• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cultural Semiotics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов филологов с семиотикой – наукой о знаках - и её основными представителями, теоретиками и практиками (Р. Барт, Тартуская школа семиотики). Курс предлагает введение в проблематику знака и знаковых систем, обсуждая проблемы коннотации и денотации, а также представления об естественном языке в широкой перспективе систем знаковой деятельности. Курс также затрагивает проблемы мимесиса и семиозиса в рамках знаковых систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам теоретическое понятие о семиотике как этике коммуникации.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент обладает знаниями о соотношениях коммуникации и знаков, студент имеет представление о конструировании знака и способен разотождествить знаки и сигналы, а также знаки индивидуального опыта и институциональные знаки.
  • Студент знает различные виды знаков и умеет аргументированно обосновать определение знака в осмыслении Соссюра, владеет основной терминологией и теоретическими знаниями.
  • Студент способен осмыслять многоуровневые знаковые конструкции, студент понимает различия между денотацией и коннотацией, а также способен видеть практические импликации в современном мире.
  • Студент овладевает представлениями о двойном процессе означивания, а также специфике языкового высказывания в его соотнесённости с художественной функцией. Студент способен сформулировать теоретическое и практическое видение проблемы.
  • Студент получает представление о специфике семиозиса и о системе кодов в повествовательном тексте. Студент овладевает терминологией, требуемой для глубокого теоретического осмысления постулированных проблем знакопорождения.
  • Студент получает представление о понятии "эффекта реальности" и его соотнесённости с семиотической проблематикой. Студент способен формулировать и анализировать проявления телесного миметизма в художественном тексте и делать филологически актуальные выводы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникация и знаки
    Коммуникация и знаки. Возможность незнаковой коммуникации (в технике и человеческих отношениях) и знаковой деятельности без коммуникации (например, рамках «уликовой парадигмы» или в теории внутреннего знака как когнитивного средства). Конструирование понятия знака: знак в отличие от сигнала, знаки индивидуального опыта в отличие от институциональных знаков
  • Конструирование понятия знака
    Конструирование понятия знака (продолжение). Три вида знаков и преимущественная роль знаков-символов в нашей культуре. Двоичные и троичные схемы знака. Дематериализованное, чисто психическое определение знака в семиотике Соссюра, позволяющее создать структурную теорию знака как чистой игры различий. Систем-ный характер «соссюровских» знаков и основные операции с ними (селекция и комбинация). Стоимость знаковой деятельности и ее сокращение в высоко абстрактных системах, где носителями значения служат минимальные элементы и различия.
  • Вторичные процессы смыслообразования
    Денотация и коннотация, многоуровневые знаковые конструкции. Коннотативные процессы в смешанных (иконико-символических) знаковых си-стемах. Сила и опасность коннотации. Коннотация как носитель власти, социального внушения, мистификации; ее использование в идеологии, пропаганде. Коннотация как средство игры со знаками; ее применение в художественном творчестве.
  • Естественный язык в системе знаковой деятельности
    Его специфические свойства: двойное членение речи, двойной процесс означивания. Художественная (поэтическая) функция в ряду других функций языкового высказывания. Связь поэтической функции с повторением, с подавлением референциальной информации. Два культурных механизма, по-разному применяющих этот процесс: массовое производство/потребление «одноразовых» текстов или углубленное перечитывание и комментирование одних и тех же текстов. Два типа культур, соответствующих этим механизмам, их сильные и слабые стороны.
  • Многокодовая структура культуры и художественного текста
    Минимальный набор кодов, сочетающихся в повествовательном тексте. «Чужие» коды в тексте; интертекстуальное взаимодействие как обмен кодами, а не отдельными элементами. Неравномерная условность при включении текста в текст; различные формы сочленения текстов. Культура как открытый семиозис, исчезновение отдельных и стабильных знаков в таком семиозисе.
  • Миметические процессы, поддерживающие и ограничивающие семиозис
    «Эффект реальности» - точка соприкосновения этих двух начал. Телесный миметизм и его воссоздание в тексте, когда знаковая коммуникация преодолевает сама себя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lotman, I. M., Clark, W., & Grishakova, M. (2009). Culture and Explosion. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=302897
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Johansen, J. D., & Larsen, S. E. (2002). Signs in Use : An Introduction to Semiotics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=136373
  • Махортова, О. (2010). Семиотика Культуры В Работах Б. Успенского. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14478576