• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Book
Russia and the European Court of Human Rights: The Strasbourg Effect

Antonov M., Starzhenetsky V., Malksoo L. et al.

Cambridge: Cambridge University Press, 2017.

Article
History of Russian Law and Its Interpretations

Antonov M.

Review of Central and East European Law. 2020. Vol. 45. No. 1. P. 161-180.

Book chapter
The Russian Constitutional Court as a Mediating Link Between Russian and European Law?

Antonov M.

In bk.: European Yearbook on Human Rights. Intersentia, 2019. P. 547-566.

Working paper
Religion, Sexual Minorities and the Rule of Law in Russia: Mutual Challenges

Antonov M.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2017. No. WP BRP 45/PS/2017 .

The History of Political and Legal Doctrines

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
4 year, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История политических и правовых учений» позволяет на конкретных примерах интеллектуальных конструкций разных эпох добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования. Важную роль история политических и правовых учений играет в плане понимания и объяснения споров о праве, о границах государственного регулирования, о перспективах развития обществ и правовых институтов обществ, о слабых и сильных местах правовых и политических идеологий. Тем самым, эта дисциплина представляет собой научную базу для актуальных разработок в сфере теоретического правоведения. Практика критического сопоставления политико-правовых доктрин даст будущему юристу возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, даст толчок для развития критического и аргументативного мышления. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные тенденции развития политических и правовых учений в истории человечества; смысл и основные положения пройденных политико-правовых доктрин, теорий, концепций; основные направления влияния наиболее значимых политико-правовых доктрин на формирование юридических и политических институтов своего времени; социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие представления людей о праве и государстве; базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные исторические категории правовой мысли; основные принципы исследования исторической эволюции правовых понятий. Уметь прослеживать взаимосвязь отдельных правовых доктрин с существующими в настоящее время представлениями о праве и государстве; анализировать политико-правовые идеологии, их связь с потребностями времени, логику их движения в общей канве общественного развития; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу политико-правовых доктрин; владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании истории мировой правовой мысли. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса «История политических и правовых учений» является формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древней Греции
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древнем Риме
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Средневековье
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в континентальной Европе эпохи Возрождения и Реформации
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли во Франции эпохи Просвещения
  • студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке
  • студент понимает особенности формирования методологических основ современных представлений о праве
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политические и правовые учения в Древней Греции
    Общая характеристика развития политико-правовой мысли в Древней Греции. Зарождение политико-правовых идей в ранний период: декомпозиция мифов и преданий, формирование политической идеологии, первые попытки объяснить природу социального регулирования, логически последовательно изложить представления о нравственно-правовом порядке во вселенной и в обществе. Период наивысшего расцвета древнегреческой философии (V-IV вв. до н.э.): Демокрит о наилучшем политическом устройстве и роли законов в государстве; софисты о соотношении «природы» и «закона», о праве как орудии интересов сильного. Релятивизм софистов как вызов традициям и идеалам своего времени; реакция древнегреческого общества. Сократ о законах и законности, о справедливости, о соотношении личности и государства. Учение Платона о государстве и праве. Классификация форм государства на правильные и неправильные. Представление об идеальном государственном строе в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Проблемы взаимодействия граждан и полиса в идеальном государстве Платона. Учение Аристотеля о государстве и праве, зарождение науки о политике. Представление о смешанной форме государства и составляющих её элементах. Аристотель о причинах государственных переворотов. Золотая середина как идеал социального устройства, представления об уравнивающей и распределяющей справедливости. Критика в адрес Платона. Связь политики, этики и права. Разновидности права по Аристотелю, деление политического права на естественное и условное. Политико-правовая мысль эпохи эллинизма, представления ранних стоиков о праве и государстве, космополитизм правовой доктрины стоицизма.
  • Политические и правовые учения в Древнем Риме
    Социальная и политическая структура Древнего Рима, особенности развития по сравнению с Древней Грецией. Различие культурных, исторических и экономических условий как причина расхождения политико-правовых представлений римлян и греков. Особое юридическое мировоззрение римлян. Политико-правовые идеи в Древнем Риме. Политическая идеология Эпикура. Учение о свободе, этике и справедливости. Полибий о круговороте государственных форм; идея смешанной формы государства. Учение Цицерона о происхождении и сущности государства, идея государства как правового союза. Учение о праве, связь права и справедливости. Политический идеал Цицерона. Политико-правовые идеи римских стоиков: Эпиктет, Марк Аврелий. Римские юристы. Кодификация права. Соотношение права и закона. Цивильное право и право народов.
  • Политико-правовые учения раннего христианства и Средневековья
    Политические идеи раннего христианства. Превращение христианства в государственную религию и изменение его политико-правовых идей. Св. Августин о соотношении церкви и государства, о цели государства и его формах («О граде Божием»). Главные направления политико-правовой идеологии Средневековья. Доктрина «двух мечей». Восточно-византийское учение о «симфонии властей». Юридическая схоластика, зарождение первых университетов Италии как основа для рецепции римского права и развития правовых идей. Деятельность глоссаторов. Фома Аквинский о государстве. Его учение о праве, о видах законов, о формах государственной власти, о соотношении духовной и светской властей. Политико-правовые идеи средневековых ересей. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского, законы политической власти, идеалы правового развития.
  • Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации в континентальной Европе
