We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Redefining Organised Crime A Challenge for the European Union?

Kleymenov I. M., Forlati S., Carnevale S. et al.

Portland: Hart Publishing, 2017.

Article
White-Collar Crime Sentencing in the Russian Federation

Kleymenov I. M., Meško G.

Revija za Kriminalistiko in Kriminologijo. 2019. Vol. 70. No. 4. P. 384-393.

Book chapter
Police and judicial response to crime in the Russian Federation

Kleimenov I. M.

In bk.: Criminal Justice and Security in Central and Eastern Europe From Common Sense to Evidence-based Policy-making Book of Abstracts. Maribor: University of Maribor Press, 2018. P. 14.

Contacts

Address: 17 Promyshlennaya ul., room 305, 198099, Saint Petersburg

Phone/fax: (812) 785-25-40

Email: urdekanat@hse.spb.ru; gpipkaf@hse.spb.ru

Administration
Department Head Vladimir A. Sivitsky

Administrative Law

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 1 module

Instructors

Boldinow, Jarosław

Boldinow, Jarosław

Кудилинский Михаил Николаевич

Кудилинский Михаил Николаевич

Maskaeva, Irina

Maskaeva, Irina

Толстиков Александр Владимирович

Толстиков Александр Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право», «История государства и права России».Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин «Предпринимательское право», «Финансовое право», «Налоговое право», а также при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: – понятие и сущность государственного управления и исполнительной власти, их соотношение;– предмет и метод административного права;– понятие и систему административного права;– историю, актуальные проблемы и тенденции развития науки административного права;– систему источников административного права, систему административного законодательства;– особенности административно-правовых норм;– особенности административно-правовых отношений;– особенности правового статуса различных субъектов административного права: индивидуальных и коллективных;– основы государственной службы;– административно-правовые формы и методы государственного управления;– понятие и сущность административного процесса, виды и особенности административных производств;– сущность и виды административного принуждения;– основания административно-правовой ответственности, порядок привлечения к ней и способы правовой защиты;– способы обеспечения законности в государственном управлении;– особенности государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сфере;2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, - применять на практике полученные знания, - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов;– грамотно применять нормы административного материального и процессуального права в профессиональной деятельности;– правильно квалифицировать юридические факты в сфере государственного управления;– грамотно квалифицировать административное производство применительно к конкретному делу;– определять применимые в конкретном случае правовые формы государственного управления и ориентироваться в нормативной правовой базе, устанавливающей требования к их реализации;– разграничивать различные виды административного принуждения и определять правовые способы защиты от них;3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой;- применения положений теории административного права при разрешении практических вопросов в сфере государственного управления;- применения норм административного права при реализации прав и обязанностей в сфере государственного управления;- выбора эффективных способов защиты прав в сфере государственного управления;- процессуального оформления административных процедур в рамках различных административных производств;- выявления и квалификации административных правонарушений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области административного права
  • выработка навыков анализа источников административного права и использования принципов и норм административного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при решении проблемы выбора эффективного способа правовой защиты в сфере государственного управления, эффективного способа разрешения административного спора
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет административного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли административного права от иных отраслей права в части регулирования наиболее значимых аспектов государственного управления. Ориентируется в категориальном аппарате правовой отрасли. Способен выявлять особенности (признаки) административно-правовых отношений и квалифицировать отношения как административно-правовые.
  • Знает систему источников административного права. Понимает содержание Понимает содержание основных принципов правового регулирования административно-правовых отношений и использует их при решении проблем применения действующего административного законодательства.
  • Знает особенности правового статуса субъектов административных правоотношений, понимает содержание основных характеристик их правосубъектности. Способен определить ключевые особенности правового статуса отдельных индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений, в том числе в зависимости от вида административно-правовых отношений.
  • Знает правовые формы государственного управления и способен выявить их разновидности в решениях соответствующих субъектов на практике. Способен осуществлять правовое сопровождение принятия государственно-управленческих решений. Способен определять и реализовывать эффективные способы защиты прав в рамках административных споров, включая обжалование (оспаривание) административных актов.
  • Знает виды административно-правового принуждения и виды административно-принудительных мер. Имеет представление о системе действующего законодательства в области административного принуждения. Способен определять возможные способы защиты прав при реализации различных мер административного принуждения и оценивать их эффективность.
  • Понимает суть и содержание административного процесса. Знает основные особенности различных видов административных производств. Способен осуществлять правовое сопровождение отдельных административных процедур и административных производств.
  • Знает особенности административной ответственности и умеет разграничить ее с иными видами юридической ответственности. Способен определить наличие или отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности. Имеет представление о содержании стадий производства по делам об административных правонарушениях. Способен осуществлять правовое сопровождение привлечения к административной ответственности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика отрасли административного права. Предмет и метод административного права
