• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg.

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Head of the department Anna Lapteva
Book
YSEC Yearbook of Socio-Economic Constitutions 2020: A Common European Law on Investment Screening (CELIS)

Talanov V.

Iss. 1: A Common European Law on Investment Screening (CELIS). Switzerland: Springer, 2021.

Article
China’s Investment Law Reform: Revolution or Evolution?

Lapteva A., Skvortsov O.

China and WTO Review. 2021. No. 7(1). P. 95-112.

Book chapter
Foreign Investment Screening in Russia

Talanov V.

In bk.: YSEC Yearbook of Socio-Economic Constitutions 2020: A Common European Law on Investment Screening (CELIS). Iss. 1: A Common European Law on Investment Screening (CELIS). Switzerland: Springer, 2021. Ch. 10. P. 331-361.

Research Seminar "Competition Law"

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Boldinow, Jarosław

Boldinow, Jarosław

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины «Антимонопольное право» студенты должны: 1) знать: - базовые экономические и правовые понятия, категории и термины Антимонопольного права;- основные факты истории и этапы становления институтов и механизмов регулирования отношений в сфере конкуренции и естественных монополий в США, Европейском Союзе и Российской Федерации;- основные источники правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации;- виды и содержание конкурентных правоотношений;- судебную практику в области антимонопольного регулирования.2) уметь: - применять нормы антимонопольного законодательства в процессе работы по юридической специальности и при изучении отраслей права Российской Федерации;- анализировать практику разрешения дел в сфере антимонопольного регулирования, оценивать правовые последствия решений, принятых судами и антимонопольными органами по конкретным спорам;- готовить квалифицированные заключения и справки по вопросам антимонопольного регулирования, уметь правильно составлять и оформлять документы соответствующего содержания. 3) иметь навыки:- правильной оценки юридических фактов и обстоятельств, разрешения правовых коллизий и иных проблем, возникающих в сфере антимонопольного права;- ведения дискуссии по вопросам антимонопольное-правовой тематики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - приобретение студентами базовых теоретических знаний в области Антимонопольного права;
  • - знание основных теоретических концепций антимонопольного регулирования;
  • - выработка понимания особенностей государственного регулирования отношений в сфере конкуренции;
  • - получение базовых знаний об особенностях взаимодействия международного права и национального законодательства различных государств в рамках осуществления антимонопольного регулирования;
  • - выработка практических навыков правотворческой, правоприменительной и консультационной профессиональной деятельности в сфере антимонопольного права.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает знанием базовых экономических и правовых понятий, категорий и терминов Антимонопольного права
  • Понимает основные цели и задачи антимонопольного регулирования, знаком с основными концепциями относительно правовой природы конституционной обязанности государства по поддержке и защите добросовестной конкуренции
  • Способен участвовать в научной дискуссии о состоянии и развитии антимонопольного регулирования в Российской Федерации
  • Студент способен выявить и обосновать наличие недобросовестных согласованный действий между различными субъектами конкуренции, а также объяснить негативные последствия такого взаимодействия
  • Студенту известны основные виды монополистической деятельности, а равно правовые последствия установления доминирования на рынке
  • Студенту известны различные виды и типы конкуренции, а равно понятна проблематика поиска эффективного сочетания форм конкуренции
  • Студент знаком с основными существующими правовыми средствами и формами государственного антимонопольного регулирования
  • Студент знаком с видами публично-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
  • Студент знаком с причинами существования и правовыми основами функционирования субъектов федеральных естественных монополий
  • Студент знаком с особенностями влияния интеллектуальной собственности на современные рыночные процессы, причинами существования «антимонопольных иммунитетов» в сфере защиты интеллектуальной собственности, а равно актуальными проблемами в сфере защиты конкуренции на глобальных рынках нового типа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные экономические и правовые понятия, используемые в сфере антимонопольного регулирования.
  • Тема 2. Понятие, система и задачи Антимонопольного права.
  • Тема 3. Источники правового регулирования конкуренции и монополии в Российской Федерации.
  • Тема 4. Понятие товарного рынка в антимонопольном праве, субъекты конкуренции, доминирующее положение на рынке.
  • Тема 5. Монополистическая деятельность.
  • Тема 6. Формы конкуренции и особенности их сочетания.
  • Тема 7. Государственное регулирование в сфере конкуренции.
  • Тема 8. Публично-правовая ответственность за нарушение антимонопольного Законодательства.
  • Тема 9. Особенности осуществления антимонопольного регулирования на рынках естественных монополий.
