• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Head of the department Anna Lapteva
Book
YSEC Yearbook of Socio-Economic Constitutions 2020: A Common European Law on Investment Screening (CELIS)

Talanov V.

Iss. 1: A Common European Law on Investment Screening (CELIS). Switzerland: Springer, 2021.

Article
China’s Investment Law Reform: Revolution or Evolution?

Lapteva A., Skvortsov O.

China and WTO Review. 2021. No. 7(1). P. 95-112.

Book chapter
Foreign Investment Screening in Russia

Talanov V.

In bk.: YSEC Yearbook of Socio-Economic Constitutions 2020: A Common European Law on Investment Screening (CELIS). Iss. 1: A Common European Law on Investment Screening (CELIS). Switzerland: Springer, 2021. Ch. 10. P. 331-361.

Introduction to Antitrust Law

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Boldinow, Jarosław

Boldinow, Jarosław

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины «Введение в антимонопольное право» студенты должны: 1) знать: - историю государственного регулирования рыночной деятельности и возникновения антимонопольного регулирования;- основные становления институтов и механизмов регулирования отношений в сфере конкуренции и естественных монополий в США, Европейском Союзе и Российской Федерации;- базовые экономические и правовые понятия, категории и термины Конкурентного права;- основные источники правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации;- виды и содержание конкурентных правоотношений.2) уметь: - применять нормы законодательства о защите конкуренции в процессе работы по юридической специальности и при изучении отраслей права Российской Федерации;- анализировать практику разрешения дел в сфере защиты конкуренции, оценивать правовые последствия решений, принятых судами и антимонопольными органами по конкретным спорам. 3) иметь навыки:- правильной оценки юридических фактов и обстоятельств, разрешения правовых коллизий и иных проблем, возникающих в сфере антимонопольного права;- ведения дискуссии по вопросам правовой защиты конкуренции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - приобретение студентами базовых теоретических знаний в области Конкурентного права;
  • - знание основных теоретических концепций антимонопольного регулирования;
  • - выработка понимания особенностей государственного регулирования отношений в сфере конкуренции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает знанием основных этапов и причин возникновения и становления антимонопольного права
  • Обладает знанием основных философско-правовых концепций и понятий лежащих в основе антимонопольного регулирования
  • Обладает знанием основных экономических теорий, осознает роль административного регулирования рыночных процессов в рамках данных теорий
  • Обладает знанием базовых экономических и правовых понятий, категорий и терминов Конкурентного права
  • Понимает основные цели и задачи законодательства о защите конкуренции, знаком с основными концепциями относительно правовой природы конституционной обязанности государства по поддержке и защите добросовестной конкуренции
  • Способен участвовать в научной дискуссии о состоянии и развитии законодательства о защите конкуренции в Российской Федерации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История правового регулирования рыночной деятельности.
  • Тема 2. Антимонопольное право с точки зрения Философии права.
  • Тема 3. Экономическая теория, как базис антимонопольного права.
  • Тема 4. Основные экономические и правовые понятия, используемые в сфере антимонопольного права. Защита конкуренции в контексте Конституционной экономики.
  • Тема 5. Понятие, система и задачи Конкурентного права.
  • Тема 6. Источники правового регулирования конкуренции Российской Федерации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в письменной форме. Тест формируется из 10 закрытых вопросов с четырьмя предлагаемыми вариантами ответа, лишь один из которых является верным. Студент должен выбрать и указать в соответствующей графе один, правильный с его точки зрения вариант ответа по каждому вопросу в отдельности. Оценивание выполнения каждого из 10 текстовых вопросов осуществляется по 1-балльной системе. Целью теста является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, выбирает для теста любые темы из числа тем дисциплины, пройденных в рамках лекционных или семинарских занятий. Преподавателем заранее (не позднее чем за 3 дня) объявляется информация о планируемом дне проведения теста. Пользоваться любыми информационными источниками при выполнении теста запрещается. Продолжительность выполнения задания проверочной работы составляет 10 минут. Проверка работ и объявление студентам оценок за тест по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. В течение 60 минут студент должен подготовить подготовить решение двух задач (казусов). При выполнении работы студент должен продемонстрировать знание необходимых правовых норм изученной дисциплины, уметь выявить сущность правовой проблемы при решении конкретной юридической задачи, ориентироваться в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Приветствуется умение использовать метод сравнительно-правового анализа. Правильное решение задачи подразумевает точное формулирование проблемы и предложение путей ее решения. Требования, предъявляемые при выполнении работы: содержание ответа должно соответствовать вопросу; в ответе должна содержаться грамотно изложенная и аргументированная позиция автора; работа должна быть аккуратно оформлена и написана разборчивым почерком на листах формата А4. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами, кроме материалов, выдаваемых в качестве приложения вместе с заданиями. Оценивание выполнения каждого задания осуществляется по 5-балльной системе. Максимальное количество баллов за экзамен – 10. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме. Целью проведения контроля является проверка знаний студентов по изученным темам и умений их применить. В течение 30 минут студент должен подготовить решение задачи, составленной на основе пройденного лекционного материала. При написании контрольной работы студенты имеют возможность продемонстрировать знание источников права, основных исследований по проблеме и навыки их применения, владение специальной терминологией. не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами, кроме материалов, выдаваемых в качестве приложения вместе с заданиями. Максимальное количество баллов за контрольную работу – 10. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    О дисциплина = k1 х Отест + k2 х Окр + k3 x О экзамен где: О дисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов), k 1 = 0,1, k 2 = 0,4, k 3 = 0,5, О тест – баллы, полученные за тест 1 (письменное задание из 10 тестовых вопросов с вариантами ответа, максимум - 10 баллов), О кр – баллы, полученные за контрольную работу (письменное задание, максимум - 10 баллов), О экзамен - баллы, полученные на экзамене (максимум - 10 баллов). Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Пузыревского С.А. - Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Учебное пособие - 978-5-392-19277-9 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/30079 - 30079 - PROSPECT
  • Под ред. Пузыревского С.А. - Конкурентное право России. Практикум - 978-5-392-18811-6 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/29439 - 29439 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под общ. ред. Чучи С.Ю. - Обзор судебной практики. Антимонопольное законодательство. Выпуск 1 - 978-5-392-13136-5 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/27892 - 27892 - PROSPECT
  • Под ред. Тенишева А.П., Шишко И.В., Лужбина Е.Л. - Антимонопольное регулирование: проблемы законодательства, теории и практики. Монография - 978-5-392-27383-6 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/40310 - 40310 - PROSPECT

Авторы

  • Юсифов Юсиф Махияддин Оглы
  • Булдык Наталья Николаевна
  • Рыбникова Ирина Андреевна