    Борьба с теологией и схоластикой в правовой идеологии Западной Европы позднего Средневековья (Реформация). Возрождение как возврат к Античности через преодоление церковной традиции. Политико-правовые принципы Реформации. Политическое учение Н. Макиавелли как основа современной политологии. Идея договорного происхождения государства. Взгляды на соотношение политики и морали. Жан Боден о закономерностях общественного развития и происхождении государства. Теория государственного суверенитета Жана Бодена. Разграничение областей позитивного и естественного права в концепции Бодена. Теория естественного права Гуго Гроция, учение о суверенитете, принципы международного права. Политическое и правовое учение Б. Спинозы: учение о неотчуждённых правах граждан и границах государственной власти.
  • Политико-правовые учения Англии эпохи Просвещения
    Переход к новой экономической модели ведения хозяйства, Просвещение как новая культурная парадигма развития Европы. Социальные, интеллектуальные и нравственные идеалы Просвещения. Теории естественного права и договорного происхождения государства в учении Томаса Гоббса. Взгляды Гоббса на сущность и формы государства и государственный суверенитет. Политический идеал Гоббса. Политическое и правовое учение Джона Локка как классическое выражение либеральной правовой доктрины. Спор Локка с Филмером об основаниях монархической власти. Локк об основных правах и свободах личности и их конституционном закреплении, соотношение естественного и позитивного права. Социальное назначение государства, концепция разделения властей.
  • Политико-правовые учения Франции эпохи Просвещения
    Особенности развития французского общества в XVIII веке, борьба принципов монархизма и парламентаризма. Политико-правовая идеология французских просветителей: гуманизм, рационализм критика католической церкви. Энциклопедизм французских просветителей, влияние в Европе. Идеи и идеалы Французской революции. Политико-правовые взгляды Вольтера: политическая организация общества. Идеал свободного, самостоятельного и независимого гражданина. Программа Вольтера в области права и правосудия. Учение Монтескье о государстве и праве, Учение о факторах, определяющих характер правовых установлений – «дух законов». Понятие политической свободы граждан, учение о целях законодателя. Критика деспотизма и учение о разделении властей. Политико-правовые идеи Руссо. Руссо о происхождении и сущности государства. Идеал возврата к природе. Теория договорной теории происхождения государства. Теория народного суверенитета. Формы государства и формы правительства, критика представительской демократии.
  • Конфликт либеральной и консервативной идеологий в странах Европы в XIX в.
    Консервативная политическая идеология как реакция на крах идеалов Просвещения. Великая Французская революция как поворотный момент развития просвещенческой идеологии. Консервативная политико-правовая идеология: Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк. Критика теории естественного права и принципа народного суверенитета. Идеи правового либерализма: И. Бентам, Д.С. Милль, В. Гумбольдт, Л. Штейн, Б. Констан, А. де Токвиль. Принципы свободы и демократии как высшие политико-правовые ценности эпохи. Становление исторической школы права в Германии. Романтизм как противовес рационализму. Законодательный проект Тибо и реакция Савиньи. Политико-правовые идеи К. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пухты и их последователей. Значение обычного права в их теориях, противопоставление обычного права законодательному.
  • Формирование методологических основ современных представлений о праве
    Юридический позитивизм Дж. Остина. Спор Остина и Блэкстона. Развитие этатистского позитивизма в Германии: К. Бергбом. Учение Р. Иеринга о праве и государстве, «юриспруденция интересов», борьба за право. Чистое учение о праве Г. Кельзена. Программа движения «свободного права»: Г. Канторович и Ф. Жени. Развитие социолого-правовой методологии в трудах О. Эрлиха. Спор Кельзена и Эрлиха о задачах правоведения. Правовая концепция Р. Паунда. Право в книгах и право в действии. Общая программа социологической и реалистической юриспруденции в США. Проблематика возрожденного естественного права: Р. Штаммлер, Г. Радбрух.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий опрос на семинарских занятиях
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине. Максимальное количество баллов за работу на семинарских занятиях – 1.
  • неблокирующий проектная работа
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления и методами сравнительно-правового анализа, способностью корректно сравнивать политико-правовые построения различных мыслителей, раскрывать их методологический и идеологический подтекст. Проект предполагает проведение сравнительного анализа идей двух различных представителей политико-правовой мысли на тот или иной вопрос (проблему). Поиск такого вопроса (проблемы), выбор мыслителей, чьи идеи будут сравниваться, установление сравнимости и критериев для сравнения, точное название проекта являются частью исследовательского проекта. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения институты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. Количество слайдов в презентации – не более 10. На выступление с презентацией отводится не более 10 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе. Окончательная оценка за проект образуется путем суммирования оценок за отчет по проекту и его устную презентацию и выставляется по 10-бальной шкале.
  • неблокирующий экзамен
    В рамках экзамена студент должен ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается. Студентов, особо отличившихся при прохождении данной учебной дисциплины и набравших накопленную оценку выше 7 баллов, преподаватель вправе освободить от сдачи экзамена, с выставлением им оценки «отлично» (8, 9, 10 баллов). Преподаватель объявляет список таких студентов не позднее, чем за два дня до экзамена. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, регулярно используемые в процессе обучения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    О дисциплина = 0,2 х О проект + 0,7 х О экзамен + О р/с (работа на семинарах: максимум 1 балл)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Нерсесянц В. С. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 704 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/966403

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Михайлов А. М.-ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: КЛАССИЧЕСКИЙ ЮСНАТУРАЛИЗМ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЮРИСТОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-595-Авторский учебник-978-5-534-08935-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-prava-klassicheskiy-yusnaturalizm-i-istoricheskaya-shkola-yuristov-426758
  • Чичерин Б. Н.-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНЕГО И НОВОГО МИРА. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-272-Авторский учебник-978-5-534-09379-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/politicheskie-mysliteli-drevnego-i-novogo-mira-437385