• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семиотика культуры

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Семиотика – наука о знаках, они служат главным, хотя не единственным, средством коммуникации, и устройство знака формирует собой ее процесс, предопределяя как ее изъяны, так и наши возможности бороться с ними. Секулярные, не обеспеченные высшим авторитетом знаки являются ненадежными, они искажают смысл передаваемых с их помощью сообщений, прибавляют к нему вторичные, паразитические смыслы, делают коммуникацию обманчивой и чреватой опасными недоразумениями. Поэтому семиотика – не просто нейтральная наука о знаках; ее важнейшая этическая функция – кри-тика знака, демистификация социального дискурса. Во Франции видным теоретиком и практиком семиотики, занимавшимся этой работой, был Ролан Барт; в Советском Союзе Тартуская школа семиотики служила одним из центров интеллектуальной оппозиции, противостоявшей тоталитарной пропаганде. В пределе критика знака может доходить до разрыва связи между коммуникацией и знаками, вести к поискам некоммуникативных или же незнаковых моделей культурной деятельности. Семиотика интересуется, с одной стороны, проектами искусственных языков, нацеленных на однозначность (они могут быть утопическими или вполне реальными – например, в современной информатике), а с другой стороны – возможностями нестандартного, «перверсивного» использования зна-ков, например в художественном творчестве, где знаки обыгрываются, намеренно деформируются, делаются сверхмногозначными или же вовсе бессмысленными и т.д. Современная семиотика одним своим крылом смыкается с кибернетикой (теорией технических систем коммуникации), а другим крылом – с теорией литературы, причем в ее радикальных направлениях, ориентирующихся на опыт авангарда XX века.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам теоретическое понятие о семиотике как этике коммуникации.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Способен свободно осуществлять профессиональную письменную и устную коммуникацию на русском языке как родном в его кодифицированной литературной форме
  • Способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий
  • Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности
  • Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе
  • Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
  • Способен к распространению и популяризации филологических знаний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникация и знаки
    Коммуникация и знаки. Возможность незнаковой коммуникации (в технике и человеческих отношениях) и знаковой деятельности без коммуникации (например, рамках «уликовой парадигмы» или в теории внутреннего знака как когнитивного средства). Конструирование понятия знака: знак в отличие от сигнала, знаки индивидуального опыта в отличие от институциональных знаков
  • Конструирование понятия знака
    Конструирование понятия знака (продолжение). Три вида знаков и преимущественная роль знаков-символов в нашей культуре. Двоичные и троичные схемы знака. Дематериализованное, чисто психическое определение знака в семиотике Соссюра, позволяющее создать структурную теорию знака как чистой игры различий. Систем-ный характер «соссюровских» знаков и основные операции с ними (селекция и комбинация). Стоимость знаковой деятельности и ее сокращение в высоко абстрактных системах, где носителями значения служат минимальные элементы и различия.
  • Вторичные процессы смыслообразования
    Денотация и коннотация, многоуровневые знаковые конструкции. Коннотативные процессы в смешанных (иконико-символических) знаковых си-стемах. Сила и опасность коннотации. Коннотация как носитель власти, социального внушения, мистификации; ее использование в идеологии, пропаганде. Коннотация как средство игры со знаками; ее применение в художественном творчестве.
  • Естественный язык в системе знаковой деятельности
    Его специфические свойства: двойное членение речи, двойной процесс означивания. Художественная (поэтическая) функция в ряду других функций языкового высказывания. Связь поэтической функции с повторением, с подавлением референциальной информации. Два культурных механизма, по-разному применяющих этот процесс: массовое производство/потребление «одноразовых» текстов или углубленное перечитывание и комментирование одних и тех же текстов. Два типа культур, соответствующих этим механизмам, их сильные и слабые стороны.
  • Многокодовая структура культуры и художественного текста
    Минимальный набор кодов, сочетающихся в повествовательном тексте. «Чужие» коды в тексте; интертекстуальное взаимодействие как обмен кодами, а не отдельными элементами. Неравномерная условность при включении текста в текст; различные формы сочленения тек-
  • Миметические процессы, поддерживающие и ограничивающие семиозис
    «Эффект реальности» - точка соприкосновения этих двух начал. Телесный миметизм и его воссоздание в тексте, когда знаковая коммуникация преодолевает сама себя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинарах (неблокирующий)
    Выступление на семинарах, участие в дискуссии
  • Экзамен (неблокирующий)
    Устное собеседование по вопросам программы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Работа на семинарах + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lotman, I. M., Clark, W., & Grishakova, M. (2009). Culture and Explosion. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=302897
  • Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Johansen, J. D., & Larsen, S. E. (2002). Signs in Use : An Introduction to Semiotics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=136373
  • Махортова, О. (2010). Семиотика Культуры В Работах Б. Успенского. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14478576