Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
190069, г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д.119-121, 123, лит. А, ауд. 224
тел. 8 (812) 644-59-11, доб. 61704
e-mail: esvetkova@hse.ru
СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2024.
Литературный факт. 2024. № 2(32). С. 239-262.
Sherstinova T., Ziulkova E., Kirina M.
In bk.: Proceedings of the 35th Conference of Open Innovations Association FRUCT, 24-26 April 2024, Tampere, Finland. Iss. 1. FRUCT Oy, 2024. P. 675-682.
Резюме:
В главе «Подберезье» своего странного, великого и злосчастного «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев устами своего альтерэго, Путешественника, от лица которого ведется повествование, признается:
«…Необличи меня, любезной читатель, в моем воровстве; с таким условием я и тебе сообщу, что я подтибрил [курсив мой – В.К.]. Когда же прочтешь, то знаю, что кражи моей наружу невыведешь; ибо нетот один вор кто крал, но и тот кто принимал, так писано в законе Руском. Признаюсь, я на руку нечист; где что немного похожее на разсудительное увижу, то тотчас стяну; смотри, ты не клади мыслей плохо…»
Ни историки, ни филологи до последнего времени не были склонны придавать значениеэтому признанию. В нем видели не более, чем фигуру стиля, или литературный прием, вводящий текст в тексте или рассказ в рассказе. Между тем, с нашей точки зрения, к этим словам Путешественника следует отнестись серьезно. Имеющий уши – да услышит: Радищев, действительно, «тибрил» – и тибрил с размахом.
В докладе будет сделала попытка показать (и доказать), что Радищев кое-что подтибрил и у Иммануила Канта. Причем, нечто существенное. Речь идет о понимании Просвещения как особого исторического этапа развития европейского человечества и как ядра эмансипационного проекта Нового времени–проекта «выхода» человечества (и каждого отдельного человека) из «состояния несовершеннолетия», или, говоря иначе, проекта перехода европейских обществ от состояния зависимости (общества «традиционные») к состоянию свободы и самоуправления (общества «современные», или модерновые).
Дата: 18.03.2021
Время: 18:00
Платформа: Zoom