We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Motivation and Behavior in Information Systems

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors


Voznesenskaia, Anna


Масленникова Анастасия Игоревна

Программа дисциплины

Аннотация

Информационные системы и сервисы вплетаются в повседневность пользователей, изменяя их поведение и создавая новые привычки. Однако продукты помогают не всегда, и людям приходится бороться с изменением своей повседневности — например, чтобы выучить язык или меньше прокрастинировать. В результате освоения дисциплины слушатели научатся выявлять такие потребности и создавать решения для них. В рамках курса студенты разберутся в поведенческих основах человеческой деятельности, и научатся применять эти знания в UX проектировании, а также познакомятся с основными подходами в изменении поведения и попробуют спроектировать собственный продукт. Освещаются эмпирические исследования и теории поведения в рамках социальных наук, в том числе модели формирования и изменения поведения на индивидуальном и групповом уровне. Отдельное внимание уделяется механизмам формирования убеждений, моделированию процессов распространения информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить поведенческие основы человеческой деятельности
  • познакомиться с основными подходами в изменении поведения
  • научиться применять подходы изменения поведения в UX проектировании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Идентифицируют социально-групповые феномены, возникающие при онлайн-взаимодействии
  • Корректно используют модели социального влияния и убеждающей коммуникации в UX проектировании
  • Корректно используют принципы психологических моделей поведения на индивидуальном уровне для описания поведения пользователей и его модификации
  • Корректно подбирают функциональности и механики для формирования и поддержания поведения в проектируемом сервисе с учетом особенностей выбранной тематики сервиса, предполагаемой целевой аудитории, существующих аналогов на рынке
  • Проектируют продукт, направленный на формирование и изменение поведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теории и модели поведения на индивидуальном уровне
  • Убеждающая коммуникация и модели социального влияния
  • Теории и поведенческие феномены на социально-групповом уровне
  • Применение теорий и моделей поведения
  • Инструменты изменения и поддержания поведения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитический разбор научной статьи
    Студентам предлагается выбор из 5-7 научных статей, описывающих исследования поведения связанного с использованием информационных технологий. На примере одной статьи студент должен письменно ответить на несколько проблематизирующих воспросов. При ответе на вопросы студент должен использовать как как научные концепции и феномены, в том числе используемые в этом курсе, так и примеры из реальной жизни. Эссе отправляется преподавателю на электронную почту.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценивается участие в групповых обсуждениях на семинарах и выполнение заданий к семинару
  • неблокирующий Проект
    По результатам семинаров создается проект: концепт редизайна одного из существующих сервисов, помогающих в формировании и поддержании поведения. Концепт создается с опорой на набор инструментов и подходов к созданию сервисов, рассмотренных на семинарах, и теориях и моделях поведения, изученных в рамках лекций.
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в письменном виде (в электронной форме) и может содержать от 20 до 40 вопросов, основанных на материале лекционных и семинарских занятий. Оценка за тест формируется на основе доли правильных ответов от всех предусмотренных тестом ответов.
  • неблокирующий Защита проекта
    Защита проекта осуществляется в виде видеопрезентации проекта на 5-7 минут. В записи презентации участвуют все члены проектной команды.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Аналитический разбор научной статьи + 0.3 * Аудиторная работа + 0.1 * Защита проекта + 0.3 * Проект + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hewett, R., Shantz, A., & Mundy, J. (2019). Information, beliefs, and motivation: The antecedents to human resource attributions. https://doi.org/10.1002/job.2353
  • West Robert, van Stralen Maartje M, & Michie Susan. (2011). The behaviour change wheel: A new method for characterising and designing behaviour change interventions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.129BB89

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Marisa E. Hilliard, P., Kristin A. Riekert, P., Judith K. Ockene, P. Me. M., & Lori Pbert, P. . (2018). The Handbook of Health Behavior Change, Fifth Edition: Vol. Fifth edition. Springer Publishing Company.
  • Martin S. Hagger, & Mike Weed. (2019). DEBATE: Do interventions based on behavioral theory work in the real world? International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s12966-019-0795-4

Авторы

  • Суворова Алёна Владимировна