  • Соотношение антимонопольного регулирования и права интеллектуальной собственности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Контрольные работы выполняются в письменной форме. Целью проведения контроля является проверка знаний студентов по изученным темам и умений их применить. В течение 30 минут студент должен подготовить решение задачи, составленной на основе пройденного лекционного материала. При написании контрольной работы студенты имеют возможность продемонстрировать знание источников права, основных исследований по проблеме и навыки их применения, владение специальной терминологией. Не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами, кроме материалов, выдаваемых в качестве приложения вместе с заданиями. Оценивание выполнения задания осуществляется по 10-балльной системе.
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в письменной форме. Тест формируется из 10 закрытых вопросов с четырьмя предлагаемыми вариантами ответа, лишь один из которых является верным. Студент должен выбрать и указать в соответствующей графе один, правильный с его точки зрения вариант ответа по каждому вопросу в отдельности. Оценивание выполнения каждого из 10 текстовых вопросов осуществляется по 1-балльной системе. Целью теста является проверка догматических и нормативных знаний студентов и умения их применять при ответе на конкретные вопросы теоретического и практического характера. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, выбирает для теста любые темы из числа тем дисциплины, пройденных в рамках лекционных или семинарских занятий. Преподавателем заранее (не позднее чем за 3 дня) объявляется информация о планируемом дне проведения теста. Пользоваться любыми информационными источниками при выполнении теста запрещается. Продолжительность выполнения задания проверочной работы составляет 10 минут. Проверка работ и объявление студентам оценок за тест по соответствующей теме осуществляется в сроки, определённые локальным нормативными актами НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Контрольные работы выполняются в письменной форме. Целью проведения контроля является проверка знаний студентов по изученным темам и умений их применить. В течение 30 минут студент должен подготовить решение задачи, составленной на основе пройденного лекционного материала. При написании контрольной работы студенты имеют возможность продемонстрировать знание источников права, основных исследований по проблеме и навыки их применения, владение специальной терминологией. Не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами, кроме материалов, выдаваемых в качестве приложения вместе с заданиями. Оценивание выполнения задания осуществляется по 10-балльной системе.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. В течение 60 минут студент должен подготовить решение двух задач (казусов). При выполнении работы студент должен продемонстрировать знание необходимых правовых норм изученной дисциплины, уметь выявить сущность правовой проблемы при решении конкретной юридической задачи, ориентироваться в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Приветствуется умение использовать метод сравнительно-правового анализа. Правильное решение задачи подразумевает точное формулирование проблемы и предложение путей ее решения. Требования, предъявляемые при выполнении работы: содержание ответа должно соответствовать вопросу; в ответе должна содержаться грамотно изложенная и аргументированная позиция автора; работа должна быть аккуратно оформлена и написана разборчивым почерком на листах формата А4. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами, кроме материалов, выдаваемых в качестве приложения вместе с заданиями. Оценивание выполнения каждого задания осуществляется по 5-балльной системе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    О дисциплина = k1 х Окр1 + k1 х Окр2 + k2 х Отест + k3 x О экзамен где: О дисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов), k 1 = 0,2, k 2 = 0,1, k 3 = 0,5 О кр1 – баллы, полученные за контрольную работу 1 (письменное задание, максимум - 10 баллов), О кр2 – баллы, полученные за контрольную работу 2 (письменное задание, максимум - 10 баллов), О тест – баллы, полученные за тест 1 (письменное задание из 10 тестовых вопросов с вариантами ответа, максимум - 10 баллов), О экзамен - баллы, полученные на экзамене (максимум - 10 баллов). 1. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 2. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Пузыревского С.А. - Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция. Учебное пособие - 978-5-392-19277-9 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/30079 - 30079 - PROSPECT
  • Под ред. Пузыревского С.А. - Конкурентное право России. Практикум - 978-5-392-18811-6 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/29439 - 29439 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под общ. ред. Чучи С.Ю. - Обзор судебной практики. Антимонопольное законодательство. Выпуск 1 - 978-5-392-13136-5 - Проспект - 2014 - http://ebs.prospekt.org/book/27892 - 27892 - PROSPECT
  • Под ред. Тенишева А.П., Шишко И.В., Лужбина Е.Л. - Антимонопольное регулирование: проблемы законодательства, теории и практики. Монография - 978-5-392-27383-6 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/40310 - 40310 - PROSPECT

Авторы

  • Булдык Наталья Николаевна
  • Рыбникова Ирина Андреевна