов.
Пошаговый алгоритм работы с талантливыми детьми данного учителя включает в себя:
1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.
2 шаг – поиск справочного материала.
3 шаг – отбор информации.
4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.
5 шаг – оформление работы.
6 шаг – сдача работы
Ребята, которым нравится выполнять олимпиадные задания, которые не боятся трудностей и готовы их преодолевать, смогут развить заложенные в них от природы способности.
Как организовать работу с талантливыми детьми, «превратив её в «интеллектуальную» деятельность? Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 45 Приморского района И.А. Лучко раскрыла свой путь работы с одаренными детьми:
· Выявление одаренного ребенка
· Формирование системы ценностных ориентиров
· Создание круга соратников, единомышленников на базе формирующихся ценностей
· Совместная интеллектуальная деятельность, участие в реализации проектов
· Участие в олимпиадном движении
· Учитель-проводник в мире идей
· Жизненный успех одаренного ребенка
Как в школе организовать образовательное пространство по подготовке одаренных детей? Методист, учитель математики ГБОУ гимназии №293 Красносельского района Санкт-Петербурга Т.В. Громова рассказала, как ввести экономическое воспитание посредством интеграции дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие в мир экономики» (8-11 лет), программы внеурочной деятельности «Основы экономики» (5-6 класс), программы дополнительного образования «Клуб деловых людей» (7-10 класс), то есть при сочетании разных форм внеурочной деятельности и дополнительного образования на основе свободного выбора обучающимися занятий по разным программам. Преподаватель НИУ ВШЭ Н.В, Гросс продемонстрировала учителям комплекс учебников по экономике, а также систему работы по развитию навыков практического решения экономических и математических задач.
Участники обменялись опытом работы по созданию условий развития способностей детей, практикой достижения высоких результатов в олимпиадах.
Подводя итоги, декан ФДО Л.В. Грекова рассказала о возможностях и особенностях проведения олимпиады «Высшая проба», условиях поступления в вуз и отметила, что «Олимпиадные задания «Высшей пробы» по 22 предметам объединены общей структурой (тестовой и творческой частями), школьник имеет избыточность выбора, а также независимость оценки результатов, что дает ему возможность совершать собственные пробы и определяться в будущем профессиональном пути и самостоятельной подготовки к нему».
На круглом столе была определена основная задача дальнейшей работы сформированной творческой группы, решение которой предусматривает создание в перспективе долгосрочных индивидуальных и групповых программ подготовки учащихся к олимпиаде «Высшая проба», начиная с 7 класса.
С материалами круглого стола можно познакомиться на сайте НИУ ВШЭ по ссылке
Материал подготовлен Л.В. Грековой, деканом ФДО