• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Article
State and law of the Chaghadai Ulus and early Timurid state as they were seen by foreign contemporaries

Pochekaev R. Y.

Золотоордынское обозрение. 2024. Vol. 12. No. 3. P. 686-698.

Book chapter
Human (Personal) Dignity as an Argumentation Tool of the Russian Constitutional Court

Antonov M.

In bk.: Human Dignity, Judicial Reasoning, and the Law: Comparative Perspectives on a Key Constitutional Concept. L.: Routledge, 2024. P. 215-230.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

Research Seminar "Introduction to Specialty"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Боголюбов Егор Андреевич

Боголюбов Егор Андреевич

Zakrevskii, Alexander

Zakrevskii, Alexander

Osvetimskaya, Iya

Osvetimskaya, Iya

Tarasov, Nikita V.

Tarasov, Nikita V.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о способах получения информации правового характера для решения профессиональных и социальных задач, основных методах, способах и средствах получения, анализа и использования информации. В ходе преподавания курса будут сформированы представления о юридической профессии, различных направлениях работы юристов, юридической профессиональной и научной этике. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с юридическими текстами, проведения научных и научно-практических исследований, подготовки письменных работ (учебных и научных), публичного выступления. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении отраслевых юридических дисциплин и в практической профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студента понимания сущности, содержания и основных процессов научного исследования, осознания значимости профессии юриста и ее роли в современном обществе.
  • Привитие навыков и умений научно-исследовательской деятельности.
  • Выработка у студентов базовых навыков профессиональной и научной деятельности.
  • Выработка умения работать с документами, готовить письменные работы и устные выступления по профилю избранного направления подготовки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об эволюции основных юридических специальностей с древности до наших дней. Умеет выявлять особенности юридической профессии в разных странах в разные эпохи. Знает основные принципы деятельности представителей юридической профессии в современных условиях. Имеет представление об основных нормативных документах, регламентирующих деятельность юристов в Российской Федерации. Знает базовые принципы профессиональной этики и психологии юристов.
  • Имеет представление об основных исследовательских методах в юриспруденции и на стыке ее с другими науками и специальными дисциплинами. Знает основные принципы подготовки учебных работ, умеет отличать их от научных произведений.
  • Имеет представление о типах документации правового характера и тех текстов, из которых может быть извлечена правозначимая информация. Умеет анализировать тексты, находить ответы на конкретные правовые вопросы. Умеет выделять необходимую для решения поставленной задачи информацию (конспектировать текст).
  • Имеет представление о стилистике текста, о специфике использования в юридических целях текстов различной жанровой принадлежности. Понимает необходимость учета авторской субъективности текста при извлечении и использовании необходимой информации для решения правовых задач.
  • Умеет представлять результаты своего научного исследования в устном виде. Имеет представление о подготовке электронной презентации. Умеет обоснованно излагать свою позицию по тематике исследования, отвечать на поставленные вопросы и замечания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие
  • Тема 1. Юридическая профессия: прошлое и настоящее
  • Тема 3. Основы работы с правовыми текстами: анализ, интерпретация, обсуждение
  • Тема 4. Подготовка научного письменного текста: планирование, составление, оформление ссылочно-библиографического аппарата
  • Тема 5. Подготовка устного выступления: планирование, составление тезисов, представление, защита позиции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа семинарских занятиях
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (на основе заданий, представленных в LMS), участие в дискуссиях и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных (в т.ч. по уважительной причине) семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается. Максимальное количество баллов за работу на семинарских занятиях – 5.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе выполняется во втором модуле. Целью написания эссе является проверка умений студента кратко, но при этом информативно представить результаты своей научной деятельности, оформить научный текст в соответствии с официальными требованиями. Эссе представляет собой завершенную и надлежащим образом оформленную научную статью по теме, над которой студент работает в рамках научно-исследовательского семинара. Тема статьи заранее согласуется студентом с преподавателем. Правила оформления эссе в целом соответствуют требованиям к курсовым и выпускным квалификационным работам, утвержденным юридическим факультетом, дополнительные требования доводятся преподавателем до студентов заблаговременно на семинарских занятиях. Эссе должно включать название и краткое изложение основных результатов научного исследования студента, должно быть надлежащим образом оформлено (в т.ч. ссылочно-библиографический аппарат), объем текста не должен существенно превышать объем 20 000 п.з. Эссе выполняется в письменной форме (в печатном виде) вне аудитории и сдается преподавателю в заранее объявленные сроки.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание выполняется во втором модуле. Целью домашнего задания является проверка знаний студентов по конкретным пройденным темам учебной дисциплины, их умения представить результаты анализа изученных источников и литературы, а также результаты своей исследовательской деятельности, продемонстрировать навыки подготовки доклада (публичного выступления) и вспомогательных материалов к нему. Домашнее задание состоит в подготовке в рамках темы научной статьи (эссе, см. п. 3.2.3) тезисов доклада и презентации к нему в программе PowerPoint, и их представлении на специально отведенном практическом занятии в заранее установленные преподавателем сроки. Оценивание домашнего задания происходит на практическом занятии в ходе представления студентом доклада, состоящего из тезисов (в печатном виде) и электронной презентации.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится во втором модуле. Целью экзамена является проверка знаний студентов по пройденным темам, их умения точно отвечать на поставленные вопросы, знания соответствующей правовой терминологии и навыков их работы с научными текстами. Экзаменационные задания представляют собой анализ предложенного текста по тематике соответствующей семинарской группы. Дается пять заданий – дополнить «в каждом блоке», т.к. выше указано, что экзамен включает 2 блока по 5 заданий, которые формулируются преподавателем на основе заданий, выполнявшихся на семинарских занятиях: выявление предмета, проблемы, предложение собственного названия, выявление сильных и слабых сторон, составление плана или формулирование тезисов. Студент должен грамотно и логично выполнить задания. Экзамен проходит в письменной форме в течение 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Орез = 0,4*Осем + 0,4*Оэссе + 0,4*Одз + 0,4 *Оэкз, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 5 баллов); Оэссе – оценка за эссе (максимальная оценка – 5 баллов); Одз – оценка за домашнее задание (максимальная оценка – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и методология юридической науки : учебник / В.М. Сырых. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/766062
  • Под ред. Радько Т.Н. - Введение в юридическую профессию. 2-е издание. Учебник для бакалавров - 978-5-392-21839-4 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/34716 - 34716 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / Шкляр М.Ф., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 208 с.: 60x84 1/16 ISBN 978-5-394-02518-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/340857
  • Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учебник для вузов / М.И. Еникеев. — 2-е изд., перераб. — М. : Юр. Норма : ИНФРА-М, 2017. — 640 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754422

Авторы

  • Рыбникова Ирина Андреевна
  • Почекаев Роман Юлианович