We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methods for Assessment the Public Programmes and Projects

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Nesena, Marina V.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен подходам и методам, применяемым при оценке государственных программ и проектов. Курс предполагает знакомство с основными методиками, принятыми министерствами РФ, а также с теоретическими подходами и методами, используемыми в международной практике: анализ «затраты-выгоды» (Cost-Benefit analysis), «затраты- эффективность» (Cost-effectiveness analysis); построение «теории» программы или проекта, их логических моделей. В ходе курса студенты также познакомятся с введением в оценку воздействия государственных программ и проектов, в частности, с обзором экспериментальных и квази- экспериментальных методов, применяемых в международной практике. Курс также знакомит с основными методами сбора количественных и качественных данных для оценки программ, а также методами их анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является приобретение теоретических знаний об основных подходах и методах оценки государственных программ и проектов и практических навыков по их использованию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет различать коммерческую и общественную эффективность инвестиционных проектов. Понимает различия между финансовым и экономическим анализом при обосновании проектов. Умеет рассчитывать основные показатели эффективности в рамках финансового и экономического анализа. Умеет планировать основные стадии финансового и экономического анализа: определять категории воздействия, методы их измерения, необходимый сбор данных.
  • Умеет разрабатывать "теорию" программы, логическую модель. Умеет планировать систему мониторинга программы. Знает основные задачи аудита.
  • Знаком с российской практикой оценочной деятельности: знает принципы оценки регулирующего воздействия, принципы оценки эффективности и результативности государственных программ, методику независимой оценки качества услуг в социальной сфере
  • Знает основные эмпирические методы оценки воздействия. Умеет подбирать к логическим моделям программ соответствующий дизайн оценки воздействия. Знаком с оценкой эмпирических моделей оценки воздействия в программной среде RStudio.
  • Умеет планировать сбор данных для оценки программ. Знаком с основными методами анализа данных по оценке программ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в оценку инвестиционных проектов
    Понятие "эффективность" при оценке государственных программ и проектов. Финансовый и экономический анализ для обоснования инвестиционных проектов: общее и частное. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Общие принципы и шаги анализа "затраты-выгоды", "затраты-эффективность", критерии эффективности . Российская практика использования данных методов (анализ методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов).
  • Планирование и процесс оценки программ и проектов
    Основные понятия (программа, проект, логика программы) принципы разработки «теории программы», типовая логическая модель программы, важность «теории» программы и логической модели для оценки программы. Определение и содержание мониторинга, важность и обязательность осуществления при реализации государственных программ, принципы построения системы мониторинга, классификация индикаторов мониторинга, различия между оценкой и мониторингом программы. Определение и содержание аудита, важность и обязательность осуществления при реализации программ, различия между оценкой и аудитом программ, деятельность Счетной палаты по аудиту расходования государственных средств.Оценка как функция управления программой, ос-новные вопросы оценки программ на стадии замысла, основные подходы к оценке замысла про-граммы, основные этапы оценки программ на стадии реализации, основные вопросы оценки программ на стадии реализации; оценка, ориентированная на использование
  • Российская практика оценки государственных программ
    Государственные программы в системе стратегического планирования и формирования государственных и муниципальных бюджетов в РФ. Подходы к оценке государственных и муниципальных программ в РФ. Практика оценки регулирующего воздействия в РФ. Практика оценки качества услуг в здравоохранении, образовании, культуре, социальном обслуживании в РФ.
  • Дизайны оценки воздействия программ и проектов
    Экспериментальные и квази-экспериментальные методы оценки воздействия: рандомизированный эксперимент, "разность-разности", методы отбора на основе наблюдаемых характеристик, регрессия "разрыва", метод инструментальных переменных, измерение распределения эффектов воздействия, использование экономических (структурных) моделей для оценки воздействия: основные принципы и эмпирические модели. Примеры эмпирических исследований из практики по каждому дизайну.
  • Методы сбора и анализа данных при оценке государственных программ
    Методы сбора количественных и качественных данных: административные записи, проведение опросов, структурированных интервью, фокус-групп, сбор историй, проведение интернет опросов. Методы анализа качественных данных: кодирование и категоризация данных. Использование программного обеспечения для анализа качественных данных.Проблема измерений в социальных исследованиях. Выбор статистических методов для анализа количественных данных. Использование статистических методов в рамках оценки государственных программ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее групповое задание 1
  • неблокирующий Домашнее групповое задание 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашнее групповое задание 1 + 0.25 * Домашнее групповое задание 2 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gertler, P. J., Martinez, S., Premand, P., Rawlings, L. B., & Vermeersch, C. M. J. (2016). Impact Evaluation in Practice, Second Edition. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Washington, DC: Inter-American Development Bank and World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5B6371E
  • Josselin, J.-M., & Le Maux, B. (2017). Statistical Tools for Program Evaluation : Methods and Applications to Economic Policy, Public Health, and Education. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523652
  • Анализ данных : учебник для академического бакалавриата / В. С. Мхитарян [и др.] ; под редакцией В. С. Мхитаряна. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5591-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/385663
  • Мельников Р. М. Экономическая оценка инвестиций : учебное пособие. — Москва : Проспект, 2017. — 264 с. - ISBN 978-5-392-13145-7 ; [Электронный ресурс]. - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27538
  • Мельников Р.М.- Оценка эффективности общественно значимых инвестиционных проектов методом издержек и выгод: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2019. - 240 с. ISBN 978-5-392-29322-3. URL:http://ebs.prospekt.org/book/32689
  • Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика : учеб. пособие / под общ. ред. И.Д. Тургель. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 223 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a16de4b7a64c4.04606576. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914082
  • Оценка эффективности государственных программ развития образования. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52BAC462

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Khandker, S. R., Koolwal, G. B., & Samad, H. A. (2010). Handbook on Impact Evaluation : Quantitative Methods and Practices. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.651D3C51
  • Афанасьев, М., & Шаш, Н. (2013). Инструментарий Оценки Эффективности Государственных Программ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ACEEC34D
  • Бреусова, А. (2015). Оценка Эффективности Государственных Программ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BF7463EB
  • Каныгин, Г. (2008). Социологический Метод В Качестве Источника Социальной Информации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28A30A93
  • ЛЕКСИН В.Н., & ПОРФИРЬЕВ Б.Н. (2016). Оценка Результативности Государственных Программ Социально-Экономического Развития Регионов России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE72E56D
  • ОВЕШНИКОВА Л.В., & МИХЕЙКИНА Л.А. (2015). Методология Проведения Выборочного Обследования Параметров Качества Жизни Населения В Условиях Неустойчивого Социально-Экономического Развития Региона. Современные Проблемы Науки и Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15946179
  • Савинская, О., Дудченко, О., & Мытиль, А. (2017). Методический Аудит Независимой Оценки Качества В Социальной Сфере: Возможности И Ограничения. Journal of Social Policy Studies, 15(1), 97–112. https://doi.org/10.17323/1727-0634-2017-15-1-97-112