«И сейчас я готов безустанно петь панегирик заданиям "Международной олимпиады молодёжи"»
На филологии учатся не только студенты из России, но и иностранцы. Мы пообщались с Михаилом Бешимовым, поступившим в Питерскую Вышку по «Международной олимпиаде молодёжи» и приехавшем из Бишкека (Киргизия). В интервью он рассказал про свой опыт написания олимпиады, о сложностях переезда и первых месяцев учебы, а также дал совет иностранцам, которые захотят поступать на филфак НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга.
— Как ты узнал о ВШЭ?
— Как именно я узнал о ВШЭ было бы вспомнить затруднительно: дело в том, что в 10-11 классах у меня была пора беспорядочного участия во всех олимпиадах, которые попадутся на глаза, и мне не было принципиальной разницы, принимаю ли я участие в одной из множества олимпиад от СПбГУ, ВШЭ или Томского Государственного Университета, я просто получал удовольствие от процесса, не заглядывая в будущее. Так что вполне возможно (и даже наиболее вероятно), что о ВШЭ я как следует узнал уже после того, как победил в проводимой ею «Международной олимпиаде молодёжи». Наверное, мне доводилось слышать название вуза и прежде, но он ассоциировался у меня с экономикой и не вызывал какого-либо интереса. А когда ты уже видишь себя вверху списка победителей олимпиады вуза, который вроде как (да, я не знал наверняка) предоставляет бюджетные места победителям, ты, волей-неволей, но да узнаешь о нём во всех подробностях.
Так что да, я не собирался целенаправленно поступать во ВШЭ, просто так получилось, но как в начале 11 класса (олимпиада была осенью), так и сейчас я готов безустанно петь панегирик заданиям «Международной олимпиады молодёжи», которые я полюбил буквально с первого взгляда. Дело в том, что обыкновенно олимпиада у меня ассоциировалась с тестами и проверкой конкретных знаний (будь то дата написания произведения или какие-либо исключительные сведения, вроде того, как должна была изначально называться «Война и мир»), в МОМе же я увидел проверку умения анализировать текст (чему в киргизской – да, наверное, и не только в киргизской – школе, честно говоря, не учат): одиннадцатиклассникам предлагалось либо написать эссе на одну из заданных тем, либо провести сопоставительный анализ двух стихотворений, либо дать филологический комментарий одному стихотворению. Все эти задания, как принято говорить школьным канцелярским языком, творческие, и все по-своему замечательные. Сам я предположил тогда, что большинство старшеклассников охотней будут писать эссе, опыт которого у них так или иначе есть, поэтому больше шансов должно быть в других заданиях, так что я взял сопоставительный анализ стихотворений «В полдневный зной в долине Дагестана» Пригова и «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана») Лермонтова, который, видимо, мне удался.
— Как проходил твой путь от победы в олимпиаде до списков о зачислении?
— Сначала, когда я увидел себя первым в списке победителей, был ужасно рад, но даже больше не из-за последствий, которые этот факт мог за собой повлечь, а из-за того, что мою работу оценили очень высоко. Затем я вернулся к реальности и с сомнением, но трясущимися от волнения руками, стал искать информацию о том, что получают победители. Если не ошибаюсь, там была формулировка «возможность получения бюджетных мест». Рассказав об этом всем родственникам и вдоволь налюбовавшись результатами, я решил для себя, что до тех пор, пока не получу «однозначно бюджет» вместо «возможно бюджет», радоваться не стоит, поэтому был в некотором напряжении до тех пор, пока не пришло письмо от Вышки о том, какие программы мне предлагаются (Москва, Петербург, Новгород). Недолго думая (не больше дня), я ответил, что хочу учиться в Петербурге и окончательно выдохнул. Это была середина учебного года, все нервно готовились к экзаменам, поступлению, волновались из-за оценок, мне же уже было всё совершенно безразлично. В остальном я продолжал прежнюю жизнь, много читал (теперь, правда, больше внимания уделяя текстам про Петербург), немного подтягивал свои знания по истории России (в Киргизии она не преподаётся) и просто расслабленно ждал конца школы, лета, поступления – тогда не было никаких неожиданностей.
— Расскажи о том, почему ты не с сентября начал очно учиться во ВШЭ, а прилетел позже.
