• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Leon Petrażycki: Law, Emotions, Society

Javier Treviño A., Petrazickis A., Antonov M. et al.

Routledge, 2022.

Article
Moral Foundations of Legal Communication

Polyakov A. V., Iya I. Osvetimskaya.

Kutafin Law Review. 2023. Vol. 10. No. 3. P. 475-494.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court
In press

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law. L.: Routledge & Kegan Paul, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

The History of Political and Legal Doctrines

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
4 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью курса «История политических и правовых учений» является формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности. Данная дисциплина позволяет на конкретных примерах интеллектуальных конструкций разных эпох добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования. Важную роль история политических и правовых учений играет в плане понимания и объяснения споров о праве, о границах государственного регулирования, о перспективах развития обществ и правовых институтов обществ, о слабых и сильных местах правовых и политических идеологий. Тем самым, эта дисциплина представляет собой научную базу для актуальных разработок в сфере теоретического правоведения. Практика критического сопоставления политико-правовых доктрин даст будущему юристу возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, даст толчок для развития критического и аргументативного мышления. В результате освоения дисциплины студент должен: 1) знать: - основные тенденции развития политических и правовых учений в истории человечества; - смысл и основные положения пройденных политико-правовых доктрин, теорий, концепций; - основные направления влияния наиболее значимых политико-правовых доктрин на формирование юридических и политических институтов своего времени; - социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие представления людей о праве и государстве; - базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные исторические категории правовой мысли; - основные принципы исследования исторической эволюции правовых понятий; 2) уметь: - прослеживать взаимосвязь отдельных правовых доктрин с существующими в настоящее время представлениями о праве и государстве; - анализировать политико-правовые идеологии, их связь с потребностями времени, логику их движения в общей канве общественного развития; - определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу политико-правовых доктрин; - владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании истории мировой правовой мысли; В результате освоения дисциплины студент осваивает компетенции: Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам: - Теория государства и права; - Конституционное право; - Административное право; - Гражданское право; - Уголовное право. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Финансовое право; - Методология и методы исследования в праве
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности.
  • добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования.
  • возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, развить критического и аргументативного мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древней Греции.
  • Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древнем Риме.
  • Cтудент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Средневековье.
  • Cтудент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в континентальной Европе эпохи Возрождения и Реформации.
  • Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли во Франции эпохи Просвещения.
  • Студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Англии эпохи Просвещения.
  • Студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке.
  • Студент понимает особенности формирования методологических основ современных представлений о праве.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Политические и правовые учения в Древней Греции
  • Тема 2. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  • Тема 3. Политико-правовые учения раннего христианства и Средневековья
  • Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации в континентальной Европе
  • Тема 5. Политико-правовые учения Англии эпохи Просвещения
  • Тема 6. Политико-правовые учения Франции эпохи Просвещения
  • Тема 7. Конфликт либеральной и консервативной идеологий в странах Европы в XIX в.
  • Тема 8. Формирование методологических основ современных представлений о праве
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    В рамках экзамена студент должен ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
  • неблокирующий Проект (проектная работа)
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления и методами сравнительно-правового анализа, способностью корректно сравнивать политико-правовые построения различных мыслителей, раскрывать их методологический и идеологический подтекст. Проект предполагает проведение сравнительного анализа идей двух различных представителей политико-правовой мысли на тот или иной вопрос (проблему). Поиск такого вопроса (проблемы), выбор мыслителей, чьи идеи будут сравниваться, установление сравнимости и критериев для сравнения, точное название проекта являются частью исследовательского проекта. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения институты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. Количество слайдов в презентации – не более 10. На выступление с презентацией отводится не более 10 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    . Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    О дисциплина = k1 х О проект + О р/с + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,2 к 2 = 0,7 О проект – баллы, полученные за проект - (максимум – 10 баллов), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 1 балл), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мачин, И. Ф.  История политических и правовых учений : учебное пособие для вузов / И. Ф. Мачин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 459 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03061-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468368 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Нерсесянц В. С. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 704 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/966403
  • Коркунов, Н. М. История философии права / Н. М. Коркунов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 508 с. — ISBN 978-5-507-37519-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/37022 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Михайлов, А. М.  Философия права: классический юснатурализм и историческая школа юристов : учебное пособие для вузов / А. М. Михайлов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 595 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08935-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474849 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Чичерин, Б. Н.  Политические мыслители Древнего и Нового мира : учебное пособие для вузов / Б. Н. Чичерин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09379-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471412 (дата обращения: 28.08.2023).