• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory and Practice of Public Administration

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория и механизмы современного государственного управления» направлена на формирование у магистрантов целостного представления об основных теоретико-методологические подходах и современных механизмах государственного управления. Дисциплина «Теория и механизмы современного государственного управления» относится к базовым дисциплинам, обеспечивающим подготовку магистра по направлению «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина читается в третьем и четвертом модулях на первом курсе обучения в магистратуре. Для освоения дисциплины магистрант должен успешно освоить следующие курсы базовой подготовки бакалавра: «Научно-исследовательский семинар», «Теория и история системы государственного и муниципального управления», «Экономика общественного сектора», «Управление и экономика социальной сферы».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у магистрантов целостного представления об основных теоретико-методологические подходах и современных механизмах государственного управления.
  • Развитие критического мышления, способности создавать новые теории, изобретать новые способы и инструменты профессиональной деятельности.
  • Формирование способности определять цели и задачи в сфере профессиональной деятельности, выявлять значимые проблемы и предлагать эффективные пути их решения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные положения современных теорий публичного управления.
  • Выделяет перспективные направления развития теории государственного управления. Иллюстрирует примерами из управленческой практики.
  • Выделяет преимущества и недостатки менеджериального подхода к публичному управлению.
  • Использует сравнительный институциональный анализ для характеристики проблем государственного управления.
  • Называет исторические и современные тенденции в теоретическом осмыслении публичного управления в РФ и за рубежом.
  • Обобщает основные положения теории бюрократии. Сравнивает основные этапы теоретизирования бюрократии в публичном управлении.
  • Обосновывает актуальность различных механизмов государственного управления в современной социально-экономической ситуации.
  • Определяет основные термины институциональной и менеджериальной концепций.
  • Определяет основные термины теорий бюрократии.
  • Предлагает обоснованные решения проблем, опираясь на основные механизмы и теории публичного управления.
  • Применяет институциональный подход к анализу управленческих инноваций.
  • Формирует ресурсно-информационную базу для постановки проблемы и решения поставленных задач.
  • Формулирует основные проблемы теоретизирования публичного управления.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Государственное и муниципальное управление как объект научного исследования
  • Теории бюрократии
  • Современные теории публичного управления
  • Перспективы развития теории публичного управления
  • Механизмы государственного управления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Теории государственного управления
    Доклад по одной из теорий государственного управления (конкретная тема обсуждается с преподавателем и может быть связана с курсовой работой / ВКР студента). Доклад длится не менее 10-15 мин (индивидуальный) или 15-25 мин (парный). Основан на источниках peer reviewed journals (Scopus*+ Вопросы ГМУ + Вопросы экономики + Журнал исследований социальной политики; остальные по согласованию): 3-5 на одного докладчика. Стиль: сторителлинг, отсылка к кейсам из практики ГУ или к статьям по проблематике ГУ. В конце доклада обязательны вопросы аудитории в конце доклада (3-5), возможен интерактивный формат.
  • неблокирующий Резюмирующая таблица
    1. Студент заполняет таблицу с графами (по столбцам): Теория - ключевые термины (не менее 3-х, с определениями) - Основные положения (3-5) - Представители - Работы по ГМУ, которые используют эту теорию (2-5) - Кейсы, которые могут быть объяснены этой теорией. 2. Таблица читается другим студентом (рандомное распределение), даются комментарии на 3-5 предложений о полноте представленной информации. Ставится оценка. 3. Таблица читается преподавателем. Ставится Оценка.
  • неблокирующий Групповой проект
    Примеры заданий для разработки группового проекта: 1. Проработать теоретические основы и представить формат административного регламента. Создать задание для выполнения в аудитории (например, «На основе существующих административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг разработать административный регламент предоставления конкретной услуги государственным (автономным) учреждением». 2. Просмотр MOOC-курсов по релевантной тематике (рекомендуется: «Открытые данные: теория и практика» http://odc.open.gov.ru); изложение основных положений курса в аудитории; разбор наиболее интересных практических заданий. 3. Изучив учебные антикоррупционные программы, действующие в России и за рубежом (https://lap.hse.ru/educationalprogram), составить и обосновать собственный курс по антикоррупции.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Описание: Примеры тестовых заданий: Система плановых документов макроуровня в РФ включает в себя: А) Концепцию долгосрочного развития РФ, Прогноз долгосрочного развития РФ, национальные проекты, целевые программы, бюджетную стратегию, бюджет, планы действий правительства РФ. Б) Концепцию долгосрочного развития РФ, Прогноз долгосрочного развития РФ, целевые программы, бюджетную стратегию, планы действий правительства РФ. В) Концепцию долгосрочного развития РФ, Прогноз долгосрочного развития РФ, национальные проекты, целевые программы. Г) Концепцию долгосрочного развития РФ, Прогноз долгосрочного развития РФ, национальные проекты, целевые программы, бюджетную стратегию, планы действий правительства РФ. Д) Концепцию долгосрочного развития РФ, национальные проекты, целевые программы, бюджетную стратегию, планы действий правительства РФ. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» действует с: А) 2000 г. Б) 2001 г. В) 2002 г. Г) 2003 г. Д) 2004 г.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Теории государственного управления + 0.5 * Резюмирующая таблица
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.5 * Групповой проект + 0.5 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Almog-Bar Michal. (2017). Civil Society and Nonprofits in the Age of New Public Governance: Current Trends and Their Implications for Theory and Practice. Nonprofit Policy Forum, (4), 343. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.bpj.nonpfo.v8y2017i4p343.349n7
  • Emily Witt, & Jannick Blaschke. (2019). ECB data for analysis and decision-making: data governance and technology. IFC Bulletins Chapters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.bis.bisifc.49.36
  • Laffin, M. (2018). Beyond Bureaucracy? : The Professions in the Contemporary Public Sector. Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1984789
  • Robinson, C. V. (DE-576)516120069, aut. (2018). Making migration knowable and governable : benchmarking ractices as technologies of global migration governance / Corey Robinson, York University, Toronto. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.516120344
  • Rodríguez Bolivar, M. P. V. (DE-576)37145798X, aut. (2019). E-Participation in Smart Cities: Technologies and Models of Governance for Citizen Engagement / by Manuel Pedro Rodríguez Bolívar, Laura Alcaide Muñoz. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.510623190
  • Барабашев, А. Г.  Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07237-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442196 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика : учебник и практикум для вузов / Е. И. Марковская [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Марковской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11317-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444898 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Охотский, Е. В.  Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03503-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434313 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Охотский, Е. В.  Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03501-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434314 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Claudia Doblinger, Michael Dowling, & Roland Helm. (2016). An institutional perspective of public policy and network effects in the renewable energy industry: enablers or disablers of entrepreneurial behaviour and innovation? Entrepreneurship & Regional Development, (1–2), 126. https://doi.org/10.1080/08985626.2015.1109004
  • Enrique Fernández Darraz. (2018). Public Policy, Market and Institutional Diversity: The Com¬plexity of Classifying Higher Education Institutions. The Chilean Case. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AB7CD47
  • Kwieciński, L. (2014). “New Public Policy” As an Example of Pro-Innovation Policy - The Neo-Institutional Perspective. Polish Political Science Review. Polski Przegląd Politologiczny, (1), 84. https://doi.org/10.1515/ppsr-2015-0014
  • Simon, W. H. (2012). Critical Theory and Institutional Design: David Trubek’s Path to New Governance. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90A2C598