  • Тема 2. Система источников административного права
  • Тема 3. Субъекты административного права. Особенности административно-правового статуса индивидуальных и коллективных субъектов административного права
  • Тема 4. Формы и методы государственного управления
  • Тема 5. Административное принуждение
  • Тема 6. Административный процесс. Административные производства
  • Тема 7. Административно-деликтное право. Административные правонарушения и административная ответственность. Производство по делам об административной ответственности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1
    Контрольная работа 1. Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего теоретико-практический характер: решение задачи (казуса), правовой коллизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется проверяющим преподавателем в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции и проведены семинарские занятия. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению контрольной работы студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Возможность использования вспомогательных материалов обусловлена степенью сложности и типом задания в рамках контрольной работы. Контрольная работа выполняется по темам, пройденным (прослушанным), к моменту назначения даты ее выполнения. Контрольная работа проводится в период 3, 4 модулей. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Контрольная работа выполняется в письменной форме. При оформлении решения задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КоАП РФ, КАС РФ). Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут. Контрольная работа проводится, как правило, во время семинарского занятия.
  • неблокирующий экзамен 1
    Экзамен 1. Цель проведения экзамена - определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией административного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в сфере государственного управления, и степени формирования способности грамотного право применения в области административного права. Экзамен предусматривает выполнение одного задания в виде решения задачи (казуса). Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе, преподавателем, ведущим лекционные занятия с учетом мнения преподавателей, ведущих семинарские занятия. Экзаменационное задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению экзамена студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения экзамена. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Экзамен 1 проводится в 4 модуле. О дате проведения экзаменов студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Экзамен проводится в письменной форме. При оформлении решения экзаменационного задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения экзамена – 60 минут.
  • неблокирующий контрольная работа 2
    Контрольная работа 2. Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего теоретико-практический характер: решение задачи (казуса), правовой коллизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется проверяющим преподавателем в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции и проведены семинарские занятия. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению контрольной работы студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Возможность использования вспомогательных материалов обусловлена степенью сложности и типом задания в рамках контрольной работы. Контрольная работа выполняется по темам, пройденным (прослушанным), к моменту назначения даты ее выполнения. Контрольная работа проводится в период 1 модуля второго года обучения. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Контрольная работа выполняется в письменной форме. При оформлении решения задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КоАП РФ, КАС РФ). Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут. Контрольная работа проводится, как правило, во время семинарского занятия.
  • неблокирующий экзамен 2
    Цель проведения экзамена - определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией административного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в сфере государственного управления, и степени формирования способности грамотного правоприменения в области административного права. Экзамен предусматривает выполнение одного задания в виде решения задачи (казуса). Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе, преподавателем, ведущим лекционные занятия с учетом мнения преподавателей, ведущих семинарские занятия. Экзаменационное задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению экзамена студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения экзамена. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Экзамен 2 проводится в 1 модуле второго года обучения. О дате проведения экзаменов студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Экзамен проводится в письменной форме. При оформлении решения экзаменационного задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения экзамена – 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    О1 = 0,3 * Окр1 + 0,7 * Оэкз1 О1 - результирующая оценка за первый год обучения (максимум – 10 баллов); Окр1 - оценка за контрольную работу 1 (максимум – 10 баллов); Оэкз1 - оценка за экзамен 1 (максимум – 10 баллов)
  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    Оитог = 0,1 * Окр2 + 0,6 * Оэкз2 + 0,3 * О1 Оитог – итоговая оценка по дисциплине за оба года обучения (максимум – 10 баллов) Окр2 - оценка за контрольную работу 2 (максимум – 10 баллов); Оэкз2 - оценка за экзамен 2 (максимум – 10 баллов); О1 – результирующая оценка за первый год обучения (максимум – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. - Административное право Российской Федерации. 2-е издание. Учебник - 978-5-9988-0780-0 - РГ-Пресс - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/42291 - 42291 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Деменкова Н.Г., Игнатова М.С., Стариков И.Ю. - Административное право в схемах и таблицах. 2-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-27810-7 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/40764 - 40764 - PROSPECT

Авторы

  • Фетискина Ксения Дмитриевна
  • Власова Ольга Леонидовна
  • Маскаева Ирина Ивановна