• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Русская литература XVIII века за границами канона"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Русская литература XVIII века за границами канона» построен как исследование литературного канона и прежде всего – того, как соотносятся центр и периферия канона, как конструируются границы, а также как литературные явления исключаются из канонического ряда. Почему классический курс истории литературы включает сатиры Кантемира, оды Ломоносова и повести Карамзина, но не рассматривает поэзию Иван Баркова, романы Матвея Комарова или прозу Александры Хвостовой? Почему за последние два века не были переизданы романы «Нума» М. М. Хераскова, «Российская Памела» П. Ю. Львова или «Роза» Н. Ф. Эмина? Была ли русская литература XVIII века только печатной литературой гражданского шрифта и какое место в литературном поле занимала рукописная литература? Рассматривая эти и другие вопросы, мы постараемся соотнести обсуждение наиболее значимых теоретических и исторических исследований, посвященных проблемам литературного канона, памяти и репутации, с чтением текстов, вызывавших заметный интерес у современных им читателей, но к настоящему времени по большому счету забытых, что позволит не только лучше понять функционирование литературы в культуре, но и получить более объемное представление о важнейшем этапе русской литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение знаний о русской литературе XVIII века и развитие навыков работы с текстами, позволяющими анализировать границы понятий «художественный текст» и «литература».
  • Приобретение навыков разбора отдельных литературных кейсов в свете теории литературного канона.
  • Освоение практических навыков чтения рукописной скорописи XVIII века и немецкого печатного шрифта той же эпохи (фрактуры).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает отдельные особенности вербального воображения российской империи XVIII века. Анализирует в специально себя не локализующем тексте отдельные элементы пространственного, в том числе имперского/колониального текста. Читает внятную русскую скоропись XVIII века.
  • Указывает на особенности репрезентации в русской словесности XVIII тем квира, сексуальности и фемининности и анализирует литературный материал с этих позиций.
  • Описывает и обосновывает феномен взаимного проникновения языков публичной и частной жизни в русской словесности XVIII века. Читает немецкий печатный шрифт (фрактуру).
  • Анализирует особенности путей освоения и бытования квалифицированного вербального производства в России XVIII века. В письменной форме излагает научно обоснованные факты, строит гипотезы и формулирует выводы по проблемам канононических и маргинальных аспектах русской словесности XVIII века.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Словесность русской империи XVIII века: метрополия и колонии
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих воображение имперского пространства в метрополии и на колониальных окраинах, а также связь локальной идентичности с литературной маргинальностью, в том числе на примере непубликовавшегося рукописного текста. Обучение основам чтения русской рукописной скорописи XVIII века и подготовки к публикации текста по инструкции Археографической комиссии.
  • Гендерная маргинальность в русской словесности XVIII века и историческом нарративе о ней
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих вербальность квира, сексуальности и фемининности в России XVIII века. Закрепление навыков подготовки текстов по правилам Археографической комиссии.
  • Границы публичного и частного в русской литературе XVIII века
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих взаимное проникновение публичного и частного в русской словесности XVIII века, в том числе на примере билингвальной панегирической культуры середины XVIII века. Обучение навыкам чтения немецкого печатного шрифта (фрактуры).
  • Квалифицированное производство текстов в России XVIII века
    Разбор отдельных кейсов, демонстрирующих типы квалифицированного вербального производства в России XVIII века (риторика, эпистолярная и мемуарная культура, искусство разговора). Подготовка самостоятельной работы по курсу
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе семинара
    Каждому студенту (каждой студентке) предлагается внеаудиторно, читая текст к очередному семинару (высылается не позднее чем за 4 дня до семинара в виде *.pdf или *.djvu файла; набора *.jpg файлов или ссылки на открытый электронный ресурс), подготовить краткий ответ на вопросы.
  • неблокирующий Набор и вычитка рукописного текста
    Выполните компьютерный набор текста предложенного фрагмента в соответствии с полученной по электронной почте инструкцией. При возникновении сомнений в точности отдельных чтений возможно обратиться за консультацией к преподавателю. Сомнительные чтения, сопровожденные при наборе оговоренными в инструкции пометами, не засчитываются за ошибку.
  • неблокирующий Набор и вычитка печатного текста
    Выполните компьютерный набор текста предложенного фрагмента в соответствии с полученной инструкцией, полученной по электронной почте. При возникновении сомнений в точности отдельных чтений возможно обратиться за консультацией к преподавателю. Сомнительные чтения, сопровожденные при наборе оговоренными в инструкции пометами, не засчитываются за ошибку.
  • неблокирующий Проект исследования
    Письменная работа выполняется внеаудиторно объемом до 1200 слов. Тема предлагается студентом и утверждается преподавателем или может быть выбрана из предложенного списка. Источники подбираются студентом самостоятельно. Студентам дается задание для внеаудиторной работы; срок выполнения – 8 недель.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Набор и вычитка печатного текста + 0.2 * Набор и вычитка рукописного текста + 0.3 * Проект исследования + 0.3 * Участие в работе семинара
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Golburt, L. (2014). The First Epoch : The Eighteenth Century and the Russian Cultural Imagination. Madison, Wisconsin: University of Wisconsin Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=809054
  • РОЛДУГИНА, И. (2016). Открытие Сексуальности. Ab Imperio, (2), 29–69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=117873070

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Shields Kollmann, N. (2017). The Russian Empire 1450-1801. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1450736
  • Губина Н.В. (n.d.). Агиографический Канон И Русская Классическая Литература: Возможности Интертекстуальной Номинации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fagiograficheskiy-kanon-i-russkaya-klassicheskaya-literatura-vozmozhnosti-intertekstualnoy-nominatsii