• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Introduction to the Analysis of Ancient Texts"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен основам анализа наиболее значимых произведений греческой и латинской литературы на материале различных известных текстов. В ходе занятий слушатели не только приобретают навыки анализа текстов, но и получают представление о рецепции античности в новоевропейской культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с проблемами и методами анализа наиболее значимых произведений греческой и латинской литературы
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Имеет представление о наиболее значимых эпических произведениях Греции и Рима. Понимает особенности эволюции эпоса.
  • Имеет представление о наиболее значимых образцах элегической поэзии. Способен проанализировать произведение, исходя из его жанровых особенностей.
  • Имеет представление о наиболее значимых лирических произведениях. Знает основные жанровые особенности.
  • Имеет представление о наиболее значимых трагедиях Греции. Способен проводить сопоставительный анализ прочитанных текстов разных жанров.
  • Имеет представление о наиболее значимых романах греческой и римской литературы. Способен проводить сопоставительный анализ прочитанных текстов разных жанров.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анализ эпического произведения
    Проблема единства гомеровских поэм. Унитаризм. Геометризм композиции и вопрос о единстве. Эпический нарратив. Композиционные методы у Вергилия. Анализ субжанров. Функция прямой речи. Эпические дигрессии.
  • Анализ дидактической и элегической поэзии
    Жанровая композиция. Топосы и фигуры мысли
  • Анализ лирической поэзии
    Раздел 1: Лирика в системе литературных жанров. Поэтическая функция языка. Пиндар и «пиндарическая ода». Сапфо. Анакреонт. Горацианская ода. Композиция горациевских гимнов. Анализ топики и фигур мысли.
  • Анализ трагедии
    Раздел 1: Мировая литература как предмет изучения. Проблема жанра. Аристотель о строении трагедии. Трагическая ирония и вопрос о точке зрения. Аттическая драма и древнегреческий полис.
  • Анализ романа
    Античный роман. Проблемы жанра, композиции. Вопрос о его аудитории и аллегорической природе, соотнесенность с философскими концепциями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом не менее 10 тыс.знаков). Эссе выполняется студентом вне аудитории. Внимание уделяется преимущественно композиции и ее связи с жанром. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в работе. При наличии в эссе плагиата в форме дословного изложения чужого текста (без указания авторства и ссылки на источник) или в форме парафразы (без указания авторства и ссылки на источник), то есть изложения чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста, преподаватель вправе оценить эссе в 0 баллов, независимо от объема заимствованного текста.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменные ответы на вопросы. Работа в аудитории.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента в рамках темы семинара. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.5 * Итоговое эссе + 0.15 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Мисюров Н.Н. — Античная литература - живое наследие древних: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-9765-4245-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/123644
  • Curtius, E. R. (2013). European Literature and the Latin Middle Ages (Vol. New edition). Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=542951

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nagy, G. (1996). Homeric Questions (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157576
  • МАЛЬЧУКОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА. (2016). О Фантастическом В Античной Словесности. Проблемы Исторической Поэтики, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16935009