• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Введение в анализ древних текстов"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Шмараков Роман Львович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Введение в анализ древних текстов" посвящен основам анализа наиболее значимых произведений греческой и латинской литературы на материале различных известных текстов. В ходе занятий слушатели не только приобретают навыки анализа текстов, но и получают представление о рецепции античности в новоевропейской культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с проблемами и методами анализа наиболее значимых произведений греческой и латинской литературы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Читает, понимает, обрисовывает контексты и объясняет смысл значимых эпических произведениях Греции и Рима. Перечисляет и характеризует особенности эволюции эпоса.
  • Рассуждает о прочитанных наиболее значимых образцах элегической поэзии. Анализирует произведения, исходя из их жанровых особенностей.
  • Читает и разъясняет особенности наиболее значимых лирических произведений. Определяет основные жанровые параметры лирики на примерах ее античных образцов.
  • Воспроизводит названия и имена авторов, сюжетный ход, мифологическую основу и имеет опыт чтения и анализа наиболее значимых трагедий Греции. Проводит сопоставительный анализ прочитанных текстов разных жанров.
  • Перечисляет и классифицирует наиболее значимые романы греческой и римской литературы. Осуществляет сопоставительный анализ прочитанных текстов разных жанров.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анализ эпического произведения
    Проблема единства гомеровских поэм. Унитаризм. Геометризм композиции и вопрос о единстве. Эпический нарратив. Композиционные методы у Вергилия. Анализ субжанров. Функция прямой речи. Эпические дигрессии.
  • Анализ дидактической и элегической поэзии
    Жанровая композиция. Топосы и фигуры мысли
  • Анализ лирической поэзии
    Раздел 1: Лирика в системе литературных жанров. Поэтическая функция языка. Пиндар и «пиндарическая ода». Сапфо. Анакреонт. Горацианская ода. Композиция горациевских гимнов. Анализ топики и фигур мысли.
  • Анализ трагедии
    Раздел 1: Мировая литература как предмет изучения. Проблема жанра. Аристотель о строении трагедии. Трагическая ирония и вопрос о точке зрения. Аттическая драма и древнегреческий полис.
  • Анализ романа
    Античный роман. Проблемы жанра, композиции. Вопрос о его аудитории и аллегорической природе, соотнесенность с философскими концепциями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом не менее 10 тыс.знаков). Эссе выполняется студентом вне аудитории. Внимание уделяется преимущественно композиции и ее связи с жанром. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в работе. При наличии в эссе плагиата в форме дословного изложения чужого текста (без указания авторства и ссылки на источник) или в форме парафразы (без указания авторства и ссылки на источник), то есть изложения чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста, преподаватель вправе оценить эссе в 0 баллов, независимо от объема заимствованного текста.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. Контрольная работа состоит из 1 варианта, включающего 4 вопроса. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала.. Время выполнения – 45 минут.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинаре предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной из предложенных тем, соответствующих темам лекционных занятий.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.5 * Итоговое эссе + 0.15 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Norberg, D. L., & Ziolkowski, J. M. (2004). An Introduction to the Study of Medieval Latin Versification. Catholic University of America Press.
  • Мисюров Н.Н. - Античная литература - живое наследие древних: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-9765-4245-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123644

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nagy, G. (1996). Homeric Questions (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157576
  • Nietzsche, F., Kennedy, J. M., & Levy, O. (2013). Homer and Classical Philology. The Floating Press.
  • МАЛЬЧУКОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА. (2016). О Фантастическом В Античной Словесности. Проблемы Исторической Поэтики, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16935009