• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Стратегии судебного толкования и принципы права: учебное пособие

Тимошина Е. В., Васильева Н. С., Краевский А. А. и др.

СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022.

Статья
К истории обеспечения безопасности торговых путей в чингизидских государствах XIII—XIV вв.

Абзалов Л. Ф., Гатин М. С., Мустакимов И. А. и др.

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2022. Т. 14. С. 297-313.

Глава в книге
К вопросу о существовании икта в Улусе Джучи (постановка проблемы)

Почекаев Р. Ю.

В кн.: Служилые и ясачные люди в России XV-XIX вв.: особенности землевладения, сословные номинации: Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022. С. 102-110.

Препринт
New Bukhara: An “Island” Of Russia In Central Asia

Почекаев Р. Ю.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2018. № WP BRP 86/LAW/2018.

История политико-правовых учений

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История политических и правовых учений» позволяет на конкретных примерах интеллектуальных конструкций разных эпох добиться лучшего понимания взаимоотношений человека, общества и государства в современном мире, основных принципов упорядочивания этих взаимоотношений путем правового регулирования. Важную роль история политических и правовых учений играет в плане понимания и объяснения споров о праве, о границах государственного регулирования, о перспективах развития обществ и правовых институтов обществ, о слабых и сильных местах правовых и политических идеологий. Тем самым, эта дисциплина представляет собой научную базу для актуальных разработок в сфере теоретического правоведения. Практика критического сопоставления политико-правовых доктрин даст будущему юристу возможность ориентироваться в сложных и спорных правовых ситуациях, даст толчок для развития критического и аргументативного мышления. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные тенденции развития политических и правовых учений в истории человечества; смысл и основные положения пройденных политико-правовых доктрин, теорий, концепций; основные направления влияния наиболее значимых политико-правовых доктрин на формирование юридических и политических институтов своего времени; социально-политические, экономические и прочие факторы, определяющие развитие представления людей о праве и государстве; базовый понятийный аппарат современной юридической науки, основные исторические категории правовой мысли; основные принципы исследования исторической эволюции правовых понятий. Уметь прослеживать взаимосвязь отдельных правовых доктрин с существующими в настоящее время представлениями о праве и государстве; анализировать политико-правовые идеологии, их связь с потребностями времени, логику их движения в общей канве общественного развития; определять логико-теоретическую, культурологическую и политическую основу политико-правовых доктрин; владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании истории мировой правовой мысли. Настоящая дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса «История политических и правовых учений» является формирование у студента умения прослеживать взаимосвязь представлений о государстве и праве с развитием правовых институтов, экономических и культурных институтов общества, уровнем понимания людьми окружающей действительности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент понимает особенности формирования либеральной и консервативной идеологий в XIX веке
  • студент понимает особенности формирования методологических основ современных представлений о праве
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древней Греции
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Древнем Риме
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в континентальной Европе эпохи Возрождения и Реформации
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли в Средневековье
  • студент понимает особенности формирования политико-правовой мысли во Франции эпохи Просвещения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политические и правовые учения в Древней Греции
  • Политические и правовые учения в Древнем Риме
  • Политико-правовые учения раннего христианства и Средневековья
  • Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации в континентальной Европе
  • Политико-правовые учения Англии эпохи Просвещения
  • Политико-правовые учения Франции эпохи Просвещения
  • Конфликт либеральной и консервативной идеологий в странах Европы в XIX в.
  • Формирование методологических основ современных представлений о праве
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект (проектная работа)
    Проект (проектная работа) является формой самостоятельного изучения научной литературы и навыков научно-исследовательской работы студентом. Целью проекта является проверка овладения студентом приемами аналитического мышления и методами сравнительно-правового анализа, способностью корректно сравнивать политико-правовые построения различных мыслителей, раскрывать их методологический и идеологический подтекст. Проект предполагает проведение сравнительного анализа идей двух различных представителей политико-правовой мысли на тот или иной вопрос (проблему). Поиск такого вопроса (проблемы), выбор мыслителей, чьи идеи будут сравниваться, установление сравнимости и критериев для сравнения, точное название проекта являются частью исследовательского проекта. Тематика выполняемого проекта (выбранные для сравнения аспекты) утверждаются преподавателем по предложению студента. Выполнение проекта заключается в написании отчета по результатам сравнения и презентации этого отчета. По объему содержание отчета не должно превышать двадцать страниц (формата А4) с использованием гарнитуры TNR, 12 шрифт, полуторный интервал, включая сноски (10 шрифт). В отчете должны быть ссылки на использованную при подготовке научную литературу на русском и на иностранном языке. Отчет должен быть разделен на самостоятельные блоки (введение, параграфы, заключение). Презентация отчета предполагает подготовку слайдов в программе Power Point или другой соответствующей программе и выступление с презентацией перед студентами и преподавателем. Презентация проводится во время семинарских заданий. Количество слайдов в презентации – не более 10. На выступление с презентацией отводится не более 10 минут, к которым добавляется время на обсуждение презентации в формате вопросов и ответов. Время, отведенное на вопросы и ответы, определяется преподавателем применительно к каждой презентации с учетом интереса аудитории к презентации и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Оценка за проект выставляется преподавателем по результатам оценки как письменного отчета, так и его устной презентации. За каждый из компонентов задания по проекту – письменный отчет и устная презентация – выставляется оценка по 5-бальной системе. Окончательная оценка за проект образуется путем суммирования оценок за отчет по проекту и его устную презентацию и выставляется по 10-бальной шкале. Темы для проекта студенты выбирают самостоятельно по согласованию с преподавателем. Между собой студенты распределяют темы так, чтобы избежать дублирования. Пример темы проекта: «Взгляды Локка и Руссо на происхождение, сущность и социально-политическое значение права собственности». Письменные отчеты направляются студентами в течение 7 дней после презентации на электронную почту преподавателя как вложенный файл в формате Word.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
  • неблокирующий Экзамен
    В рамках экзамена студент должен ответить на два вопроса по темам содержания курса. Общая продолжительность экзамена – 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Вопросы выбираются и формулируются преподавателем исходя из пройденного материала, согласно темам курса. Содержание вопросов экзамена определяется преподавателем и студентам заранее не сообщается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    О дисциплина = k1 х О проект + О р/с + k2 х О экзамен, где: О дисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум - 10 баллов). к 1 = 0,2 к 2 = 0,7 О проект – баллы, полученные за проект - (максимум – 10 баллов), О р/с – баллы, полученные за работу на семинарах - (максимум – 1 балл), О экзамен – оценка, полученная за экзамен (максимум - 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Нерсесянц В. С. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 704 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/966403

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коркунов Н.М. - История философии права: пособие к лекциям - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-37519-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/37022
  • Михайлов А. М. - ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: КЛАССИЧЕСКИЙ ЮСНАТУРАЛИЗМ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЮРИСТОВ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 595с. - ISBN: 978-5-534-08935-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-prava-klassicheskiy-yusnaturalizm-i-istoricheskaya-shkola-yuristov-426758