— Ни в один из моментов я не волновался о переезде. Однако замечательный ковид старался внести некоторую сумятицу в мою размеренную жизнь. Во всяком случае, я не смог прилететь в Петербург ни в августе, ни в сентябре, ни даже в первой половине октября. Границы были закрыты, билеты стоили неимоверных денег (мой одноклассник, который тоже поступил на бюджет в петербургский вуз, прилетел в город на месяц раньше, но заплатил за билет в один конец около 50 тысяч рублей). А некоторые иностранцы (например, из Узбекистана) получили возможность прилететь, уже почти весь год проучившись дистанционно. Но Вышка сумела обеспечить нам достойное дистанционное обучение в сентябре-октябре даже при том условии, что вся Россия тогда училась очно (и Вышка – не исключение). Безусловно, два месяца в условиях, когда ты сидишь на парах у себя в комнате где-то в Бишкеке, в то время как твои одногруппники посещают аудитории на канале Грибоедова, были довольно тяжелы в моральном плане. Кроме того, так как гибридное обучение было ещё необкатанной чрезвычайной мерой, не могли не возникать технические затруднения, но преподаватели охотно шли нам навстречу и старались создавать комфортные условия «униженным и оскорблённым» пленникам своих стран. Грела мысль, что это когда-то кончится, и я тоже смогу посещать аудитории на Грибанале. И действительно, это кончилось: 23 октября я смог прилететь. Однако, замечательный ковид и тут сумел смешать карты – переводили на дистант теперь совершенно всех, так что в аудитории побывать не получилось. По крайней мере, я был уже в Петербурге (впервые), и мог каждый день исследовать достопримечательности города. А опыт, полученный в первые два месяца дистанта был поистине бесценен, так что я с улыбкой наблюдал за тем, как «новопереведённые» на дистант вчерашние очники страдают от формата обучения, при том, что учиться онлайн, когда все учатся онлайн, во много раз легче и приятнее, чем то, что было у нас.
— Расскажи про отношение иностранцев между собой, держитесь ли вы группой.
— Кроме того, как раз благодаря условиям изоляции и «товарищества по несчастью» в первые же месяцы иностранцы филфака очень сдружились друг с другом, и до сих пор у нас есть греющий душу чат, с которым связано немало самых разных воспоминаний, с перспективы пары лет очень даже приятных. Без наигранного пафоса можно сказать, что мы переносили все трудности гибрида вместе, деля на восьмерых множество проблем. И хотя, конечно, всё наше дружество давно уже в Петербурге, при любых групповых мероприятиях мы тянемся друг к другу. Вдобавок, три иностранки, одна из Молдовы и две из Узбекистана, живут в одном общежитии на Запорожской.
— Расскажи про общежитие.
— Я оказался несколько изолирован от остальных иностранцев в плане общежития (вероятно, потому что смог приехать раньше остальных), однако, по праву, не перестаю говорить о том, как мне повезло с ним. Я живу на Ленсовета, 29. Во-первых, здесь всё новое и недавно был капитальный ремонт, поэтому все мои стереотипы о неприятной ветхости любых общежитий разлетелись в пух и прах от цивильности конкретно моего. Во-вторых, от общежития до станции метро можно дойти за 5 минут, что обеспечивает просто фантастическую мобильность: меньше чем за полчаса можно уже быть в центре города, а за час – практически на любой станции. Для меня, как для человека, который с 4 по 11 класс каждое утро ехал час до школы на маршрутке или троллейбусе, такая мобильность была огромным бонусом. И, наконец, в-третьих, 1170 рублей в месяц за такие условия (а, ещё не сказал, что я живу в трёхместной комнате с душем и туалетом) – это очень и очень здорово. Даже стипендии в 1821 р. (которая, правда, гораздо ниже, чем в других университетах) хватает на оплату общежития, да ещё и остаётся на то, чтобы взять проездной на месяц на метро.
— Дай совет для поступающих иностранцев.
— Будущим иностранным абитуриентам, которым приглянулся путь поступления через МОМ, я бы сказал следующее. Если вам нравится поэзия, если вы тратите в 10-11 классе немало времени на то, чтобы читать поэтические книги разнообразных авторов, по собственной инициативе анализируя (даже без каких-либо методик) понравившиеся или непонятные тексты, если у вас есть опыт написания эссе не по заданной форме, то вы безусловно имеете высокие шансы взять призовое место или стать победителем в МОМ по филологии, причём, «без подготовки», как это получилось у меня. Главное не думать о результате, а получать удовольствие от процесса, чему задания МОМ будут способствовать.