We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ancient Greek

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors


Kostyleva, Tatiana

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты обучаются основам древнегреческого языка, досконально знакомятся с тонкостями древнегреческой грамматики, принципы описания и изучения которой лежат в основе классической филологической науки. В ходе изучения грамматического строя древнегреческого языка студенты получат представление о периодизации истории древнегреческого языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины по выбору «Древнегреческий язык» является обеспечение студентов филологической программы базовым знанием грамматики, фонетики, лексики древнегреческого языка.
  • Сопутствующая цель курса - погружение слушателей в реалии культуры посредством развития навыков чтения оригинальных текстов на аттическом диалекте древнегреческого языка классического периода (5–4 вв. до н. э.).
  • Студенты получают представление о периодизации истории древнегреческого языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает грамматические категории имени. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Знает основные предлоги.
  • Знает формы второго аориста. Умеет строить придаточные предложения цели.
  • Знаком с основными принципами слияния гласных в существительных и глаголах.
  • Может назвать имена трёх окончаний.
  • Может перечислить основы атематического склонения на -ν-.
  • Может перечислить основы атематического склонения на гласный.
  • Определяет медиально-пассивный перфект.
  • Понимает особенности атематического спряжения.
  • Различает виды условных предложений и умеет их строить.
  • Склоняет прилагательные тематического склонения. Знает относительное местоимение.
  • Склоняет существительные тематического склонения.
  • Способен определить категорию наклонения и может перечислить значения сослагательного наклонения.
  • Спрягает глагол, грамотно образует формы изъявительного и повелительного наклонения.
  • Умеет назвать и применить все основные формы глагола.
  • Грамотно читает, пишет, воспринимает материал
  • Знает основные формы глагола.
  • Знает основы атематического склонения на -ντ-.
  • Знает основы атематического склонения на дифтонги. Знает все типы условные предложений.
  • Знает основы атематического склонения на смычный.
  • Знает первичные и вторичные окончания глагола, принципы образования форм имперфекта.
  • Знает употребительные отложительные глаголы. Владеет конструкцией Genetivus absolutus.
  • Знаком с основами атематического склонения на -σ-.
  • Опознает и умеет употреблять желательное наклонение.
  • Опознает основы атематического склонения, оканчивающиеся на сонанты.
  • Опознает слитные глаголы и может назвать некоторые функции падежей
  • Определяет значение медиального залога и грамотно образует его формы.
  • Определяет непереходно-пассивные формы глагола.
  • Ориентируется в основных функциях родительного падежа и правильно употребляет его формы.
  • Понимает значение, образование и употребление аориста.
  • Понимает значение, умеет образовывать формы перфекта.
  • Способен опознать атематический корневой аорист
  • Способен опознать корневой перфект, perfectum II
  • Умеет образовывать форму с приращением от префиксальных глаголов. Знает конструкцию Accusativus cum infinitivo
  • Умеет определять будущее простое и знает, глаголы тематического спряжения
  • Умеет склонять существительные с основой на -α-.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю греческого языка.
  • Глагол. Грамматические категории глагола.
  • Глаголы атематического спряжения
  • Грамматические категории имени.
  • Тематическое (2) склонение существительных.
  • Прилагательные тематического (2) склонения.
  • Прошедшие (исторические) времена глагола.
  • Imperfectum activi атематического спряжения.
  • Склонение имен с основой на -α- (1 склонение).
  • Прилагательные женского рода с основой на -α-.
  • Слияние гласных в именных и глагольных формах.
  • Слитные глаголы тематического спряжения.
  • Грамматическая категория залога.
  • Медиальный залог атематических глаголов (Praesens).
  • Имена с тремя формами грамматического рода 1 и 2 склонений.
  • Грамматическая категория наклонения.
  • Optativus praesentis.
  • Регулярные глаголы тематического спряжения.
  • Futurum secundum.
  • Атематическое (3) склонение.
  • Аорист
  • Основные формы глагола и основы, от которых они образуются.
  • Тематический аорист (Aoristus II activi et medii).
  • Имена с основой на -σ- атематического (3) склонения.
  • Атематический (корневой) аорист.
  • Непереходно-пассивная основа глагола.
  • Система перфекта.
  • Perfectum II, plusquamperfectum II activi.
  • Perfectum et plusquamperfectum medii-passivi.
  • Основные формы глагола.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Проверочные работы
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 30 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Лексические диктанты
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 25 минут.
  • неблокирующий Итоговый контроль
    Экзамен проводится письменно дистанционно. Во время подготовки ответов, студенту разрешается пользоваться словарем. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.24 * Проверочные работы + 0.24 * Лексические диктанты + 0.12 * Домашняя работа + 0.4 * Итоговый контроль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mastronarde, D. J. (2013). Introduction to Attic Greek (Vol. 2nd ed). Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=517398
  • Доровских, Л. В. Древнегреческий язык : учебное пособие / Л. В. Доровских. — 6-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 134 с. — ISBN 978-5-9765-1049-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100013 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bakker, E. J. (2010). A Companion to the Ancient Greek Language. Chichester, West Sussex: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=310720
  • Fairbairn, D. (2011). Understanding Language : A Guide for Beginning Students of Greek and Latin. Washington, District of Columbia: Catholic University of America Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=943097
  • Титов О. А. - ВВЕДЕНИЕ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 163с. - ISBN: 978-5-534-11267-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-drevnegrecheskiy-yazyk-445204

Авторы

  • Костылева Татьяна Владимировна
  • Ермакова Лия Леонидовна