• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "The Russian Literature of the 18th century behind Canon Borders"

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Philology
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Русская литература XVIII века за границами канона» построен как исследование литературного канона и прежде всего – того, как соотносятся центр и периферия канона, как конструируются границы, а также как литературные явления исключаются из канонического ряда. Почему классический курс истории литературы включает сатиры Кантемира, оды Ломоносова и повести Карамзина, но не рассматривает поэзию Иван Баркова, романы Матвея Комарова или прозу Александры Хвостовой? Почему за последние два века не были переизданы романы «Нума» М. М. Хераскова, «Российская Памела» П. Ю. Львова или «Роза» Н. Ф. Эмина? Была ли русская литература XVIII века только печатной литературой гражданского шрифта и какое место в литературном поле занимала рукописная литература? Рассматривая эти и другие вопросы, мы постараемся соотнести обсуждение наиболее значимых теоретических и исторических исследований, посвященных проблемам литературного канона, памяти и репутации, с чтением текстов, вызывавших заметный интерес у современных им читателей, но к настоящему времени по большому счету забытых, что позволит не только лучше понять функционирование литературы в культуре, но и получить более объемное представление о важнейшем этапе русской литературы".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с различными направлениями и аспектами изучения символической ценности литературы в приложении к текстам, значимым для истории ли- тературного процесса в России XVIII века, но выпавшим из стандартных историко-литературных нарративов.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает отдельные особенности вербального воображения российской империи XVIII века. Умеет анализировать в специально себя не локализующем тексте отдельные элементы пространственного, в том числе имперского/колониального текста. Владеет базовыми навыками чтения внятной русской скорописи XVIII века. Знает основные требования «Правил издания исторических документов» (1990) в отношении текстов XVIII века.
  • Знает отдельные особенности репрезентации в русской словесности XVIII тем квира, сексуальности и фемининности. Владеет навыками филологического анализа соответствующих проблем. Умеет готовить тексты по «Правилам издания исторических документов» (1990).
  • Знает отдельные особенности взаимного проникновения языков публичной и частной жизни в русской словесности XVIII века. Владеет навыками соответствующего филологического анализа. Умеет читать немецкий печатный шрифт (фрактуру).
  • Знает отдельные особенности путей освоения и бытования квалифицированного вербального производства в России XVIII века. Владеет навыками академического письма по основным темам курса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Словесность русской империи XVIII века: метрополия и колонии
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих воображение имперского пространства в метрополии и на колониальных окраинах, а также связь локальной идентичности с литературной маргинальностью, в том числе на примере непубликовавшегося рукописного текста. Обучение основам чтения русской рукописной скорописи XVIII века и подготовки к публикации текста по инструкции Археографической комиссии.
  • Гендерная маргинальность в русской словесности XVIII века и историческом нарративе о ней
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих вербальность квира, сексуальности и фемининности в России XVIII века. Закрепление навыков подготовки текстов по правилам Археографической комиссии.
  • Границы публичного и частного в русской литературе XVIII века
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих взаимное проникновение публичного и частного в русской словесности XVIII века, в том числе на примере билингвальной панегирической культуры середины XVIII века. Обучение навыкам чтения немецкого печатного шрифта (фрактуры).
  • Квалифицированное производство текстов в России XVIII века
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих типы квалифицированного вербального производства в России XVIII века (риторика, эпистолярная и мемуарная культура, искусство разговора). Подготовка самостоятельной работы по курсу
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Набор и вычитка рукописного текста
  • неблокирующий Набор и вычитка печатного текста
  • неблокирующий Проект исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Набор и вычитка печатного текста + 0.2 * Набор и вычитка рукописного текста + 0.3 * Проект исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Golburt, L. (2014). The First Epoch : The Eighteenth Century and the Russian Cultural Imagination. Madison, Wisconsin: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=809054
  • РОЛДУГИНА, И. (2016). Открытие Сексуальности. Ab Imperio, (2), 29–69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=117873070

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Shields Kollmann, N. (2017). The Russian Empire 1450-1801. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1450736
  • Губина Н.В. (n.d.). Агиографический Канон И Русская Классическая Литература: Возможности Интертекстуальной Номинации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fagiograficheskiy-kanon-i-russkaya-klassicheskaya-literatura-vozmozhnosti-intertekstualnoy-nominatsii